Автор конспекта:
Автор(ы): — Софронова Н.Ф.

Место работы, должность: — МОУ «Мочалищенская СОШ», учитель русского языка и литературы.

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — На примере текста показать, что труд созидает, а праздная жизнь, без труда, разрушает. Развивать навыки анализа текста. Воспитание трудолюбия, гуманизма.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

. Компьютерные технологии, дидактический материал,

выставка творческих работ, музыка.

Краткое описание: — обобщающий урок по литературе в 8 классе по произведению А.С.Грина "Зеленая лампа"

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Ход урока.

1.Организационный момент.

2, Обобщение изученного материала.

1) Учитель. Вступление.

У нас сегодня обобщающий урок литературы по теме:

« Труд- категория нравственная» (По рассказу А.С. Грина «Зеленая лампа»)

По ходу урока мы будем обращаться к рассказу В.Г.Короленко «Парадокс» и к поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Постараемся выяснить,что советуют, в чем убеждают читателя

писатели Грин, Короленко,Твардовский, т.е. что должно быть

основным условием существования человеческого общества,

источником его материальных и духовных богатств.

Эпиграфы к уроку.

. . . неусыпный труд препятства преодолевает. . .

М.В.Ломоносов.

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы

труд был необходим. Без труда не может быть чистой

и радостной жизни.

А.П.Чехов.

2)А.Грин.

Учитель. Александр Степанович Грин – солнечный писатель, заставляющий

поверить читателя в самого себя, способного делать чудеса своими

руками. И каждый, прочитавший его, становится чем-то богаче,

чище.

Ученица. Впечатление от прочитанного.

Жил да был на свете чудо –

По прозванию А. Грин.

Хоть и жил он очень худо,

А вот чудо сотворил.

Мечтая, создал «Паруса»,

Похожие на сказку,

Заставив верить в чудеса,

Открыл дорогу к счастью.

Он мир чудесный населил

Героями такими,

Смелыми и молодыми.

Любимый Грей и верная Ассоль

На утренней заре

На белом корабле

Навстречу счастью и ветрам

Ушли под алым парусам.

Ученик. Александр Грин (литературный псевдоним)-настоящее имя

Александр Степанович Гриневский-прожил тяжелую жизнь.

Отец Грина-участник польского восстания-был сослан в Вятку,

работал счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.

Скоро и не стало матери.

Начались годы скитаний.

Мальчику приходилось переклеивать книги, клеить бумажные фонари, переписывать роли для актеров провинциального театра,

быть учеником на пароходе, банщиком,служить писцом в канцелярии

забивать сваи в Бакинском порту, работать в рыбачьей артели. Наконец ушел пешком на Урал искать золото. Скитался по Уралу, служилвпехотном полку в Пензе. За революционную работу был арестован, просидел год в тюрьме, затем был сослан в Архангельскую губернию.

Ученик. В ссылке много писал, читал, охотился и ,по его словам,даже отдохнул от прежней каторжной жизни.

Устав от безрадостного существования, Грин-писатель в своих

рассказах показывает иную жизнь.Она, эта мечта-сказка,

тревожит читателя и заставляет страстно желать этой жизни.

После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар-

не выдуманные Грином страны, а настоящие, полные света,

лесов,разноязычного шума гаваней.

Грин был не только великолепным пейзажистом и

мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом.

Он писал о самопожертвовании, мужестве –героических

чертах, заложенных в самых обыкновенных людях.

Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности

и могуществе природы.

3. Анализ рассказа «Зеленая лампа» А.С. Грина.

Ученица. Бродягу из рассказа «Зеленая лампа» звали Джон Ив. Ему

было лет 25. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу

или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего.

Кроме начальной школы, он не получил никакого образова-

ния. Когда Иву было 15 лет,его воспитатель умер, взрослые

дети лесничего уехали – кто в Америку, кто в Южный Уэльс,

кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного ферме-

ра. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса,слу-

ги в трактире, а 22лет он заболел воспалением легких и, выйдя

из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкурен-

ция и безработица скоро показали ему, что найти работу не

не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался,

отощал и однажды потерял сознание и был поднят Стильто-

ном, владельцем складов в Сити.

Инсценирование

(Из домашнего задания для отдельных групп учащихся.)

1 сценка. Стильтон и Джон Ив.

Стильтон. Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу

блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам 10 фунтов с услови-

ем, что вы завтра же наймете комнату на одной из цент-

ральных улиц, на втором этаже с окном на улицу.Каждый

вечер, точно от 5 до 12 ночи, на подоконнике одного окна,

должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым аба-

журом. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от 5 до

12 не будете выходить из дома, не будете никого принимать

и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетру-

дная, и,если вы согласны так поступить, я буду ежемесячно

присылать вам 10 фунтов. Моего имени я вам не скажу.

Джон Ив. Если вы не шутите, то я согласен забыть даже собственное

имя. Но скажите, пожалуйста, как долго будет длиться

такое мое благоденствие?

Стильтон. Это не известно. Может быть, год, может быть, всю жизнь.

2сценка. Стильтон и Джон Ив.

Джон Ив. Еще лучше. Но –смею спросить- для чего понадобилась

вам эта зеленая иллюминация?

Стильтон. Тайна! Великая тайна. Лампа будет служить сигналом для

людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.

Джон Ив. Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо, гоните моне-

ту и знайте, что завтра же по сообщенному мне адресу

Джон Ив будет освещать окно лампой.

Стильтон. Напишите до востребования так: «3-33-6». Еще имейте в

виду , что не известно когда, может быть, через месяц,

может быть, через год- словом, совершенно неожиданно,

внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоя-

тельным человеком (уходит).

Джон Ив. Черт возьми! Или этот человек сошел сума, или я счастлив-

чик особенный. Наобещать такую кучу благодати только

за то, что я сожгу в день пол-литра керосина!

3сценка. Стильтон и Реймер.

Стильтон. Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, прихо-

дите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Ду-

рак, купленный дешево, в рассрочку надолго. Он сопьется

от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам не зная

чего.

Реймер. Однако вы тоже дурак, милейший. Что веселого в этой

Шутке?

Стильтон. Игрушка из живого человека-самое сладкое кушанье.

Ученик. В 1928 году больница П. для бедных, помещающаяся на

одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями:

кричал от страшной боли только что привезенный старик,

грязный, скверно одетый, с истощенным лицом. Он сломал

ногу, оступившись на черной лестнице темного притона.

Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. Случай

оказался серьезным, и хирург ампутировал старику правую

ногу. Спустя несколько дней , старик и доктор встретились.

4сценка. Стильтон и Джон Ив.

Джон Ив. Так вот как пришлось нам встретиться. Узнаете ли вы меня,

мистер Стильтон? Я – Джон Ив, которому вы поручили де-

журить каждый день у горящей зеленой лампы. Я узнал

вас с первого взгляда.

Стильтон. Тысяча чертей! Что произошло? Возможно ли это?

Джон Ив. Да. Расскажите,что так резко изменило ваш образ жизни?

Стильтон. Я разорился. Несколько проигрышей, паника на бирже.

Вот уже 3 года, как я стал ничем. А вы?

Джон Ив. Я несколько лет зажигал лампу, вначале от скуки, а по-

том уже с увлечением начал читать все, что мне попада-

лось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию,

лежавшую в той комнате. Передо мною открылась увле-

кательная страна тайн человеческого организма. Как пья-

ный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром от-

правился в библиотеку и спросил: « Что надо изучить,

чтобы сделаться доктором?»Ответ был насмешлив: «Изу-

чайте математику, геометрию, ботанику, зоологию, мор-

фологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» Но я

упрямо допрашивал, и я записал для себя на память. Я

купил достаточно книг, чтобы учиться и учиться, несмотря

ни на что. Я понял, что благодаря вашей издевательской

щедрости могу стать образованным человеком.

Стильтон. А дальше?

Джон Ив. Дальше? Хорошо. Если желание сильно, то исполнение

не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, кото-

рый принял во мне участие и помог мне через полтора

года сдать экзамен для поступления в медицинский кол-

ледж. Как видите, я оказался способным человеком.

Стильтон. Я давно не подходил к вашему окну. Но мне теперь кажет-

ся, что там все еще горит зеленая лампа, озаряющая темно-

ту ночи. Простите меня.

Джон Ив. (вынул часы) Десять часов. Вам пора спать. Вероятно, через

три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвони-

те мне, быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории:

записывать имена приходящих больных. А спускаясь по тем-

ной лестнице, зажигайте хотя бы спичку.

Физкультминутка.

4)Труд- категория нравственная.

Учитель. Мы только что познакомились с основным содержанием

рассказа « Зеленая лампа» А.Грина.

- На сколько групп можно разделить героев рассказа?

- Почему на 2? Что брали в основу? Какой признак?

(бедный-богатый, трудовая жизнь- праздная)

- Вычитайте из таблицы домашнего задания опорные слова,

характеризующие Джона Ива, с другой стороны- Стильтона

Джон Ив Реймер и Стильтон

1.я голоден… и я жив 1. пили вино, шутили с артистками

Это был обморок

2. работал у фермера, углеко- 2.не стоит так много заниматься

пом, матросом, слугой в трак- этой падалью

тире; заболел, остался без

работы

3. серьезный человек 3. мне надоели обычные развлече-

ния, а хорошо шутить можно толь-

ко одним способом: делать из лю-

дей игрушки

4. я несколько лет зажигал 4. Реймер уехал коротать ночь в свой

лампу клуб

5.начал читать, нашел старую 5.Стильтон не знал забот о ночлеге и

анатомию, увлекся, пошел в пище, владел состоянием в 20 мил-

библиотеку, чтобы узнать, что лионов фунтов

нужно сделать, чтобы стать

доктором

6. упрямо допрашивал, запи- 6.гордился большим воображением

сал и хитрой фантазией

7. купил много книг, чтобы учи- 7. игрушка из живого человека – СА-

ться, захотел стать образован- мое сладкое кущанье

человеком, поступил в меди-

цинский колледж

8. лампа, озаряющая темноту 8. кричал от страшной боли старик,

ночи грязный, истощенный

9. я дам вам работу 9. Я разорился. Несколько крупных

проигрышей. Три года как я стал

ничем.

Итог

бедный богатый

голодный сытый

грустный веселый

увлеченный скучающий

Учитель:

- Используя опорные слова, сделайте вывод, какими правилами

в жизни руководствовался Джон Ив?

( много работает, живет за свой счет, увлекается анатомией,

слово не расходится с делом, много читает, учится, терпелив,

настойчив, умеет понять другого, гуманен)

- Какими правилами руководствовался Стильтон?

( богатый, беззаботная жизнь, жизнь за счет других, время про-

водит весело в клубах, в ресторанах, пьет вино, встречается с

актрисами в театре, беспечен, играет в карты, проиграл все

состояние)

- Какими правилами руководствовались Джон Ив и Стильтон,

одинаковыми или разными?

- А нравственность у них одинаковая или разная?

( на экране- понятие нравственности)

- Почему разная? Что лежит в основе нравственности Джона Ива и

джентльменов (на экране – понятие джентльмена) Стильтона и

Реймера?

( с одной стороны – труд, с другой - праздная жизнь)

- Что дает человеку труд, а праздная жизнь…?

( история жизни Джона Ива и Стильтона)

- С помощью какого выразительного средства автор показывает

эту разницу?( на экране – понятие антитезы)

- Чему же учит рассказ?

( труд – источник материальных и духовных благ)

- Так что же лежит в основе духовных и бездуховных качеств

человека? ( труд созидает – лень разрушает)

- Актуален ли рассказ?

5) Только труд дает возможность почувствовать себя человеком.

Об этом мы прочитали…

Ученик. – в рассказе «Парадокс» В.Короленко.

- Человек создан для счастья, как птица для полета. Этот афоризм

дарит братьям инвалид, калека.

Парадокс в том, что счастье, чудо само к человеку не приходит.

Его надо заработать. И если у тебя есть руки, ноги, голова, но нет

желания трудиться, едва ли это счастье посетит тебя.

А вот феномен (Ян Залусский), инвалид, у которого не было от рож-

дения рук, мог позволить себе иногда быть счастливым, помогая бо-

лее слабым, нищим, одаривая их монетой, которую честно зарабо-

тал в своем положении.

Ученик.- О людях с ограниченными возможностями мы узнали из телевизи-

онных передач.

( Ванкувер. 2010год. Судьба Зарипова и Михайлова)

Учитель.

- Благополучие, успехи, атмосфера общества определяется отноше-

нием его членов к труду. О роли труда в человеческом обществе

и говорят такие примеры, как жизнь.

