Автор конспекта:
Автор(ы): — Р.А.Имамеева

Место работы, должность: — ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской», педагог дополнительного образования

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Котляревская-Крафт М. и др. Сольфеджио –Л.: Музыка, 2005.

1. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 кл.–СПб., 2010.

Составленные автором учебные пособия и методические разработки:

1. Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в ДМШ.

2. Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.

3. Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского конкурса образовательных программ ).

Используемая методическая литература: —

1. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения Элементарной теории музыки.-Ростов-на-Дону, 2009.

Используемое оборудование: —

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.

Используемые ЦОР: —

Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.

Краткое описание: — Основными содержательными блоками занятия являются: • Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном). • Тренинг ритмического двухголосия. • Работа над развитием гармонического слуха.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа«Сольфеджио»

Автор-составитель Р.А.Имамеева

Направленность Художественно-эстетическая

Уровень освоения Углублённый

Срок реализации 7 лет (72 часа в год, 2 часа в неделю)

Предназначена для детей от 7 до 15 лет

Тема занятия: «Канон и кводлибет»

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Год обучения: второй

Количество обучающихся: 12 человек

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма организации деятельности обучающихся на занятии: групповая

Тип занятия: закрепление материала, комбинированный.

Методы обучения: диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.

Методические цели занятия:

· Экспертиза (руководителями, методистами, коллегами) опыта электронной поддержки учебного процесса и использования информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.

· Саморазвитие и повышение квалификации.

Работа на занятии связана со следующими разделами образовательной программы:

· сольфеджирование;

· музыкальная грамота;

· метроритм;

· творческое музицирование;

· слуховой анализ;

· ладотональность.

Объектом проектированияявляется сценарий занятия «Канон и кводлибет».

Предмет проектирования:динамика нормативных (обусловленных программой) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Название, объект и предмет проектирования определили цели и задачи занятия:

Педагогическая цель занятия

Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».

Задачи занятия

Образовательные:

· Представление о жанрах: канон, кводлибет, попурри.

· Разучивание «Приветственного канона».

· Разучивание «Новогоднего кводлибета» на основе знакомых песен («Дудочка», «Маленькая елочка»).

· Освоение первоначальных сведений об обращениях Т53 (в тональности G-dur).

· Закрепление понятий о главных трезвучиях лада (T, S, D).

· Ритмическое двухголосие.

· Освоение основных ритмических формул.

Развивающие:

· Определение на слух главных гармонических функций.

· Развитие чувства метрической пульсации, ощущения сильной и слабой доли.

· Развитие гармонического и тембрового слуха.

· Совершенствование интонационных навыков в одно-двух и трехголосном пении.

· Формирование надпредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями).

· Развитие психических свойств, таких как память, произвольное внимание, концентрация.

Воспитательные:

· Умение работать в коллективе.

· Формирование эмоционально-позитивного настроя на процесс совместного музицирования.

Особенности детей группы (2 года обучения) в которой представляется занятие.

Основными формами работы на занятии являются групповая и мелкогрупповые формы. При делении группы на две или три подгруппы учитывались взаимодополняемость и малоконфликтность, обучаемость и обученность детей, а также сформированность навыков интонирования, В группе представлены трое детей с хорошими музыкальными способностями, средними (пять человек) и слабыми (трое детей). В группе есть два лидера (один более слабо выражен) и два аутсайдера. В ней представлены все типы восприятия, все темпераменты, при преобладании слабых (холерический тип – одна девочка).

Планируемый результат занятия:

1. Расширение представлений о видах многоголосия (канон, кводлибет).

2. Получение опыта творческой деятельности при исполнении разучиваемых песен с ритмическим и гармоническим аккомпанементом.

3. Приобретение опыта аналитической работы при работе над темой обращение Т53 и главные гармонические функции.

4. Освоение главных гармонических функций и практическое их использование при гармонизации мелодии.

Ход занятия

1-й этап – организационно-подготовительный(5 минут).

Задачи и содержание 1-го этапа:

Подготовка детей и педагога к занятию (распределение музыкально-шумовых инструментов, дидактических материалов — нот для настольного нотного стана).

Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность.

2-й этап – основной (30 минут).

Задачи и содержание 2-го этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации к деятельности (обозначение цели и задач урока): развитие навыка слышания гармонических красок как основы для совместного исполнения канона и кводлибета, подбора аккомпанемента и второго голоса.

Разделы второго этапа

1. «Приветственный канон».

· Представление мелодической структуры канона на экране ИД (расположение ранжиром четырех фраз, записанных в разном цвете с текстом).

· Определение устойчивости начала и окончания фраз как условия для «окрашивания» всех фраз в тоническую гармоническую краску.

· Исполнение канона с аккомпанементом ученика (выбор «концертмейстера» по желанию учащихся).

· Разнообразные варианты исполнения канона: cназванием нот, со словами, одноголосно, трехголосно, с движениями.

2. Обращения T53.

Тактильное и визуальное закрепление принципа обращения трезвучия.

· Построение Т53 и его обращений на настольном нотном стане.

· Практическое освоение понятия «обращения трезвучия» путем переноса нижнего тона на октаву вверх (на настольном нотном стане).

· Демонстрация на ИД обращений трезвучия по цветовой модели светофора (наглядное изображение неизменности звукового состава трезвучия).

3. Главные ступени в мажорной гамме.

· Пение гаммы G-durв размере 34 с дирижированием.

· Выявление в гамме «опорной конструкции» — главных ступеней. Визуальное представление на экране монитора «функциональной пружины» гаммы — движения от Tк S, от Dк T(в восходящем движении), от Tк Sи от D к T(при нисходящем движении).

· Пение гаммы с аккомпанементом педагога.

5. Р.н.п. «Тимоня».

Прослушивание песни в исполнении фольклорного коллектива (Интернет ресурс)

· Анализ характера мелодии, тональности, размера. Повторение понятий затакт, ритмическая партитура.

· Выявление основных гармонических «красок» песни. Во время исполнения (с аккомпанементом) песни педагогом учащиеся показывают движениями рук Т, Sи D.

· Исполнение песни с аккомпанементом мелодических инструментов (три ансамблевые группы детей, исполняющих соответственно T, S, и D).

· Исполнение песни с ритмическим аккомпанементом (две тембровые группы ударных инструментов — металлические инструменты и деревянные) по цветной ритмической партии туре, представленной на ИД.

5. Работа по ритмическим партитурам.

· Демонстрация на ИД двухголосной ритмической последовательности (цветовая привязка ритмических партий к двум группам шумовых инструментов – металлическим и деревянным)

· Тренировка чтения и исполнения основных ритмических фигур в ритмическом и тембровом двухголосии.

7. Ритмическая импровизации (на материале новой песни «Вся наша комната прекрасный инструмент»).

6. Новогодний кводлибет.

· Значение термина кводлибет, соотнесение его с каноном и попурри.

· Представление на ИД звуковысотной последовательности двух песен: «Маленькая елочка» (ноты в зеленом цвете) и «Дудочка» (ноты в розовом цвете).

· Настройка в тональности D-durна основе пения гаммы.

· Устные ритмические диктанты. Пение песен с точным ритмом и с дирижированием по звуковысотным линиям после проигрывания педагога.

· Одновременное пение двух песен с названием нот по ИД (слайд с ритмическим оформлением песен и обозначением гармонических функций).

· Пение песен с подключением третьего голоса – функционального баса.

7. Знакомство с четырехголосным кводлибетомна материале знакомых песен («На зеленом лугу», «Маляр», «Мишка с куклой», «Белка»). Представление цветной партитуры этого кводлибета на ИД, определение задачи для последующих уроков.

3-й этап – итоговый(10 минут): анализ качества усвоения практических и теоретических знаний.

· Заключительное «концертное» исполнение «Приветственного канона»», «Тимони» (с аккомпанементом учащихся) и «Новогоднего кводлибета». Предварительно учащимся ставится задача прислушаться к общему звучанию голосов. Обсуждение с учащимися результата совместного исполнения (чистота, строй, ритмическая согласованность).

· Определение учащимися различия между каноном и кводлибетом.

· Оценка педагогом роли коллективного сотрудничества в достижение творческого результата (ударная группа — ритмический аккомпанемент, гармонический аккомпанемент – «концертмейстер», вокальный ансамбль).

Положительная оценка педагогом достигнутых результатов.

· Обсуждение с учащимися значение слаженного взаимодействия внутри группы.

· Объяснение детям логики следующего занятия (освоение четырехголосного кводлибета, подбор к нему аккомпанемента).

· Домашнее задание:

Øорганизовать исполнение «Новогоднего кводлибета» дома (с родителями, братьями, сестрами или с друзьями в школе),

Øнаписать в тетради определение значений терминов «канон» и «кводлибет».

§ Учебные и методические пособия для педагогов и учащихся

Составленные автором учебные пособия и методические разработки:

1. Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в ДМШ.

2. Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.

3. Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского конкурса образовательных программ 2006 г.).

§ Система средств обучения

1. Набор музыкально-шумовых инструментов:

Мелодические инструменты:

· глокеншпили:оркестровые колокольчики (металлофоны).

· звучащие трубы (C, D, G, A, E).

Шумовыеинструменты:

ØМеталлические инструменты

· пандейра,

· треугольник.

ØДеревянные инструменты

· деревянные колоды, палочки,

· двухтональный блок,

· гюро.

· ударно-шумовые трубы (изготовленные детьми)

2. Компьютерные презентации:

· «Приветственный канон» (мелодическая структура, текст)

· Обращение Т53т в тональности G-dur.

· Гармоническая структура гаммы G-dur

· Главные трезвучия лада

· Р.н.п. «Тимоня» с ритмической партитурой.

· Двухголосный и четырех- голосный кводлибеты (звуковысотный ряд, гармоническая схема, мелодическая структура предложений).

· Музыкальный словарь.

3. Интерактивная доска, интернет.

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.

Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: ИД, компьютер, музыкальный центр.

Самоанализ занятия по теме «Канон и кводлибет»

1. Цели развития образовательного процесса(диагностические, познавательные, исследовательские)

Диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащихся.

Задачи:

· определить эффективность ранжирного представления фраз мелодий на компьютерной презентации;

· определить в чем причина интонационной нестабильности в ансамблевом и сольном итонировании;

· выявить эффективные способы развития гармонического слуха.

Познавательная цель образовательного процесса на данном уроке в определении результативности и эффективности используемых дидактических и методических приемов и технологических операций.

Исследовательская цельобразовательного процесса на данном занятии – определение возможностей (рамок, границ) применения ИК технологий на уроках сольфеджио (его плюсы и минусы).

Цель проведения занятия – выявление мнения коллег по вопросу использования нетрадиционных форм обучения и новых информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности для создания динамичных красочных наглядных пособий. Их разработка и использование позволяет находить новые подходы в решении разных задач и реализации образовательной программы по сольфеджио.

Основная область применения составленных автором компьютерных презентаций и тестов по сольфеджио относится к итоговым формам работы в конце каждой к учебной четверти по разделу образовательной программы «Музыкальная грамота».

Другая часть тренировочных презентаций связана с отдельными темами учебного курса (интервалы, тональности, тритоны, динамика, штрихи, оттенки, темповые обозначения).

Тема и содержание занятия соответствует разделам программы, посвященным развитию гармонического слуха и интонации на втором году обучения.

Основными содержательными блоками занятия являются:

· Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном).

· Тренинг ритмического двухголосия.

· Работа над развитием гармонического слуха.

Работа над интонированием и развитием гармонического слуха являются базовыми блоками в содержании образовательной программы по сольфеджио. Они являются актуальными как для исполнительской деятельности учащихся ДХС (в классах по инструменту и хору), так и для творческой самореализации учащихся в творческом музицировании (подбор аккомпанемента, сочинение, пение в ансамбле, чтение с листа).

Совместная работа в ансамблевом пении и игре на инструментах обогащает опыт детей в коллективной деятельности, развивая навыки коммуникации и продуктивного творческого общения.

Результатом занятия является эмоциональное вовлечение детей в процесс коллективного сотворчества, пробуждение их заинтересованности в создание художественного образа исполняемых песен и интонационно чистого и ритмически точного их воплощения.

Для достижения этого результата определяющими являются установка на эмоциональный контакт с детьми, использование принципов Орф-педагогики и информационно-компьютерных технологий.

Способы мотивации:

· поощрение;

· положительная оценка деятельности;

· свободный выбор заданий и способов деятельности (из вариантов, предложенных педагогом).

Методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный;

· проблемно-исследовательский;

· проективно-творческий, креативный.

Коммуникативно-дидактические техники:

· Монолог (информационный, внушающий, эвристический);

· показ-инструктирование;

· моделирование, организация самостоятельной деятельности учащихся;

· диалог, полилог.

Образовательные технологии:

· опорные сигналы;

· программированное обучение;

· коллективная творческая деятельность;

· тренинговые технологии.

Основные приёмы психолого–педагогического воздействия на обучающихся во время занятия:

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке;

· одобрения, поощрения педагогом успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям;

· организация соревнований на занятии между отдельными группами детей, как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

· творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность детей.

В ходе занятияу обучающихся формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание.

Ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, народного творчества, совместного музицирования).

Коммуникативные: способность организовать своё поведение адекватно задачам общения.

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество.

Компетенции деятельности: обучение, закрепление, творческая деятельность.


Файлы: abramov_-_arija_figaro.mp3
Размер файла: 1251788 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология