Автор конспекта:
Автор(ы): — Хрунина Наталия Валерьевна
Место работы, должность: —
МАОУ гимназия 3 12 им.Г.Р.Державина г.Тамбов
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. и др Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетеней начальной школы ( Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) в 2 — х частях. М- : ВИТА-ПРЕСС, 2013
Используемая методическая литература: —
1.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. Книга для учителя. М.: — ВИТА -ПРЕСС, 2012 ;
2.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы ( система Д.Б.Эльконина — В.В.давыдова) / сост А.Б. Воронцов._ М.: ВИТА — ПРЕССЮ 2011.
Используемое оборудование: —
Карточки с заданиями для индивидуальной работы, листы А 4, маркеры, схемы слов ( предметов, действий, признаков), толковый словарь, орфографические словари, ноутбук, мультимедиапроектор.
Используемые ЦОР: —
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800…
Краткое описание: —
Тип урока: постановка учебной задачи
Задачи:
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
-уметь проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных известными способами;
-понять необходимость новых знаний для проверки личных окончаний глаголов;
-сформулировать проблему проверки окончаний глаголов,
-самостоятельно разграничивать область знания и незнания;
-уметь работать в парах, в группе;
-уметь оценивать себя и одноклассников.
-меть вести диалог, слушать и слышать собеседника;
-понимать необходимость применения полученных знаний.
Ход урока
1.Мотивация
(3мин)
Ребята, проверьте готовность к уроку.
Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Способы проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях).
Что нужно знать и уметь проверять, чтобы писать грамотно? (Знать основной закон русского письма и уметь проверять ОСП) Перечислите способы проверки ОСП (по сильной позиции, по словарю, по правилу).
На правой части доски – схема. На что ещё нужно обращать внимание при проверке ОСП? (На часть слова, в которой находится орфограмма)
Кто считает, что он умеет проверять ОСП? Давайте проверим.
2.Создание ситуации успеха. Актуализация знаний.
(7мин)
У.: Посмотрите на доску. (На доске записано стихотворение:)
В кажд_й книжк_
И т_традк_
Можно встретить
Эти грядк_
У.: Кто может сформулировать задания?
Д.: Сначала нужно отгадать, что это. Потом проверить ОСП и записать. А затем можно обменяться тетрадями и проверить. Можно, чтобы те, кто выполнит задание первыми, заполнили пропуски на доске, а остальные будут задавать им вопросы.
У.: Теперь откройте тетради, запишите число. Классная работа. Запишите загадку без пропусков. Орфограммы подчеркните. Проверьте работу друг друга. Поднимите руки те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок.
Один человек выполняет работу у доски.
Какие вопросы вы задавали друг другу при взаимопроверке?
Д.: как ты проверял? Почему ты выбрал эту букву? Что нужно сделать в первую очередь, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в окончании?
В ходе фронтальной беседы учащиеся отвечают на эти и другие вопросы одноклассников, полностью разворачивая способ проверки. Учитель акцентирует внимание на той части основного орфографического правила, в которой говорится: «… в той же значимой части слова»
Назовите основной закон русского письма. Основное орфографическое правило.
Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять?
3.Создание ситуации интеллектуального конфликта
(12 мин)
У.: Кто хочет проверить ещё несколько слов?
Сам Самыч решил проверить вашу смекалку и зашифровал строчку из очень известного произведения А.С.Пушкина. Некоторые слова он заменил синонимами или антонимами, или имеющими что-то общее. Расшифруйте зашифрованное предложение: И вечером и утром собака безграмотная ещё бегает по шнурку квадратом.
Д.: (улыбаются и расшифровывают): И днем и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом.
У.: Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения?
Д. : Это строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Робот Сам Самыч, читая это произведение наткнулся на странную орфограмму. Давайте посмотрим сюжет. ( Просмотр медиаресурса http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800… ).
Один ребенок пишет на доске: И днем, и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом.
Почему пропустили букву в слове «ход_т?»
Д.: Потому, что здесь звук в слабой позиции.
У.: Но ведь вы только что проверили ОСП и показали, что у вас это получается хорошо.
Д.: здесь совсем другая ситуация. Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы её проверять не умеем. Дети могут предложит вариант « ходить». Надо объяснить. Что 2ходить» — это совсем другое изменение того же слова. В разных изменениях окончания разные.
4.Постановка частной задачи
(5 мин)
У.: С какой проблемой мы столкнулись?
Д.: Как проверить ОСП в окончании слов, называющих действие?
Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос. Проблема фиксируется на доске в виде модели:
Это тема сегодняшнего урока.
5.Физкультминутка
Чтобы хорошо поработать, давайте настроимся. Проведем физкультминутку с использованием глаголов.
– Как живешь? — Вот так! (Показывают большой палец.)
– Как идешь? — Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
– А бежишь? — Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь? — Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
– Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
– А даешь? — Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
– Как шалишь? — Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
6.Анализ условий
(7 мин)
У.: Как мы будем действовать дальше?
Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке ОСП в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. По основному орфографическому правилу.
У.: Изобразите ваше предложение в виде модели.
Групповая работа. На доске появляется модель:
Д. (комментируют модель) Нужно подобрать слово-действие, чтобы его окончание было в сильной позиции и имело такую же работу (или такое же грамматическое значение).
У.: Молодец! Это очень важно. Теперь подберите необходимые для проверки слова. Давайте это сделаем в группах. Работайте, у вас есть три минуты ( Все слова, подобранные детьми записываются на доске и в тетрадях. На доске появляется запись: Идет, поёт, кричит, шьёт, бежит, говорит, бьёт, молчит, плывет, спит.)
Д.:Ну вот, подбирали, подбирали, а толку никакого. В некоторых словах –ет, значит нужно писать Е. А в некоторых словах –ит, значит нужно писать и.
Вы совершенно правильно заметили. На какие группы можно разделить имеющиеся глаголы?
Д.: На две группы. В первой группе будут слова- действия с окончанием –ит в сильной позиции, в другой – с окончанием – ет в сильной позиции.
У.: Давайте запишем слова по группам.
Запись на доске принимает такой вид:
Ход_т
идёт
поёт
шьёт
бьёт
плывёт
спит
молчит
говорит
бежит
кричит
Д.: А может быть это два разных набора?
У.: Может быть. Надо разобраться. Давайте восстановим, какую задачу мы решаем.
7.Итоговая рефлексия (5 мин)
Д.: Мы пытаемся найти способ проверки орфограмм слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия.
У.: нам удалось это сделать?
Д.: нет. Мы столкнулись ещё с одной проблемой.
У нас есть два варианта проверки. Мы не знаем, какой выбрать. Да. У нас получилось два выбора.
У.: Может, мы что-то не так делаем?
Д.: Кажется, мы все делаем правильно. Мы действуем по закону русского письма. Мы подобрали слова с таким же окончанием, но только в сильной позиции. Но у нас получились два набора разных окончаний. Мы не проверили! Значит с этим надо разобраться завтра.
У.: Давайте зафиксируем в модели, что нам удалось сделать сегодня. Дети дополняют модель, которая появилась в начале урока.
Ребята. Как вы думаете, какую работу выполняют окончания в названиях действий? (предположения детей). Этот вопрос мы тоже будем решать на следующем уроке. Если останется время – работа с учебником с.50 -51.
Файлы: родст. слова.ppt
Размер файла: 274944 байт.