Автор конспекта:
Автор(ы): — Стефанова Лариса Михайловна

Место работы, должность: — УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский вентцентр образования», экзаменатор русского языка и литературы

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее сортообразование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель: определить значимость изобразительно-выразительных средствязыка в повести Н. В. Гоголя «ТарасБульба».

Обучающие задачи:

— повторить и систематизировать знания обо изобразительно-выразительных средствах языка;

— углубить принцип о функции пейзажа в художественном произведении.

Развивающие задачи:

— развивать навыки анализа эпизода художественного произведения;

— развивать приветствие учащихся, обогащать их лексический запас;

— развивать искусство работать с текстом.

Воспитательные задачи:

— формировать познавательный смак к литературе подобно учебному предмету;

— воспитывать культуру речи, благорасположение и участие к слову, бережное соотношение к родному языку.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М.:Изд. "Просвещение", 2010 г.

Используемая методическая литература: —

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Издательство: Азбука-классика,
2010 г.

Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков чтобы учителя литературы. 7 класс. Пособие чтобы учителя. Гуманитарный издательский вентцентр «ВЛАДОС». Москва, 2001 г.

Краткое описание: — На уроке учащиеся работают в опорной индивидуальной карте урока (Приложение 1). Карта включает задания чтобы учащихся, теоретические сведения, иллюстративный материал.

План — запись урока:

1. Вступительное предлог учителя. Постановка цели урока.

2. Основная часть. Работа по тексту. Учащиеся работают в опорных индивидуальных картах.

Задание 1.Вспомните, подобно будто такоепейзаж, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.

1. ЭПИТЕТ -

А. оттиск неодушевлённых предметов подобно одушевлённых, рядом котором они наделяются свойствами живых существ.

2. ПЕЙЗАЖ

Б. переносное значениеслова, основанное на употреблении одного слова разве явлениядругому по сходству разве по контрасту.

3. СРАВНЕНИЕ -

В. художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо сторона предмета разве явления.

4. МЕТАФОРА -

Г. картина природы в художественном произведении.

5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

Д. форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов разве явлений.

Проверка выполнения задания:1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Б, 5 – А.

Задание 2. Восстановите гоголевское житие степи:

Степь, нежели далее, тем становилась _______. Тогда целиком юг, всё мера пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, поперед самого Черного моря, было _______, ______ пустынею. Никогда дренажник не проходил по _______ ______ диких растений. Одни чуть только кони, скрывавшиеся в них, подобно в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть уне их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____, ____ и _____ волошки; _____ полукустарник выскакивал наверх своею _____ верхушкою; _____ кашица зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, соцветие пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе статично ____ ястребы, распластав свои крылья и статично устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами ржанкообразный и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и чуть только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула поперед солнцем. Чёрт вам возьми, степи, подобно вы хороши!

Сравните образовавшийся вариация с авторским текстом. Выразительно прочитайте житие степи.

Задание 3. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описаниистепи? Запишите их в опорной индивидуальной карте.

Эпитеты: ___________________________________________________________________________

Метафоры:__________________________________________________________________________

Олицетворения: _____________________________________________________________________

Сравнения: _________________________________________________________________________

Какие краски использует писатель, изображая степь?

Нас поражает разнокалиберность цветов и оттенков в описании степи: «…поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном», «голубые, синие и лиловые волошки», «жёлтый дрок», «белая кашка», «в синих волнах воздуха» и т. д.

В каких словах полиграф свободно выражает своё упоение степью? (Риторическое вскрик «Чёрт вам возьми, степи, подобно вы хороши!»)

Задание 4. А. П. Чехов в пора своей работы над повестью «Степь», вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царём степи».

Вот строки изо письма А. П. Чехова к Д. В. Григоровичу от 5 февраля 1888 года: «Я знаю, Гоголь на томик свете на меня рассердится. В нашей литературе он элиста царь. Я залез в его владения с добрыми намерениями…»

Чем, по вашему мнению, заслужил Н. В. Гоголь в такой степени высокую оценку?

«Поэмой о любви к Родине» назвал повесть Н. В. Гоголя В. Г. Белинский. Согласны династия вы с этим суждением?

О чём говорят приведённые высказывания писателя А. П. Чехова и самокритика В. Г. Белинского? Подумайте, в чём заключается своеобразность гоголевского пейзажа.

Каковы ваши впечатления от описания степи Н. В. Гоголя?

Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните пара описания: словесное и живописное. Чем они отличаются? Что посередке ними общее?

Задание 6. Сделайте вывод, какую значимость играет житие степи в повести. С который целью Н. В. Гоголь вводит пейзаж в своё произведение? Запишите родной решение в опорной индивидуальной карте. Несколько учащихся читают свои ответы.

3. Подведение итогов урока.

Образ степи чтобы писателя – первообраз Родины. В описании степи проявляются горячая благорасположение Н. В. Гоголя к родной земле, доверие в её могущество, упоение её красотой и бескрайними просторами. Привольные, бескрайние просторы помогают понять образ запорожцев, истоки их героизма.

4. Домашнее задание:сделать иллюстрацию к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; выучить по памяти фрагмент «Описание степи».

Файлы: Н. В. Гоголь. Урок литературы в 7 классе.rar
Размер файла: 83710 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология