уничтожение плесени Санэпидемслужба СПб проведем дезинсекцию дезинфекцию любых помещений по СПб и ЛО. Доступные цены все услуги по договору.

Автор конспекта:
Автор(ы): — Хрунина Наталия Валерьевна

Место работы, должность: —

МАОУ гимназия 3 12 им.Г.Р.Державина г.Тамбов

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. и др Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетеней начальной школы ( Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) в 2 — х частях. М- : ВИТА-ПРЕСС, 2013

Используемая методическая литература: —

1.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. Книга для учителя. М.: — ВИТА -ПРЕСС, 2012 ;

2.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы ( система Д.Б.Эльконина — В.В.давыдова) / сост А.Б. Воронцов._ М.: ВИТА — ПРЕССЮ 2011.

Используемое оборудование: —

Карточки с заданиями для индивидуальной работы, листы А 4, маркеры, схемы слов ( предметов, действий, признаков), толковый словарь, орфографические словари, ноутбук, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: —

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800…

Краткое описание: —

Тип урока: постановка учебной задачи

Задачи:

  • Закрепить умения проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных;
  • Сформулировать вопрос о необходимости проверки орфограммы слабой позиции в личных окончаниях глагола;
  • Распространить фонематический принцип письма на орфограммы в окончаниях слов, называющих действия
  • Обозначить содержание блока уроков по теме “Личные окончания глаголов”;
  • Развивать умение ставить и формулировать проблему;
  • Развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: письма, чтения, слушания, говорения;
  • Формировать умение работать в парах, в группе;
  • Развивать умение творчески мыслить, отстаивать свою точку зрения, вести диалог;
  • Развивать навыки самооценки, самоконтроля
  • Предполагаемые результаты:

    В результате изученной темы дети должны:

    -уметь проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных известными способами;

    -понять необходимость новых знаний для проверки личных окончаний глаголов;

    -сформулировать проблему проверки окончаний глаголов,

    -самостоятельно разграничивать область знания и незнания;

    -уметь работать в парах, в группе;

    -уметь оценивать себя и одноклассников.

    -меть вести диалог, слушать и слышать собеседника;

    -понимать необходимость применения полученных знаний.

    Ход урока

    1.Мотивация

    (3мин)

    Ребята, проверьте готовность к уроку.

    Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Способы проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях).

    Что нужно знать и уметь проверять, чтобы писать грамотно? (Знать основной закон русского письма и уметь проверять ОСП) Перечислите способы проверки ОСП (по сильной позиции, по словарю, по правилу).

    На правой части доски – схема. На что ещё нужно обращать внимание при проверке ОСП? (На часть слова, в которой находится орфограмма)

    Кто считает, что он умеет проверять ОСП? Давайте проверим.

    2.Создание ситуации успеха. Актуализация знаний.

    (7мин)

    У.: Посмотрите на доску. (На доске записано стихотворение:)

    В кажд_й книжк_

    И т_традк_

    Можно встретить

    Эти грядк_

    У.: Кто может сформулировать задания?

    Д.: Сначала нужно отгадать, что это. Потом проверить ОСП и записать. А затем можно обменяться тетрадями и проверить. Можно, чтобы те, кто выполнит задание первыми, заполнили пропуски на доске, а остальные будут задавать им вопросы.

    У.: Теперь откройте тетради, запишите число. Классная работа. Запишите загадку без пропусков. Орфограммы подчеркните. Проверьте работу друг друга. Поднимите руки те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок.

    Один человек выполняет работу у доски.

    Какие вопросы вы задавали друг другу при взаимопроверке?

    Д.: как ты проверял? Почему ты выбрал эту букву? Что нужно сделать в первую очередь, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в окончании?

    В ходе фронтальной беседы учащиеся отвечают на эти и другие вопросы одноклассников, полностью разворачивая способ проверки. Учитель акцентирует внимание на той части основного орфографического правила, в которой говорится: «… в той же значимой части слова»

    Назовите основной закон русского письма. Основное орфографическое правило.

    Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять?

    3.Создание ситуации интеллектуального конфликта

    (12 мин)

    У.: Кто хочет проверить ещё несколько слов?

    Сам Самыч решил проверить вашу смекалку и зашифровал строчку из очень известного произведения А.С.Пушкина. Некоторые слова он заменил синонимами или антонимами, или имеющими что-то общее. Расшифруйте зашифрованное предложение: И вечером и утром собака безграмотная ещё бегает по шнурку квадратом.

    Д.: (улыбаются и расшифровывают): И днем и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом.

    У.: Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения?

    Д. : Это строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

    Робот Сам Самыч, читая это произведение наткнулся на странную орфограмму. Давайте посмотрим сюжет. ( Просмотр медиаресурса http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800… ).

    Один ребенок пишет на доске: И днем, и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом.

    Почему пропустили букву в слове «ход_т?»

    Д.: Потому, что здесь звук в слабой позиции.

    У.: Но ведь вы только что проверили ОСП и показали, что у вас это получается хорошо.

    Д.: здесь совсем другая ситуация. Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы её проверять не умеем. Дети могут предложит вариант « ходить». Надо объяснить. Что 2ходить» — это совсем другое изменение того же слова. В разных изменениях окончания разные.

    4.Постановка частной задачи

    (5 мин)

    У.: С какой проблемой мы столкнулись?

    Д.: Как проверить ОСП в окончании слов, называющих действие?

    Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос. Проблема фиксируется на доске в виде модели:

    Это тема сегодняшнего урока.

    5.Физкультминутка

    Чтобы хорошо поработать, давайте настроимся. Проведем физкультминутку с использованием глаголов.

    – Как живешь? — Вот так! (Показывают большой палец.)

    – Как идешь? — Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

    – А бежишь? — Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

    – Ночью спишь? — Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

    – Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

    – А даешь? — Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

    – Как шалишь? — Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

    6.Анализ условий

    (7 мин)

    У.: Как мы будем действовать дальше?

    Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке ОСП в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. По основному орфографическому правилу.

    У.: Изобразите ваше предложение в виде модели.

    Групповая работа. На доске появляется модель:

    Д. (комментируют модель) Нужно подобрать слово-действие, чтобы его окончание было в сильной позиции и имело такую же работу (или такое же грамматическое значение).

    У.: Молодец! Это очень важно. Теперь подберите необходимые для проверки слова. Давайте это сделаем в группах. Работайте, у вас есть три минуты ( Все слова, подобранные детьми записываются на доске и в тетрадях. На доске появляется запись: Идет, поёт, кричит, шьёт, бежит, говорит, бьёт, молчит, плывет, спит.)

    Д.:Ну вот, подбирали, подбирали, а толку никакого. В некоторых словах –ет, значит нужно писать Е. А в некоторых словах –ит, значит нужно писать и.

    Вы совершенно правильно заметили. На какие группы можно разделить имеющиеся глаголы?

    Д.: На две группы. В первой группе будут слова- действия с окончанием –ит в сильной позиции, в другой – с окончанием – ет в сильной позиции.

    У.: Давайте запишем слова по группам.

    Запись на доске принимает такой вид:

    Ход_т

    идёт

    поёт

    шьёт

    бьёт

    плывёт

    спит

    молчит

    говорит

    бежит

    кричит

    Д.: А может быть это два разных набора?

    У.: Может быть. Надо разобраться. Давайте восстановим, какую задачу мы решаем.

    7.Итоговая рефлексия (5 мин)

    Д.: Мы пытаемся найти способ проверки орфограмм слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия.

    У.: нам удалось это сделать?

    Д.: нет. Мы столкнулись ещё с одной проблемой.

    У нас есть два варианта проверки. Мы не знаем, какой выбрать. Да. У нас получилось два выбора.

    У.: Может, мы что-то не так делаем?

    Д.: Кажется, мы все делаем правильно. Мы действуем по закону русского письма. Мы подобрали слова с таким же окончанием, но только в сильной позиции. Но у нас получились два набора разных окончаний. Мы не проверили! Значит с этим надо разобраться завтра.

    У.: Давайте зафиксируем в модели, что нам удалось сделать сегодня. Дети дополняют модель, которая появилась в начале урока.

    Ребята. Как вы думаете, какую работу выполняют окончания в названиях действий? (предположения детей). Этот вопрос мы тоже будем решать на следующем уроке. Если останется время – работа с учебником с.50 -51.

    Файлы: родст. слова.ppt
    Размер файла: 274944 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология