Автор конспекта:
Автор(ы): — Софронова Н.Ф.
Место работы, должность: — МОУ «Мочалищенская СОШ», учитель русского языка и литературы.
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — На примере текста показать, что труд созидает, а праздная жизнь, без труда, разрушает. Развивать навыки анализа текста. Воспитание трудолюбия, гуманизма.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
. Компьютерные технологии, дидактический материал,
выставка творческих работ, музыка.
Краткое описание: — обобщающий урок по литературе в 8 классе по произведению А.С.Грина "Зеленая лампа"
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Ход урока.
1.Организационный момент.
2, Обобщение изученного материала.
1) Учитель. Вступление.
У нас сегодня обобщающий урок литературы по теме:
« Труд- категория нравственная» (По рассказу А.С. Грина «Зеленая лампа»)
По ходу урока мы будем обращаться к рассказу В.Г.Короленко «Парадокс» и к поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
Постараемся выяснить,что советуют, в чем убеждают читателя
писатели Грин, Короленко,Твардовский, т.е. что должно быть
основным условием существования человеческого общества,
источником его материальных и духовных богатств.
Эпиграфы к уроку.
. . . неусыпный труд препятства преодолевает. . .
М.В.Ломоносов.
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы
труд был необходим. Без труда не может быть чистой
и радостной жизни.
А.П.Чехов.
2)А.Грин.
Учитель. Александр Степанович Грин – солнечный писатель, заставляющий
поверить читателя в самого себя, способного делать чудеса своими
руками. И каждый, прочитавший его, становится чем-то богаче,
чище.
Ученица. Впечатление от прочитанного.
Жил да был на свете чудо –
По прозванию А. Грин.
Хоть и жил он очень худо,
А вот чудо сотворил.
Мечтая, создал «Паруса»,
Похожие на сказку,
Заставив верить в чудеса,
Открыл дорогу к счастью.
Он мир чудесный населил
Героями такими,
Смелыми и молодыми.
Любимый Грей и верная Ассоль
На утренней заре
На белом корабле
Навстречу счастью и ветрам
Ушли под алым парусам.
Ученик. Александр Грин (литературный псевдоним)-настоящее имя
Александр Степанович Гриневский-прожил тяжелую жизнь.
Отец Грина-участник польского восстания-был сослан в Вятку,
работал счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.
Скоро и не стало матери.
Начались годы скитаний.
Мальчику приходилось переклеивать книги, клеить бумажные фонари, переписывать роли для актеров провинциального театра,
быть учеником на пароходе, банщиком,служить писцом в канцелярии
забивать сваи в Бакинском порту, работать в рыбачьей артели. Наконец ушел пешком на Урал искать золото. Скитался по Уралу, служилвпехотном полку в Пензе. За революционную работу был арестован, просидел год в тюрьме, затем был сослан в Архангельскую губернию.
Ученик. В ссылке много писал, читал, охотился и ,по его словам,даже отдохнул от прежней каторжной жизни.
Устав от безрадостного существования, Грин-писатель в своих
рассказах показывает иную жизнь.Она, эта мечта-сказка,
тревожит читателя и заставляет страстно желать этой жизни.
После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар-
не выдуманные Грином страны, а настоящие, полные света,
лесов,разноязычного шума гаваней.
Грин был не только великолепным пейзажистом и
мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом.
Он писал о самопожертвовании, мужестве –героических
чертах, заложенных в самых обыкновенных людях.
Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности
и могуществе природы.
3. Анализ рассказа «Зеленая лампа» А.С. Грина.
Ученица. Бродягу из рассказа «Зеленая лампа» звали Джон Ив. Ему
было лет 25. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу
или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего.
Кроме начальной школы, он не получил никакого образова-
ния. Когда Иву было 15 лет,его воспитатель умер, взрослые
дети лесничего уехали – кто в Америку, кто в Южный Уэльс,
кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного ферме-
ра. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса,слу-
ги в трактире, а 22лет он заболел воспалением легких и, выйдя
из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкурен-
ция и безработица скоро показали ему, что найти работу не
не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался,
отощал и однажды потерял сознание и был поднят Стильто-
ном, владельцем складов в Сити.
Инсценирование
(Из домашнего задания для отдельных групп учащихся.)
1 сценка. Стильтон и Джон Ив.
Стильтон. Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу
блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам 10 фунтов с услови-
ем, что вы завтра же наймете комнату на одной из цент-
ральных улиц, на втором этаже с окном на улицу.Каждый
вечер, точно от 5 до 12 ночи, на подоконнике одного окна,
должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым аба-
журом. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от 5 до
12 не будете выходить из дома, не будете никого принимать
и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетру-
дная, и,если вы согласны так поступить, я буду ежемесячно
присылать вам 10 фунтов. Моего имени я вам не скажу.
Джон Ив. Если вы не шутите, то я согласен забыть даже собственное
имя. Но скажите, пожалуйста, как долго будет длиться
такое мое благоденствие?
Стильтон. Это не известно. Может быть, год, может быть, всю жизнь.
2сценка. Стильтон и Джон Ив.
Джон Ив. Еще лучше. Но –смею спросить- для чего понадобилась
вам эта зеленая иллюминация?
Стильтон. Тайна! Великая тайна. Лампа будет служить сигналом для
людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.
Джон Ив. Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо, гоните моне-
ту и знайте, что завтра же по сообщенному мне адресу
Джон Ив будет освещать окно лампой.
Стильтон. Напишите до востребования так: «3-33-6». Еще имейте в
виду , что не известно когда, может быть, через месяц,
может быть, через год- словом, совершенно неожиданно,
внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоя-
тельным человеком (уходит).
Джон Ив. Черт возьми! Или этот человек сошел сума, или я счастлив-
чик особенный. Наобещать такую кучу благодати только
за то, что я сожгу в день пол-литра керосина!
3сценка. Стильтон и Реймер.
Стильтон. Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, прихо-
дите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Ду-
рак, купленный дешево, в рассрочку надолго. Он сопьется
от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам не зная
чего.
Реймер. Однако вы тоже дурак, милейший. Что веселого в этой
Шутке?
Стильтон. Игрушка из живого человека-самое сладкое кушанье.
Ученик. В 1928 году больница П. для бедных, помещающаяся на
одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями:
кричал от страшной боли только что привезенный старик,
грязный, скверно одетый, с истощенным лицом. Он сломал
ногу, оступившись на черной лестнице темного притона.
Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. Случай
оказался серьезным, и хирург ампутировал старику правую
ногу. Спустя несколько дней , старик и доктор встретились.
4сценка. Стильтон и Джон Ив.
Джон Ив. Так вот как пришлось нам встретиться. Узнаете ли вы меня,
мистер Стильтон? Я – Джон Ив, которому вы поручили де-
журить каждый день у горящей зеленой лампы. Я узнал
вас с первого взгляда.
Стильтон. Тысяча чертей! Что произошло? Возможно ли это?
Джон Ив. Да. Расскажите,что так резко изменило ваш образ жизни?
Стильтон. Я разорился. Несколько проигрышей, паника на бирже.
Вот уже 3 года, как я стал ничем. А вы?
Джон Ив. Я несколько лет зажигал лампу, вначале от скуки, а по-
том уже с увлечением начал читать все, что мне попада-
лось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию,
лежавшую в той комнате. Передо мною открылась увле-
кательная страна тайн человеческого организма. Как пья-
ный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром от-
правился в библиотеку и спросил: « Что надо изучить,
чтобы сделаться доктором?»Ответ был насмешлив: «Изу-
чайте математику, геометрию, ботанику, зоологию, мор-
фологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» Но я
упрямо допрашивал, и я записал для себя на память. Я
купил достаточно книг, чтобы учиться и учиться, несмотря
ни на что. Я понял, что благодаря вашей издевательской
щедрости могу стать образованным человеком.
Стильтон. А дальше?
Джон Ив. Дальше? Хорошо. Если желание сильно, то исполнение
не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, кото-
рый принял во мне участие и помог мне через полтора
года сдать экзамен для поступления в медицинский кол-
ледж. Как видите, я оказался способным человеком.
Стильтон. Я давно не подходил к вашему окну. Но мне теперь кажет-
ся, что там все еще горит зеленая лампа, озаряющая темно-
ту ночи. Простите меня.
Джон Ив. (вынул часы) Десять часов. Вам пора спать. Вероятно, через
три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвони-
те мне, быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории:
записывать имена приходящих больных. А спускаясь по тем-
ной лестнице, зажигайте хотя бы спичку.
Физкультминутка.
4)Труд- категория нравственная.
Учитель. Мы только что познакомились с основным содержанием
рассказа « Зеленая лампа» А.Грина.
- На сколько групп можно разделить героев рассказа?
- Почему на 2? Что брали в основу? Какой признак?
(бедный-богатый, трудовая жизнь- праздная)
- Вычитайте из таблицы домашнего задания опорные слова,
характеризующие Джона Ива, с другой стороны- Стильтона
Джон Ив Реймер и Стильтон
1.я голоден… и я жив 1. пили вино, шутили с артистками
Это был обморок
2. работал у фермера, углеко- 2.не стоит так много заниматься
пом, матросом, слугой в трак- этой падалью
тире; заболел, остался без
работы
3. серьезный человек 3. мне надоели обычные развлече-
ния, а хорошо шутить можно толь-
ко одним способом: делать из лю-
дей игрушки
4. я несколько лет зажигал 4. Реймер уехал коротать ночь в свой
лампу клуб
5.начал читать, нашел старую 5.Стильтон не знал забот о ночлеге и
анатомию, увлекся, пошел в пище, владел состоянием в 20 мил-
библиотеку, чтобы узнать, что лионов фунтов
нужно сделать, чтобы стать
доктором
6. упрямо допрашивал, запи- 6.гордился большим воображением
сал и хитрой фантазией
7. купил много книг, чтобы учи- 7. игрушка из живого человека – СА-
ться, захотел стать образован- мое сладкое кущанье
человеком, поступил в меди-
цинский колледж
8. лампа, озаряющая темноту 8. кричал от страшной боли старик,
ночи грязный, истощенный
9. я дам вам работу 9. Я разорился. Несколько крупных
проигрышей. Три года как я стал
ничем.
Итог
бедный богатый
голодный сытый
грустный веселый
увлеченный скучающий
Учитель:
- Используя опорные слова, сделайте вывод, какими правилами
в жизни руководствовался Джон Ив?
( много работает, живет за свой счет, увлекается анатомией,
слово не расходится с делом, много читает, учится, терпелив,
настойчив, умеет понять другого, гуманен)
- Какими правилами руководствовался Стильтон?
( богатый, беззаботная жизнь, жизнь за счет других, время про-
водит весело в клубах, в ресторанах, пьет вино, встречается с
актрисами в театре, беспечен, играет в карты, проиграл все
состояние)
- Какими правилами руководствовались Джон Ив и Стильтон,
одинаковыми или разными?
- А нравственность у них одинаковая или разная?
( на экране- понятие нравственности)
- Почему разная? Что лежит в основе нравственности Джона Ива и
джентльменов (на экране – понятие джентльмена) Стильтона и
Реймера?
( с одной стороны – труд, с другой - праздная жизнь)
- Что дает человеку труд, а праздная жизнь…?
( история жизни Джона Ива и Стильтона)
- С помощью какого выразительного средства автор показывает
эту разницу?( на экране – понятие антитезы)
- Чему же учит рассказ?
( труд – источник материальных и духовных благ)
- Так что же лежит в основе духовных и бездуховных качеств
человека? ( труд созидает – лень разрушает)
- Актуален ли рассказ?
5) Только труд дает возможность почувствовать себя человеком.
Об этом мы прочитали…
Ученик. – в рассказе «Парадокс» В.Короленко.
- Человек создан для счастья, как птица для полета. Этот афоризм
дарит братьям инвалид, калека.
Парадокс в том, что счастье, чудо само к человеку не приходит.
Его надо заработать. И если у тебя есть руки, ноги, голова, но нет
желания трудиться, едва ли это счастье посетит тебя.
А вот феномен (Ян Залусский), инвалид, у которого не было от рож-
дения рук, мог позволить себе иногда быть счастливым, помогая бо-
лее слабым, нищим, одаривая их монетой, которую честно зарабо-
тал в своем положении.
Ученик.- О людях с ограниченными возможностями мы узнали из телевизи-
онных передач.
( Ванкувер. 2010год. Судьба Зарипова и Михайлова)
Учитель.
- Благополучие, успехи, атмосфера общества определяется отноше-
нием его членов к труду. О роли труда в человеческом обществе
и говорят такие примеры, как жизнь.
Ученик. Морозов Николай Александрович…
Ученик. Владимир Алексеевич Чивилихин ( 1928-1984г.г.), автор книг:
«Шведские остановки», «Деревья и люди», «По городам и весям»,
удостоенный Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького,
еще в юности не давал себе никаких поблажек.
Одержимый мечтой поступить на факультет журналистики Москов-
ского государственного университета, готовясь, прочитал все учеб-
ники за среднюю школу, в течение года написал 100 сочинений,
печатался в маленьких местных газетах, переписывался по-немецки,
с одним сибирским другом, много читал исторических книг. Эконо-
мил каждую минуту, ухитрялся ездить по историческим местам
России и все это делал, не бросая работу техника паровозного депо.
И вопреки насмешникам, уговаривавшим отказаться от мечты,все
вступительные экзамены сдал на пятерки и был принят в главный
вуз страны.
Ученик. Жорес Иванович Алферов – академик, член Российской Академии
Наук, Лауреат Ленинской премии и Лауреат Нобелевской премии.
Всем известны его работы в области полупроводников и создание
приборов на их основе.Без его работ не было бы сейчас сотовой
связи, цифрового телевидения и цифровых фотоаппаратов.
Свою Нобелевскую премию Алферов разделил на 3 части. Из них
одна часть пошла на поддержку молодых ученых, работающих в
школе, созданной Алферовым. Другая – на стипендии его имени
одаренным студентам. Жорес Иванович призывает наших людей,
имеющих сверхдоходы, вкладывать их в науку. Алферов является
депутатом Государственной Думы. В свои 80лет молод и энергичен,
продолжает плодотворно трудиться.
Учитель. Незабываемой страницей навсегда останется героический труд
воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Об этом хорошо сказал в своей поэме «Василий Теркин»
А.Т.Твардовский.
(Учащиеся читают наизусть отрывки из глав: «Переправа», «Поеди-
нок», «Смерть и воин».
6. Заключение.(Под музыку Свиридова Время,вперед»)
Учитель. – В эпоху любой перестройки , кризиса, чтобы победить, нужно
возродить одну из самых главных ценностей – труд.
(Уч-ся читают отрывки из поэмы «210шагов» Р.Рождествен
ского»)
1.Пока в пространстве
кружится планета,
на ней,
пропахшей солнцем,
никогда
не будет дня,
чтоб не было
рассвета,
не будет дня,
чтоб не было
труда!..
Так было
в нашей жизни быстротечной:
пришел,
в победном реве
медных труб,
взамен войны-
Великой и Отечественной-
Великий
и Отечественный
труд!..
Вся жизнь
как будто начиналась снова
в бессонной чехарде
ночей и дней.
И это было легче не намного,
чем на войне.
А иногда-
Трудней…
2.
Великий труд,
когда забот по горло.
Огромный труд
всему наперекор…
Работа шла
не просто для прокорма.
А в общем-то
какой там был
прокорм?!
Кусок сырого глинистого хлеба.
Вода
из безымянного ручья.
И печи обгорелые-
до неба,
торчащие над призраком жилья.
Такая память
нас везде догонит.
Не веришь,
Так пойди перепроверь:
два дома неразрушенных-
на город!
Один мужик –
на восемь деревень…
Расскажешь ли,
как, отпахав,
отсеяв,
споткнулись мы
о новую беду
и как слезами
поливали землю
в том –
выжженном
сорок шестом
году!
3.Мы выдержали.
Сдюжили.
Сумели.
В который раз
себя
превозмогли…
Свою страну,
свою судьбу врачуя,
мы
не копили силы про запас.
И не спасло нас
никакое чудо.
А что спасло?
Помноженный на тысячи.
Один…
Пусть медленно,
пусть невозможно долго,
но праздник наш
поднялся из руин!
4.Труд
правит
миром!
Он пьянит,
как брага!
Он объявляет:
все иль ничего!
А без него
любое знамя-
тряпка!
Любое слово без него-
мертво!
Великий
от великого усилья,
вознесший над страной крыло свое!
Отечественный!
Ибо в нем
Россия
и сестры
равноправные
ее!
Пока в пространстве
кружится планета,
на ней –
пропахшей солнцем –
никогда
не будет дня,
чтоб не было
рассвета!
Не будет дня,
чтоб не было труда!
Файлы: Тема.pptx
Размер файла: 884782 байт.