Ученик. Морозов Николай Александрович…

Ученик. Владимир Алексеевич Чивилихин ( 1928-1984г.г.), автор книг:

«Шведские остановки», «Деревья и люди», «По городам и весям»,

удостоенный Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького,

еще в юности не давал себе никаких поблажек.

Одержимый мечтой поступить на факультет журналистики Москов-

ского государственного университета, готовясь, прочитал все учеб-

ники за среднюю школу, в течение года написал 100 сочинений,

печатался в маленьких местных газетах, переписывался по-немецки,

с одним сибирским другом, много читал исторических книг. Эконо-

мил каждую минуту, ухитрялся ездить по историческим местам

России и все это делал, не бросая работу техника паровозного депо.

И вопреки насмешникам, уговаривавшим отказаться от мечты,все

вступительные экзамены сдал на пятерки и был принят в главный

вуз страны.

Ученик. Жорес Иванович Алферов – академик, член Российской Академии

Наук, Лауреат Ленинской премии и Лауреат Нобелевской премии.

Всем известны его работы в области полупроводников и создание

приборов на их основе.Без его работ не было бы сейчас сотовой

связи, цифрового телевидения и цифровых фотоаппаратов.

Свою Нобелевскую премию Алферов разделил на 3 части. Из них

одна часть пошла на поддержку молодых ученых, работающих в

школе, созданной Алферовым. Другая – на стипендии его имени

одаренным студентам. Жорес Иванович призывает наших людей,

имеющих сверхдоходы, вкладывать их в науку. Алферов является

депутатом Государственной Думы. В свои 80лет молод и энергичен,

продолжает плодотворно трудиться.

Учитель. Незабываемой страницей навсегда останется героический труд

воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Об этом хорошо сказал в своей поэме «Василий Теркин»

А.Т.Твардовский.

(Учащиеся читают наизусть отрывки из глав: «Переправа», «Поеди-

нок», «Смерть и воин».

6. Заключение.(Под музыку Свиридова Время,вперед»)

Учитель. – В эпоху любой перестройки , кризиса, чтобы победить, нужно

возродить одну из самых главных ценностей – труд.

(Уч-ся читают отрывки из поэмы «210шагов» Р.Рождествен

ского»)

1.Пока в пространстве

кружится планета,

на ней,

пропахшей солнцем,

никогда

не будет дня,

чтоб не было

рассвета,

не будет дня,

чтоб не было

труда!..

Так было

в нашей жизни быстротечной:

пришел,

в победном реве

медных труб,

взамен войны-

Великой и Отечественной-

Великий

и Отечественный

труд!..

Вся жизнь

как будто начиналась снова

в бессонной чехарде

ночей и дней.

И это было легче не намного,

чем на войне.

А иногда-

Трудней…

2.

Великий труд,

когда забот по горло.

Огромный труд

всему наперекор…

Работа шла

не просто для прокорма.

А в общем-то

какой там был

прокорм?!

Кусок сырого глинистого хлеба.

Вода

из безымянного ручья.

И печи обгорелые-

до неба,

торчащие над призраком жилья.

Такая память

нас везде догонит.

Не веришь,

Так пойди перепроверь:

два дома неразрушенных-

на город!

Один мужик –

на восемь деревень…

Расскажешь ли,

как, отпахав,

отсеяв,

споткнулись мы

о новую беду

и как слезами

поливали землю

в том –

выжженном

сорок шестом

году!

3.Мы выдержали.

Сдюжили.

Сумели.

В который раз
себя

превозмогли…

Свою страну,

свою судьбу врачуя,

мы

не копили силы про запас.

И не спасло нас

никакое чудо.

А что спасло?

Помноженный на тысячи.

Один…

Пусть медленно,

пусть невозможно долго,

но праздник наш

поднялся из руин!

4.Труд

правит

миром!

Он пьянит,

как брага!

Он объявляет:

все иль ничего!

А без него

любое знамя-

тряпка!

Любое слово без него-

мертво!

Великий

от великого усилья,

вознесший над страной крыло свое!

Отечественный!

Ибо в нем

Россия

и сестры

равноправные

ее!

Пока в пространстве

кружится планета,

на ней –

пропахшей солнцем –

никогда

не будет дня,

чтоб не было

рассвета!

Не будет дня,

чтоб не было труда!

Файлы: Тема.pptx
Размер файла: 884782 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология