Автор конспекта:
Автор(ы): — Бочкарёва Татьяна Геннадьевна

Место работы, должность: —

МОУ ООШ №122

Регион: — Волгоградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Данное мероприятие продолжит развивать умения и обобщать полученные зания по истории Сталинградской битвы, которая стала переломным событием Великой Отечественной войны. Мероприятие возможно проводить на предметной неделе по истории, а так же приурочить к памятным датам нашей истории — начало контрнаступления под Сталинградом 19 ноября, окончание Сталинградской битвы 2 февраля. Задания мероприятия предложены в разных видах и касаются различных аспектов Сталинградской битвы — имена героев, хронологический материал, памятники и памятные места.

Внеклассное мероприятие по теме

«Из истории Сталинградской битвы»

Цель мероприятия:

продолжить развивать умения и обобщать полученные знания по истории Сталинградской битвы, которая стала переломным событием Великой Отечественной войны

Задачи:

1) выяснить значение Сталинградского сражения обращаясь к примерам подвигов советских солдат;

2) показать умение работать с дополнительной литературой;

3) на примере Сталинградской битвы показать мужество и стойкость солдат Красной армии; продолжить воспитание любви к своей родине и городу через обращение к истории нашего края; привить интерес к изучению нашего города и района в период Сталинградской битвы путем знакомства с подвигами наших земляков и бойцов Красной Армии.

Тип мероприятия:повторительно – обобщающее в форме неролевой игры.

Методы проведения:

методы письменной работы – воспроизведение названий памятников и памятных мест (конкурс № 5), воспроизведение фамилий земляков, которые участвовали в Сталинградской битве (конкурс № 7), воспроизведение названий улиц Кировского района (конкурс № 8); методы устной работы – соотнесение исторических личностей и исторического периода (конкурс №1), быстрые ответы на вопросы викторин (конкурс №2 и конкурс №6), ответы с размышлением (конкурс №4), работа с хронологическим материалом – соотнесение дат и событий (конкурс №3), работа с картой Кировского района — обозначение улиц, которые названы именами героев Сталинградской битвы.

Продолжительность:40 минут.

Возраст детей:9, 11 класс.

Ход мероприятия.

  • Организационный момент.
  • Основная часть.
  • Вступительное слово учителя:

    Сталинградская битва была важнейшим шагом на пути к победе в Великой Отечественной войне. В этой битве с особой силой проявилось духовное единство, моральная стойкость советских людей. Память о Сталинграде придавала силы нашим бойцам, а в нашего противника вселяла страх. Сталинград — не просто символ воинского героизма. Его оборона и восстановление стали доказательством того, что храбрость и любовь к Отечеству способны творить чудеса, что сила духа сильнее смерти. Мы с вами – наследники славы защитников Сталинграда, которой мы должны быть достойны.

    Этап №1. «Узнай своего героя» (разделение класса на команды).

    Учитель раздает учащимся карточки с фамилиями героев Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы (это 1 команда), а так же карточки с именами героев Царицына, гражданской войны (2 команда).

    Фамилии: С. Минин, Я. Ерман, С. Буденный, Н. Бекетов, Н. Руднев, И. Сталин, Ф. Миронов, П. Бахтуров, В. Хальзунов, И. Тулак, А. Снесарев, О. Ковалева, В. Ефремов, П. Шурухин, П. Гончаров, К. Недорубов, П. Болото, Я. Павлов, М. Паникаха, В. Каменщиков, Н. Гастелло, Н. Сердюков.

    После разделения класса на 2 команды учитель говорит правильность состава команд. За верный ответ 1 балл. Подведение итогов.

    Этап №2. Викторина.

    Вопросы для 1 команды: (за верный ответ – 1 балл)

  • Дата оборонительного периода (17 июля – 18 ноября 1942г.)
  • Командующий 64 армии (Чуйков)
  • Девиз защитников Сталинграда («Ни шагу назад! Стоять насмерть!»)
  • Командующий в полевой немецкой армии, наступавшей на Сталинград (Паулюс).
  • Когда подписан приказ №227? (28 июля 1942 г.)
  • Какой оборонительный объект в городе на картах значился как высота 102,0? (Мамаев Курган)
  • Как называлась операция по окружению немецких войск под Сталинградом? («Уран»).
  • Какие фронты принимали участие в контрнаступлении? (Юго-Западный, Донской, Сталинградский).
  • Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»? (Рокоссовский).
  • 10) Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда? (22 декабря 1942 г.).

    11) Когда Сталинград получил звание город – герой? (8 мая 1965 г.)

    Вопросы для 2команды: (за верный ответ 1 балл)

  • Дата наступательного периода (19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)
  • Командующий 64 армии (Шумилов).
  • Девиз защитников Сталинграда («За Волгой для нас земли нет!»)
  • Командующий 4 танковой немецкой армии, наступавшей на Сталинград (Гот).
  • Смысл приказа №227 (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждую пядь советской земли!).
  • Где находится остров Людникова? (в районе завода «баррикады», узкая полоска земли между Волгой и заводом).
  • Как называлась операция по расчленению и уничтожению окруженных немцев? («Кольцо»).
  • Командующие фронтами (Юга – Западный – Ватутин, Донской – Рокоссовский, Сталинградский — Еременко).
  • Кто координировал действие советских войск в ходе Сталинградской битвы? (Жуков)
  • 10) Сколько человек награждены медалью «За оборону Сталинграда»?

    ( 750 тыс.)

    11) Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в . Сталинградской битве? ( 127 чел. )

    Этап №3. «Военный календарь »

    На карточках даны даты и события Сталинградской битвы, их нужно соотнести. Учитывается быстрота и правильность выполнения – 5 баллов.

    1. 12 июля 1942 г. – 4. образован Сталинградский фронт;

    2. 14 июля 1942 г. – 6. в городе и области введено осадное положение;

    3. 17 июля 1942 г. – 5. начало Сталинградской битвы;

    4. 23 августа 1942 г. – 10. массированная воздушная бомбардировка города;

    5. 19 ноября 1942 г. – 8. начала контрнаступления советских войск (операция

    «Уран»)

    6. 16 декабря 1942 г. – 2. начало Среднедонской наступательной операции

    «Малый Сатурн»

    7. 8 января 1943 г. – 3 предъявлен ультиматум Паулюсу;

    8.10 января 1943 г. – 9. начало осуществление операции «Кольцо»

    (уничтожение окружённых немцев)

    9. 31 января 1943 г. — 7. пленение Паулюса; прекратила существование южная

    группировка немцев;

    10. 2 февраля 1943 г. – 1. прекратила сопротивление северная группировка

    немцев; окончание Сталинградской битвы.

    Этап №4. «Герои Сталинградской битвы».

    По предложенным учителем сведениям команды угадывают героя. За верный ответ – 5 баллов.

    1. 28 сентября 1942 г. в бою совершил подвиг воин 1-й роты 193 СД. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей смесью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к танку, разбил о его броню вторую бутылку и лег на танк. Умирая, боец уничтожил танк врага вместе с экипажем.

    Как звали бойца? (Михаил Паникаха).

    2. Небольшая группа солдат захватила бой в районе площади 9 января и превратила его в оперный пункт. Немцы подвергли дом обстрелу, бомбили с воздуха, непрерывно атаковали, но бойцы 58 дней отражали врага и не позволили немцам прорваться к Волге на этом участке.

    Кто возглавил оборону дома? (Сержант Яков Павлов).

    Как называется дом сейчас? (Дом солдатской славы).

    3. В одном из боев в середине октября 1942 г. бессмертный подвиг совершил связист штаба 308 СД. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, боец дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам 308 СД.

    Как звали связиста? (Матвей Путилов).

    4. Снайпер 284 СД лично уничтожил 242 немца, а обученным им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Чтобы уничтожить этого снайпера немецкое командирование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Он был убит снайпером через 4 дня.

    Как звали снайпера? (Василий Зайцев).

    5. 23 июня 1942 г. в излучине Дона разгорелись ожесточенные бои. Командир отделения и три его бойца – бронебойщика 33 гвардейской СД заняли оборонительный рубеж неподалеку от станицы Клетской. 15 танков было уничтожено, 8 из которых уничтожил командир отделения.

    Как звали командира? (Петр Болото).

    6. 18 августа 1942 г. в бою у станицы Клетской 2 бойца из 93 полка 76 СД закрыли своими телами амбразуру вражеского дзота, предвосхитив подвиг А. Матросова – открыли счет Сталинградских «доматросовцев».

    Как звали бойцов? (Петр Гутченко, Александр Покальчук).

    7. В течение 100 дней и ночей на Нижнем поселке завода «Баррикады» в тяжелых условиях сражалась 138СД. 11 ноября немцы прорвались к Волге с южной и северной сторон поселка и дивизия оказалась отрезанной от частей 64 армии. С трех сторон окружал враг, с четвертой была Волга. Этот участок фронта длиной 700м и в глубину 400м простреливался пулеметным огнем.

    Кто командовал 138СД? (полковник Людников).

    Как называлась эта часть фронта? («остров Людникова»).

    8. В дни контрнаступления совершила подвиг санинструктор из 214СД. 23 ноября 1942 г. во время ожесточенных боев около х. Паньшино под огнем противника она оказывала мед. помощь и вынесла с поля боя 50 тежело раненных бойцов. Она подняла бойцов в атаку и первой ворвалась в окопы противника. Несмотря на тяжелое ранения, оказавшееся смертельным, она стреляла из автомата до тех пор, пока оружие не выпало.

    Как звали санинструктора? (Гуля Королева).

    9. Самый юный защитник Сталинграда, сын 142 гвардейского стрелкового полка 47 гвардейской СД. Ему было 6 лет и он помогал бойцам как мог. Однажды он спас жизнь командиру полка Воробьеву, который стал его приемным отцом.

    Как звали сына полка? (Сережа Алешков).

    10. 19 декабря 1942 г. немцы прорвали линию обороны в районе реки Мышкова. Здесь совершил подвиг бронебойщик 98СД. НА его позиции устремились 5 танков, которые он подбил, но и сам был ранен. Придя в сознание, он увидел еще 4 танка. Он подбил 3 из них и вновь был ранен. Последний – девятый – танк подорвал гранатой. Товарищи нашли его тело возле подбитого танка.

    Как звали бронебойщика? (Илья Каплунов).

    Этап №5. «Памятные места».

    Команды должны вспомнить и записать памятники и памятные места, которые свидетельствуют о Сталинградской битве. За каждый ответ – 1 балл.

  • Памятник – ансамбль «Мамаев курган».
  • Музей – панорама «Сталинградская битва».
  • Развалины мельницы им. Грудинина.
  • Памятник волжским речникам – пароход «Гаситель».
  • Памятник комсомольцам – защитникам Сталинграда.
  • Мемориальный комплекс «Солдатское поле».
  • Мемориальный комплекс на Аллее Героев – волгоградцы Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена славы, удостоенные звании в Сталинградской битве.
  • Памятник Михаилу Паникахе.
  • Памятник 64 армии на Лысой горе.
  • Памятник соединению фронтов.
  • Памятник бойцам, погибшим во время Сталинградской битвы, на Площади павших борцов.
  • На Площади павших борцов памятник капитану Р. Ибаррури, капитану В. Каменщикову, майору Х. Фатяхутдинову.
  • Башни танков на постаментах, обозначающих линию фронта на 19 ноября 1942 г.
  • Дом Павлова.
  • Бетонная стена на берегу Волги – «стена Родимцева», на ней надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстаяв, мы победили!»
  • Памятник участникам боев за элеватор.
  • Мемориальная доска на фасаде универмага, которая говорит о том, что 31 января 1943 г. в подвале был пленен генерал – фельдмаршал Паулюс со своим штабом.
  • Мемориальная доска на фасаде здания медицинской академии, говорящая о том, что 31 января 1943 г. войска Донского фронта завершили разгром южной группировки немцев и воздрузили красная знамя.
  • Памятник бойцам 64 армии напротив кинотеатра «Авангард».
  • Этап №6. «Главная высота России». (Викторина).

    Учитель предлагает вопросы об этом памятнике – ансамбле. За верный ответ – 1 балл.

  • Как долго шли бои за Мамаев курган? (140 дней и ночей).
  • Когда был открыт памятник? (15 октября 1967 г.).
  • Кто автор памятника? (Вучетич).
  • Какие памятники на Мамаевом кургане можете назвать? (Вводная композиция «Память поколений», Алея пирамидальных тополей и площадь «Стоять насмерть!», стены – руины, Площадь героев, монументальный рельеф, зал воинской славы, Площадь Скорби, скульптура «родина – мать зовет»).
  • После окончания битвы на Мамаевом кургане была открыта братская могила.
  • Когда это произошло и как она выглядела? (8 февраля 1943 г., 2 скрещенные винтовки, потом – постамент с танковой башней).

  • Какие надписи есть на фигуре воина? («Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость!»).
  • Сколько фамилий записано в зале Славы на 34 приспущенных знаменах? (7200 чел.).
  • Что записано на гвардейской ленте в Зале Воинской Славы? (Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью – Родины.»).
  • Какие слова написаны на стене в виде знамени на Площади Героев? («Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: Люди ли шли в атаку, смертны ли они?»).
  • Сколько символических надгробий расположено на насыпи на Мамаевом кургане? (34).
  • Этап №7. «Наши земляки – герои Сталинградской битвы».

    Команды должны записать фамилии наших земляков, которые участвовали в битве. За каждый ответ – 1 балл.

    В. Ефремов, П. Гончаров, С. Здоровцев, К. Недорубов, Н. Сердюков, С. Филиппов, С. Алешков, В. Каменщиков, Т. Скоробогатова.

    Этап №8. «Улицы Кировского района».

    Показать по карте Кировского района и назвать улицы, которые были названы в честь героев Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. За верный ответ – 1 балл.

    Улицы им. Быстрова, им. Каменщикова, им. Каплунова, им. Лазарева,

    им. З. Маресевой, им. Танкиста Маркина, им. Пожарского, им. Капитана Рачкова, им. Тани Скоробогатовой, им. Саши Чекалина, им. 64 Армии, им. генерала Шумилова, им. Денисенко, им. Селищева, им. генерала Апанасенко, им. генерала Доватора, им. Н. Гастелло, им. А. Чехова, им. Козака, им. Никитина, им. Стрельца, им. Федотова.

    3.Подведение итогов.

    Список использованной литературы.

  • Битва за Сталинград. Волгоград, 2003.
  • Бородин А.М., Покровов В.И. Реликвии рассказывают. Волгоград, 1973.
  • Волгоград – город – герой. Путеводитель по историческим местам города. Москва, 1977.
  • Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989.
  • Герасимова 1. Эти удивительные сталинградцы. Волгоград, 2002.
  • Михайлов В.М., Мельникова Ж.М. Для победы в Сталинграде. М., 1973.
  • Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. Волгоград, 1980.
  • Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 –1945 г.г. М., 1980.
  • Прописаны в Волгограде навечно. Сборник. Волгоград, 1975.
  • Файлы: Икебана.pptx
    Размер файла: 4123455 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология