Автор конспекта:
Автор(ы): — Любимова Наталья Николаевна

Место работы, должность: — ГБОУ Республики Марий Эл «Школа — интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска», учитель начальных классов.

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл нач. шк. В 2 ч. Ч.2/А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 160с.: ил. – (Зелёный дом)

2. М.В.Ломоносов. Классики физики/ Б.Б.Кудрявцев. – М.: Просвещение, 1955. – 125с.

3. Михайло Ломоносов. С.Перевезенцев. – Ярославль: «Белый город», 2003. – 47с.

4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «Вако», 2004. 368 с.

5.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=5&text=город%20Ломоносов&img_url=www.ras.ru%2FFStorage%2Fdownload.aspx%3Fid%3Ddbf4c4ba-b109-4ee5-86c5-692f63ff550d&type=photo

6.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=7&text=город%20Ломоносов&img_url=www.vmireinteresnogo.com%2FContent%2FArticleImages%2F864%2F2.jpg%3F9857750938293741305&type

7.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=39&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2&img_url=static1.purepeople.ru%2Farticles%2F4%2F20%2F24%2F%40%2F15939-moskovskij-0x414-1.jpg&type=photo&rpt=simage

8.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=16&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%83&img_url=www.mosgid.ru%2Fimage%2F1287656509_366.jpg&type=photo&rpt=simage

Используемая методическая литература: —

1. М.В.Ломоносов. Классики физики/ Б.Б.Кудрявцев. – М.: Просвещение, 1955. – 125с.

2. Михайло Ломоносов. С.Перевезенцев. – Ярославль: «Белый город», 2003. – 47с.

3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «Вако», 2004. 368 с.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска; проектор, компьютер, выход в сеть интернет

Используемые ЦОР: —

1.Презентация Lomonosov;

2. Кроссворд Lomonocov.

Краткое описание: — Внеклассное мероприятие посвященное жизни и деятельности Ломоносова М.В.

ГБОУ РМЭ

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования

с углублённым изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

«М.В.Ломоносов»

ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Любимовой

Натальи Николаевны

г. Козьмодемьянск 2012.

Паспорт занятия

  • Класс 4
  • Продолжительность 40 минут
  • Занятие кружка «Введение в историю»
  • Тема «М.В.Ломоносов»
  • 5. Цель занятия – сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;

    6. Задачи:

    Образовательные: познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.

    Развивающие: способствовать развитию речи детей; развивать внимание и мышление учащихся, развивать кругозор,

    Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах, гордость за выдающихся ученых нашей страны.

    7. Планируемый результат:

    познавательные УУД – формировать умения применять ранее полученные знания;

    коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

    личностные УУД: формировать основы гражданской позиции;

    8. Основная мысль занятия: активный, творческий, трудолюбивый человек может добиться в жизни многого.

    9. Основные понятия: детство, юношеские годы ученого, открытия Ломоносова.

    10. Дидактические средства: историческое домино на тему «Деятельность Петра I» на партах у детей; портрет М.В.Ломоносова; даты его жизни; отрывки из произведения С.Переверзенцева; презентация по этапам жизни Ломоносова; кроссворд по теме.

    11. Средства ТСО: интерактивная доска; проектор, компьютер, выход в сеть интернет.

    12. Список используемой литературы;

    1. Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл нач. шк. В 2 ч. Ч.2/А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 160с.: ил. – (Зелёный дом)

    2. М.В.Ломоносов. Классики физики/ Б.Б.Кудрявцев. – М.: Просвещение, 1955. – 125с.

    3. Михайло Ломоносов. С.Перевезенцев. – Ярославль: «Белый город», 2003. – 47с.

    4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «Вако», 2004. 368 с.

    5.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=5&text=город%20Ломоносов&img_url=www.ras.ru%2FFStorage%2Fdownload.aspx%3Fid%3Ddbf4c4ba-b109-4ee5-86c5-692f63ff550d&type=photo

    6.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=7&text=город%20Ломоносов&img_url=www.vmireinteresnogo.com%2FContent%2FArticleImages%2F864%2F2.jpg%3F9857750938293741305&type

    7.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=39&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2&img_url=static1.purepeople.ru%2Farticles%2F4%2F20%2F24%2F%40%2F15939-moskovskij-0x414-1.jpg&type=photo&rpt=simage

    8.http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=color&p=16&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%83&img_url=www.mosgid.ru%2Fimage%2F1287656509_366.jpg&type=photo&rpt=simage

    Ход занятия:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Начало мероприятия

  • Оргмомент.
  • Вступительная беседа.
  • — Посмотрите на портрет. О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

    — Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов?

    — Давайте обозначим годы его жизни. Родился Ломоносов в 18 веке, это первые две цифры. Вторые две цифры одинаковые и если их сложить, то получиться два. Назовите дату рождения Ломоносова.

    Прожил на свете Михаил Васильевич 54 года. Назовите дату смерти ученого.

    — Во время правления какого царя родился М.В.Ломоносов?

    — Какие перемены произошли в России при Петре I?

    Дети отвечают на вопросы учителя

    (О Ломоносове)

    (ученый)

    (1711г)

    (1765г)

    (Петра I)

    3. Игра «Историческое домино».

    — На партах у вас Историческое домино. Тема «Правление Петра». Соберите его.

    Приложение 1 .

    Проверка:

    1. Самое высокое здание в России в 17 веке. (Петропавловский собор.)

  • Первый музей. (Кунсткамера)
  • Россия стала империей с (1721г)
  • Первая русская газета. (Ведомости)
  • Главная улица Петербурга. (Невский проспект)
  • Дети собирают «Домино»

    Основная часть занятия

  • Рассказ учителя о жизни М.В.Ломоносова.
  • Петр Iдал сильный толчок развитию страны, что уже ничего не могло остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который, будучи сыном поморского рыбака, стал величайшим русским ученым.

    На партах у вас лежит текст. Прочитайте его. Приложение 2.

    Найдите в тексте ответы на вопросы, которые я сейчас задам.

    1. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море?

    — Для чего они выходили в море?

    — Как вы думаете, легко ли было 10-летнему мальчику на корабле?

    Учитель читает следующий отрывок:

    Когда Михайлу исполнилось 10 лет, отец сказал ему: «Весной пойдёшь со мной в море рыбачить». Далеко уплывало рыбачье судно. Много работы было у мальчика во время лова. Покрасневшими от холода руками он помогал ставить и вытаскивать сети, выбирать рыбу, солить улов. Соль разъедала пальцы, от тяжелой работы ныли руки и спина. Работа в суровом море сделала Михаила упорным, сметливым, наблюдательным.

    2. Кто был первым учителем Ломоносова?Звали его Иван Шубный.

    -Начало 18 века, Архангельск, как выдумаете, по каким книгам учился Ломоносов читать?

    -Читать он научился достаточно поздно, лет в 11 – 12. Однажды у соседа он обнаружил 2 книги. Это были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, они стали любимыми книгами. Молодой Ломоносов выучил их наизусть.

    3. Какими качествами характера обладал юный Ломоносов?

    -Какие поступки говорят о том или ином качестве?

    Рассказ учителя о годах учебы М.В.Ломоносова. Приложение 3.

    Рассказ сопровождается показом презентации.

    Дети читают текст.

    Дети находят ответы в тексте

    в 10лет

    ловить рыбу

    Думаем, ему было не легко

    Дьячок местной церкви.

    По церковным

    Любознательность, наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, упорство, смелость, решительность

    5. Предварительная поисковая работа.

    М.В.Ломоносов был первым великим русским ученым. Он сделал много важных открытий в физике и химии, он занимался астрономией, историей, литературой, русским языком и многими другими науками.

    Некоторые из вас перед нашим уроком получили задания. Давайте послушаем, какие ответы вы нашли? Рассказ детей предваряет показ слайдов.

    1. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительную трубу.)

    2. Назови учебное пособие, в котором Ломоносов разработал правила грамматики русского языка? («Русская грамматика»)

    3. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? (Атомов и молекул.)

    4. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? (Открытие атмосферы на Венере.)

    5. Назовите открытие Ломоносова в области изобразительного искусства?

    6. Чем знаменита дата 25 января 1755 года?

    Это лишь маленькая часть того, что изобрёл Ломоносов.

    В начале марта 1765 года Ломоносов заболел. К «ломоте» в ногах прибавилась сильная простуда. Через месяц, 4 апреля 1765 года, в 5 часов вечера его не стало. Но остались после него дела, во славу России совершённые. Остались ученики – ученые, художники – те, кто продолжил его начинания. В наши дни, ученым за наиболее выдающуюся работу в области естественных наук, вручают золотую медаль имени Ломоносова.

    За несколько дней до урока дети получили вопросы, на которые они искали ответы и оформляли их на отдельных листах. Возможно распечатать текст вместе с иллюстрацией.

    Итог занятия

    6. Разгадывание кроссворда.

    По вертикали:

    1– Город, неподалёку от которого родился М.В. Ломоносов. 2 – Название морского судна Ломоносовых. 3 – Научное учреждение в Петербурге, где трудился Ломоносов. 4 – Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел. 6 – Планета, которую изучал Ломоносов. 7 – Международный язык науки 18 века. 8 – Город, где Ломоносов учился в Славяно – греко – латинской академии.

    По горизонтали:

    5. Прибор для определения сторон горизонта. 9 – Выдающийся русский ученый 18 века. 10 – Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. 11 – наука, которая изучает небесные тела.

    7. Итог занятия:

    — Каким человеком был Ломоносов?

    — Благодаря чему раскрылся талант Ломоносова?

    — В чем раскрылся талант Ломоносова?

    Запишите на листочках 2-4 слова, что для вас самое важное было на этом уроке.

    После этого учитель выходит на сайт www.wordle.net и набирает несколько пар слов, создаёт «облако слов» и распечатывает его.

    Дети работают на интерактивной доске.

    Талантливым

    Благодаря трудолюбию, упорству, активности, энергичности этого человека, талантливости

    В том, что он сделал огромный вклад в развитие русской науки.

    Дети записывают на листочках слова.

    8. Вручение памятных ломоносовок. Приложение 4.

    Файлы: Medali.doc
    Размер файла: 698880 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология