Автор конспекта:
Автор(ы): — Р.А.Имамеева
Место работы, должность: — ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской», педагог дополнительного образования
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Котляревская-Крафт М. и др. Сольфеджио –Л.: Музыка, 2005.
1. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 кл.–СПб., 2010.
Составленные автором учебные пособия и методические разработки:
1. Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в ДМШ.
2. Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.
3. Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского конкурса образовательных программ ).
Используемая методическая литература: —
1. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения Элементарной теории музыки.-Ростов-на-Дону, 2009.
Используемое оборудование: —
Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.
Используемые ЦОР: —
Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.
Краткое описание: — Основными содержательными блоками занятия являются: • Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном). • Тренинг ритмического двухголосия. • Работа над развитием гармонического слуха.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа«Сольфеджио»
Автор-составитель Р.А.Имамеева
Направленность Художественно-эстетическая
Уровень освоения Углублённый
Срок реализации 7 лет (72 часа в год, 2 часа в неделю)
Предназначена для детей от 7 до 15 лет
Тема занятия: «Канон и кводлибет»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Год обучения: второй
Количество обучающихся: 12 человек
Продолжительность занятия: 45 минут
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Тип занятия: закрепление материала, комбинированный.
Методы обучения: диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.
Методические цели занятия:
· Экспертиза (руководителями, методистами, коллегами) опыта электронной поддержки учебного процесса и использования информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.
· Саморазвитие и повышение квалификации.
Работа на занятии связана со следующими разделами образовательной программы:
· сольфеджирование;
· музыкальная грамота;
· метроритм;
· творческое музицирование;
· слуховой анализ;
· ладотональность.
Объектом проектированияявляется сценарий занятия «Канон и кводлибет».
Предмет проектирования:динамика нормативных (обусловленных программой) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Название, объект и предмет проектирования определили цели и задачи занятия:
Педагогическая цель занятия
Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».
Задачи занятия
Образовательные:
· Представление о жанрах: канон, кводлибет, попурри.
· Разучивание «Приветственного канона».
· Разучивание «Новогоднего кводлибета» на основе знакомых песен («Дудочка», «Маленькая елочка»).
· Освоение первоначальных сведений об обращениях Т53 (в тональности G-dur).
· Закрепление понятий о главных трезвучиях лада (T, S, D).
· Ритмическое двухголосие.
· Освоение основных ритмических формул.
Развивающие:
· Определение на слух главных гармонических функций.
· Развитие чувства метрической пульсации, ощущения сильной и слабой доли.
· Развитие гармонического и тембрового слуха.
· Совершенствование интонационных навыков в одно-двух и трехголосном пении.
· Формирование надпредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями).
· Развитие психических свойств, таких как память, произвольное внимание, концентрация.
Воспитательные:
· Умение работать в коллективе.
· Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного музицирования.
Особенности детей группы (2 года обучения) в которой представляется занятие.
Основными формами работы на занятии являются групповая и мелкогрупповые формы. При делении группы на две или три подгруппы учитывались взаимодополняемость и малоконфликтность, обучаемость и обученность детей, а также сформированность навыков интонирования, В группе представлены трое детей с хорошими музыкальными способностями, средними (пять человек) и слабыми (трое детей). В группе есть два лидера (один более слабо выражен) и два аутсайдера. В ней представлены все типы восприятия, все темпераменты, при преобладании слабых (холерический тип – одна девочка).
Планируемый результат занятия:
1. Расширение представлений о видах многоголосия (канон, кводлибет).
2. Получение опыта творческой деятельности при исполнении разучиваемых песен с ритмическим и гармоническим аккомпанементом.
3. Приобретение опыта аналитической работы при работе над темой обращение Т53 и главные гармонические функции.
4. Освоение главных гармонических функций и практическое их использование при гармонизации мелодии.
Ход занятия
1-й этап – организационно-подготовительный(5 минут).
Задачи и содержание 1-го этапа:
Подготовка детей и педагога к занятию (распределение музыкально-шумовых инструментов, дидактических материалов — нот для настольного нотного стана).
Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность.
2-й этап – основной (30 минут).
Задачи и содержание 2-го этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации к деятельности (обозначение цели и задач урока): развитие навыка слышания гармонических красок как основы для совместного исполнения канона и кводлибета, подбора аккомпанемента и второго голоса.
Разделы второго этапа
1. «Приветственный канон».
· Представление мелодической структуры канона на экране ИД (расположение ранжиром четырех фраз, записанных в разном цвете с текстом).
· Определение устойчивости начала и окончания фраз как условия для «окрашивания» всех фраз в тоническую гармоническую краску.
· Исполнение канона с аккомпанементом ученика (выбор «концертмейстера» по желанию учащихся).
· Разнообразные варианты исполнения канона: cназванием нот, со словами, одноголосно, трехголосно, с движениями.
2. Обращения T53.
Тактильное и визуальное закрепление принципа обращения трезвучия.
· Построение Т53 и его обращений на настольном нотном стане.
· Практическое освоение понятия «обращения трезвучия» путем переноса нижнего тона на октаву вверх (на настольном нотном стане).
· Демонстрация на ИД обращений трезвучия по цветовой модели светофора (наглядное изображение неизменности звукового состава трезвучия).
3. Главные ступени в мажорной гамме.
· Пение гаммы G-durв размере 34 с дирижированием.
· Выявление в гамме «опорной конструкции» — главных ступеней. Визуальное представление на экране монитора «функциональной пружины» гаммы — движения от Tк S, от Dк T(в восходящем движении), от Tк Sи от D к T(при нисходящем движении).
· Пение гаммы с аккомпанементом педагога.
5. Р.н.п. «Тимоня».
Прослушивание песни в исполнении фольклорного коллектива (Интернет ресурс)
· Анализ характера мелодии, тональности, размера. Повторение понятий затакт, ритмическая партитура.
· Выявление основных гармонических «красок» песни. Во время исполнения (с аккомпанементом) песни педагогом учащиеся показывают движениями рук Т, Sи D.
· Исполнение песни с аккомпанементом мелодических инструментов (три ансамблевые группы детей, исполняющих соответственно T, S, и D).
· Исполнение песни с ритмическим аккомпанементом (две тембровые группы ударных инструментов — металлические инструменты и деревянные) по цветной ритмической партии туре, представленной на ИД.
5. Работа по ритмическим партитурам.
· Демонстрация на ИД двухголосной ритмической последовательности (цветовая привязка ритмических партий к двум группам шумовых инструментов – металлическим и деревянным)
· Тренировка чтения и исполнения основных ритмических фигур в ритмическом и тембровом двухголосии.
7. Ритмическая импровизации (на материале новой песни «Вся наша комната прекрасный инструмент»).
6. Новогодний кводлибет.
· Значение термина кводлибет, соотнесение его с каноном и попурри.
· Представление на ИД звуковысотной последовательности двух песен: «Маленькая елочка» (ноты в зеленом цвете) и «Дудочка» (ноты в розовом цвете).
· Настройка в тональности D-durна основе пения гаммы.
· Устные ритмические диктанты. Пение песен с точным ритмом и с дирижированием по звуковысотным линиям после проигрывания педагога.
· Одновременное пение двух песен с названием нот по ИД (слайд с ритмическим оформлением песен и обозначением гармонических функций).
· Пение песен с подключением третьего голоса – функционального баса.
7. Знакомство с четырехголосным кводлибетомна материале знакомых песен («На зеленом лугу», «Маляр», «Мишка с куклой», «Белка»). Представление цветной партитуры этого кводлибета на ИД, определение задачи для последующих уроков.
3-й этап – итоговый(10 минут): анализ качества усвоения практических и теоретических знаний.
· Заключительное «концертное» исполнение «Приветственного канона»», «Тимони» (с аккомпанементом учащихся) и «Новогоднего кводлибета». Предварительно учащимся ставится задача прислушаться к общему звучанию голосов. Обсуждение с учащимися результата совместного исполнения (чистота, строй, ритмическая согласованность).
· Определение учащимися различия между каноном и кводлибетом.
· Оценка педагогом роли коллективного сотрудничества в достижение творческого результата (ударная группа — ритмический аккомпанемент, гармонический аккомпанемент – «концертмейстер», вокальный ансамбль).
Положительная оценка педагогом достигнутых результатов.
· Обсуждение с учащимися значение слаженного взаимодействия внутри группы.
· Объяснение детям логики следующего занятия (освоение четырехголосного кводлибета, подбор к нему аккомпанемента).
· Домашнее задание:
Øорганизовать исполнение «Новогоднего кводлибета» дома (с родителями, братьями, сестрами или с друзьями в школе),
Øнаписать в тетради определение значений терминов «канон» и «кводлибет».
§ Учебные и методические пособия для педагогов и учащихся
Составленные автором учебные пособия и методические разработки:
1. Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в ДМШ.
2. Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.
3. Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского конкурса образовательных программ 2006 г.).
§ Система средств обучения
1. Набор музыкально-шумовых инструментов:
Мелодические инструменты:
· глокеншпили:оркестровые колокольчики (металлофоны).
· звучащие трубы (C, D, G, A, E).
Шумовыеинструменты:
ØМеталлические инструменты
· пандейра,
· треугольник.
ØДеревянные инструменты
· деревянные колоды, палочки,
· двухтональный блок,
· гюро.
· ударно-шумовые трубы (изготовленные детьми)
2. Компьютерные презентации:
· «Приветственный канон» (мелодическая структура, текст)
· Обращение Т53т в тональности G-dur.
· Гармоническая структура гаммы G-dur
· Главные трезвучия лада
· Р.н.п. «Тимоня» с ритмической партитурой.
· Двухголосный и четырех- голосный кводлибеты (звуковысотный ряд, гармоническая схема, мелодическая структура предложений).
· Музыкальный словарь.
3. Интерактивная доска, интернет.
Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.
Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: ИД, компьютер, музыкальный центр.
Самоанализ занятия по теме «Канон и кводлибет»
1. Цели развития образовательного процесса(диагностические, познавательные, исследовательские)
Диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащихся.
Задачи:
· определить эффективность ранжирного представления фраз мелодий на компьютерной презентации;
· определить в чем причина интонационной нестабильности в ансамблевом и сольном итонировании;
· выявить эффективные способы развития гармонического слуха.
Познавательная цель образовательного процесса на данном уроке в определении результативности и эффективности используемых дидактических и методических приемов и технологических операций.
Исследовательская цельобразовательного процесса на данном занятии – определение возможностей (рамок, границ) применения ИК технологий на уроках сольфеджио (его плюсы и минусы).
Цель проведения занятия – выявление мнения коллег по вопросу использования нетрадиционных форм обучения и новых информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.
Компьютерные технологии представляют широкие возможности для создания динамичных красочных наглядных пособий. Их разработка и использование позволяет находить новые подходы в решении разных задач и реализации образовательной программы по сольфеджио.
Основная область применения составленных автором компьютерных презентаций и тестов по сольфеджио относится к итоговым формам работы в конце каждой к учебной четверти по разделу образовательной программы «Музыкальная грамота».
Другая часть тренировочных презентаций связана с отдельными темами учебного курса (интервалы, тональности, тритоны, динамика, штрихи, оттенки, темповые обозначения).
Тема и содержание занятия соответствует разделам программы, посвященным развитию гармонического слуха и интонации на втором году обучения.
Основными содержательными блоками занятия являются:
· Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном).
· Тренинг ритмического двухголосия.
· Работа над развитием гармонического слуха.
Работа над интонированием и развитием гармонического слуха являются базовыми блоками в содержании образовательной программы по сольфеджио. Они являются актуальными как для исполнительской деятельности учащихся ДХС (в классах по инструменту и хору), так и для творческой самореализации учащихся в творческом музицировании (подбор аккомпанемента, сочинение, пение в ансамбле, чтение с листа).
Совместная работа в ансамблевом пении и игре на инструментах обогащает опыт детей в коллективной деятельности, развивая навыки коммуникации и продуктивного творческого общения.
Результатом занятия является эмоциональное вовлечение детей в процесс коллективного сотворчества, пробуждение их заинтересованности в создание художественного образа исполняемых песен и интонационно чистого и ритмически точного их воплощения.
Для достижения этого результата определяющими являются установка на эмоциональный контакт с детьми, использование принципов Орф-педагогики и информационно-компьютерных технологий.
Способы мотивации:
· поощрение;
· положительная оценка деятельности;
· свободный выбор заданий и способов деятельности (из вариантов, предложенных педагогом).
Методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемно-исследовательский;
· проективно-творческий, креативный.
Коммуникативно-дидактические техники:
· Монолог (информационный, внушающий, эвристический);
· показ-инструктирование;
· моделирование, организация самостоятельной деятельности учащихся;
· диалог, полилог.
Образовательные технологии:
· опорные сигналы;
· программированное обучение;
· коллективная творческая деятельность;
· тренинговые технологии.
Основные приёмы психолого–педагогического воздействия на обучающихся во время занятия:
· побуждение детей к самоконтролю и самооценке;
· одобрения, поощрения педагогом успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям;
· организация соревнований на занятии между отдельными группами детей, как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
· творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность детей.
В ходе занятияу обучающихся формируются следующие компетенции:
Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание.
Ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, народного творчества, совместного музицирования).
Коммуникативные: способность организовать своё поведение адекватно задачам общения.
Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество.
Компетенции деятельности: обучение, закрепление, творческая деятельность.
Файлы: abramov_-_arija_figaro.mp3
Размер файла: 1251788 байт.