Автор конспекта:
Автор(ы): — Баженова Е.А.

Место работы, должность: —

Учитель географии, истории и обществознания в МБОУ «Озеркинская СОШ» Горномарийского района Республики Марий Эл

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемое оборудование: —

Агроклиматическая карта, климатические карты России, таблица «Неблагоприятные климатические явления на территории России», компьютер, проектор, интерактивная доска.

Краткое описание: — Комбинированный урок по теме "Климат и человек" сотоит из 2 основных этапов: обобщение иповторение знаний о климате России и введение новых знаний о взаимодействии человека и климата.

Конспект открытого урока географии в 8 классе учителя МБОУ «Озеркинской СОШ» Горномарийского района РМЭ Баженовой Елены Александровны.

Тема: «Зависимость человека от климатических ресурсов. Агроклиматические ресурсы»
Цель урока: Сформировать представление об агроклиматических ресурсах, расширить знания о влиянии климата на жизнь, здоровье хозяйственную деятельность человека.
Задачи:
Обучающие:
-расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, собственных наблюдений и данных карт своей местности и России;
-дать объяснение использованию климатических ресурсов своей местности в хозяйственных целях.
Развивающие:
- формирование навыков использования информационных технологий;
- формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга;
- формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ и отбор географической информации,
- развивать умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;- развивать умения работать в группе;
- формирование знаний рассматривающих, природу и хозяйство через человека, раскрывающие «географические образы мест», адаптации к условиям проживания на определенной территории;
- формирование навыков находить пути решения жизненных проблем, связанных с неблагоприятными климатическими явлениями, соблюдение мер безопасности в случае стихийных бедствий.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем,
-воспитание бережного отношения к природе;
- стимулировать эмпатию и любознательность.
Предполагаемые результаты обучения:
личные:
-сформирована мотивация к обучению и познанию;
-развиты внимание и память;
- развиты личностные качества, необходимые для адаптации в разных условиях;
-сформированы умение объективно оценивать свои достижения.
предметные:
-систематизированы знания учащихся по данной теме;
- закреплены знания ключевых понятий: климат, типы климата, климатообразующие факторы, атмосферный фронт, циклоны, антициклоны, агроклиматические ресурсы.

метапредметные:
-развиты навыки переработки информации;
-развито теоретическое мышление;
-развиты навыки коммуникативного взаимодействия

Тип урока: комбинированный урок с практико-ориентированным подходом.

Организационный момент.
Повторение и обобщение знаний.
Разминка:(«Нет»-поднимают красную каточку, «Да»-белую)
1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет)
2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да)
3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на Прикаспийской низменности? (Да)
4.Наибольшее количество осадков выпадает на наветренных склонах гор? (Да)
5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет)
6.Умеренный пояс занимает большую площадь на территории России? (Да)
7. Трансформация – это изменение свойств воздушных масс? (Да)
8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет)
9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет)
10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да)

1.Заполни схему:(за каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 5 баллов)
Факторы, влияющие на климат.
1.Уровень солнечной радиации
2.Географическое положение
3.Выветривание
4.Циркуляция воздушных масс
5.Состав горных пород
6.Влияние подстилающей поверхности
7.Эрозия почвы
8.Приливы и отливы
9.Океаны, холодные и теплые течения.
Задание 2: по контурной карте определи климатические пояса и типы климата России(каждый ученик получает карточку с картой России и таблицу вопросов).
Климатические пояса и типы баллы
I арктический
II субарктический
III умеренно — континентальный
IV континентальный
V резко — континентальный
VI муссонный
VII субтропический

Задание 3. О каком типе климата говорится в следующих высказываниях?
В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи — дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла. Днем все сверкает — сверкает солнце, сверкает снег. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом. А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет. Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Мороз все крепчает
Река вышла из берегов, и вода кругом. Пока мы обувались, вода успе¬ла просочиться сквозь стену и залила очаг. Угли в нем зашипели и погасли…Ливень хлестал по лицу и не позволял открыть глаз. Не было видно ни зги. В абсолютной тьме каза¬лось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и все это вместе с дождем образо¬вало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу.
Название типа климата Баллы
Резко континентальный
Муссонный

Запишите их названия. (За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу. Максимум 7 баллов)
4.Продолжи фразу: (за каждое правильное соответствие 1 балл. Максимум 10 б.)

Термины: А) атмосферный фронт Б)трансформация воздушных масс В) циклон Г) суммарная радиация Д) солнечная радиация Е) антициклон Ж) воздушные массы З) изотермы И) климат К) инверсия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
И Д Г Ж А Е В Б З К

1 Многолетний режим погоды, характерный для данной местности И
2 Энергия солнца, излучаемая в виде тепла и света
Д
3 Большая часть солнечных лучей, доходящих до поверхности Земли в ясные, безоблачные дни
Г
4 Подвижная часть тропосферы, отличающаяся от других своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью
Ж
5 Узкая переходная зона шириной в несколько десятков, а длиной в сотни, иногда тысячи километров, разделяющая различные по свойствам воздушные массы
А
6 Гигантский воздушный вихрь, с высоким давлением в центре, приносящий ясную, солнечную погоду Е
7 Мощный атмосферный вихрь диаметром до 3000 км с низким давлением в центре, приносящий облачную и ветреную погоду с осадками В
8 Процесс изменения свойств воздушных масс
Б
9 Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой воздуха З
10 Повышение температуры воздуха с высотой
К

5.Сравнительная характеристика климата. Работа с рисунками 35,36,37,38 в учебнике.(За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 16 баллов)
Характеристика климата Йошкар-Ола балл Якутск балл
Широта 57° с. ш. 63° с. ш.
Суммарная радиация, ккал/см2 90 90
Средняя температура января, °С -15 -40
Средняя температура июля, °С +15 +15
Годовая амплитуда, °С 30 55
Осадки, мм 800 200
Коэффициент увлажнения 1,3 1
Тип климата Умеренно континентальный Резко континентальный

Алгоритм самооценки знаний:
Кол-во баллов % выполненных заданий Отметка
36-40 90-100 «5»
28-35 70-90 «4»
20-27 50-70 «3»
до 20 до 50 «2»

Новая тема:
Актуализация знаний:
Знаменитый средневековый врач, больше известный как Парацельс, категорически утверждал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней».
Учитель: в чем заключается смысл этих слов? Какова тема нашего урока? (Климат и человек)
Проблема: увеличивается или уменьшается зависимость человека от климата в современных условиях.
Что нужно для ответа на данный вопрос? Хватит ли у вас знаний, чтобы ответить на данный вопрос.
Но, прежде, чем ответить на проблемный вопрос, нам необходимо узнать как влияет климат на человека и человек на климат. Знакомство с этой темой мы начнем с работы с учебником(откройте п. 11), проведем маркировочное чтение текста. Прием «Инсерт» — знаковая работа с текстом: после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: (первичная рефлексия)
+ — !
Я уже знал Не знал Это интересно
Что вы уже знали?
Что вам показалось интересным?
Что было не знакомо?
Работа с понятиями: агроклиматические ресурсы, агроклиматология.
Агроклиматические ресурсы-это ресурсы климата, влияющие на процессы сельскохозяйственного производства. Показатели агроклиматических ресурсов:
-продолжительность периода со среднесуточными температурами выше +10;
-коэффициент увлажнения;
-сумма температур за этот период;
-мощность и продолжительность снежного покрова.
Агроклиматология-наука, изучающая климат, как фактор сельскохозяйственного производства.
Работа с картой агроклиматические ресурсы(групповая работа).
1.Где в России создаются наиболее благоприятные условия для жизни и сельскохозяйственной деятельности людей. Ответ объясните.
2.Где в нашей стране неблагоприятные условия? Ответ объясните.
3.Можно ли назвать агроклиматические ресурсы богатыми? Какие с/х культуры можно выращивать в нашей местности?

Учитель: о том, как климатические условия оказывают благоприятное воздействие на человека, нам расскажет…
Но, климат может оказывать и неблагоприятное воздействие на человека. Об этом нам расскажет…
Учитель: к неблагоприятным климатическим явлениям относятся засухи, суховеи, заморозки, ливни, сильные морозы, ураганы, пыльные бури, гололед, туман.

Вид явления Особенности проявления Районы проявления в России
Засуха Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков Степные или полупустынные районы
Суховей Жаркий(+25…+30*С), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней Прикаспийская низменность, Северный Кавказ
Пыльная буря Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы Юг Русской равнины и Урала, Алтайский край.
Ураган Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением
Заморозки Понижение температуры воздуха ниже 0* С весной и осенью Повсеместно
Сильные морозы Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова Север и восток России
Град Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55 мм и больше) Повсеместно, особенно на юге Русской равнины
Гололед Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью Повсеместно
Туман Скопление водяных капель в приземном слое Повсеместно

Ответ на проблемный вопрос: увеличивается или уменьшается зависимость человека от климата в современных условиях.
Учитель. На первый взгляд — вроде бы уменьшается, а на самом деле увеличивается, так как сложная современная техника очень чувствительна к погоде и нарушение её работы вызывает большие трудности. В то же время человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений — ураганов, бурь, катастрофических ливней, снегопадов, заморозков, засух и т. п. Ущерб этих явлений весьма велик. Нередки и человеческие жертвы. Поэтому опасные явления тщательно изучаются учеными, разрабатываются возможности прогноза с целью предотвращения нежелательных последствий.
Не только природа оказывает влияние на человека, но и человек на природу.
Приведите, пожалуйста, примеры воздействия человека на природу, приводящие к изменению климата.

Закрепление:

А) Докажите, что природа- источник существования человека.
Б) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?

Работа с таблицей: благоприятное и неблагоприятное влияние климата.

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА
БЛАГОПРИЯТНОЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ

Короткие, теплые зимы без снега; засуха; сильные ветры; туман; суховей; большое количество солнечной радиации; солнечные бури; ураган; нормальная влажность; сильные морозы; град; пыльная буря; затяжные дожди; нормальное атмосферное давление; заморозки; гололед; магнитные бури; отсутствие сильных ветров; суровые длинные зимы.
Рефлексия:
-Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?
-Что было самым трудным?
-Что так и осталось непонятным?
-На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

Файлы: Приложение 1.docx
Размер файла: 268746 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология