Автор конспекта:
Автор(ы): — Баженова Е.А.
Место работы, должность: —
Учитель географии, истории и обществознания в МБОУ «Озеркинская СОШ» Горномарийского района Республики Марий Эл
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — География
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемое оборудование: —
Агроклиматическая карта, климатические карты России, таблица «Неблагоприятные климатические явления на территории России», компьютер, проектор, интерактивная доска.
Краткое описание: — Комбинированный урок по теме "Климат и человек" сотоит из 2 основных этапов: обобщение иповторение знаний о климате России и введение новых знаний о взаимодействии человека и климата.
Конспект открытого урока географии в 8 классе учителя МБОУ «Озеркинской СОШ» Горномарийского района РМЭ Баженовой Елены Александровны.
Тема: «Зависимость человека от климатических ресурсов. Агроклиматические ресурсы»
Цель урока: Сформировать представление об агроклиматических ресурсах, расширить знания о влиянии климата на жизнь, здоровье хозяйственную деятельность человека.
Задачи:
Обучающие:
-расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, собственных наблюдений и данных карт своей местности и России;
-дать объяснение использованию климатических ресурсов своей местности в хозяйственных целях.
Развивающие:
- формирование навыков использования информационных технологий;
- формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга;
- формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ и отбор географической информации,
- развивать умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;- развивать умения работать в группе;
- формирование знаний рассматривающих, природу и хозяйство через человека, раскрывающие «географические образы мест», адаптации к условиям проживания на определенной территории;
- формирование навыков находить пути решения жизненных проблем, связанных с неблагоприятными климатическими явлениями, соблюдение мер безопасности в случае стихийных бедствий.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем,
-воспитание бережного отношения к природе;
- стимулировать эмпатию и любознательность.
Предполагаемые результаты обучения:
личные:
-сформирована мотивация к обучению и познанию;
-развиты внимание и память;
- развиты личностные качества, необходимые для адаптации в разных условиях;
-сформированы умение объективно оценивать свои достижения.
предметные:
-систематизированы знания учащихся по данной теме;
- закреплены знания ключевых понятий: климат, типы климата, климатообразующие факторы, атмосферный фронт, циклоны, антициклоны, агроклиматические ресурсы.
метапредметные:
-развиты навыки переработки информации;
-развито теоретическое мышление;
-развиты навыки коммуникативного взаимодействия
Тип урока: комбинированный урок с практико-ориентированным подходом.
Организационный момент.
Повторение и обобщение знаний.
Разминка:(«Нет»-поднимают красную каточку, «Да»-белую)
1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет)
2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да)
3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на Прикаспийской низменности? (Да)
4.Наибольшее количество осадков выпадает на наветренных склонах гор? (Да)
5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет)
6.Умеренный пояс занимает большую площадь на территории России? (Да)
7. Трансформация – это изменение свойств воздушных масс? (Да)
8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет)
9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет)
10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да)
1.Заполни схему:(за каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 5 баллов)
Факторы, влияющие на климат.
1.Уровень солнечной радиации
2.Географическое положение
3.Выветривание
4.Циркуляция воздушных масс
5.Состав горных пород
6.Влияние подстилающей поверхности
7.Эрозия почвы
8.Приливы и отливы
9.Океаны, холодные и теплые течения.
Задание 2: по контурной карте определи климатические пояса и типы климата России(каждый ученик получает карточку с картой России и таблицу вопросов).
Климатические пояса и типы баллы
I арктический
II субарктический
III умеренно — континентальный
IV континентальный
V резко — континентальный
VI муссонный
VII субтропический
Задание 3. О каком типе климата говорится в следующих высказываниях?
В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи — дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла. Днем все сверкает — сверкает солнце, сверкает снег. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом. А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет. Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Мороз все крепчает
Река вышла из берегов, и вода кругом. Пока мы обувались, вода успе¬ла просочиться сквозь стену и залила очаг. Угли в нем зашипели и погасли…Ливень хлестал по лицу и не позволял открыть глаз. Не было видно ни зги. В абсолютной тьме каза¬лось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и все это вместе с дождем образо¬вало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу.
Название типа климата Баллы
Резко континентальный
Муссонный
Запишите их названия. (За каждый правильный пояс и тип поставьте по одному баллу. Максимум 7 баллов)
4.Продолжи фразу: (за каждое правильное соответствие 1 балл. Максимум 10 б.)
Термины: А) атмосферный фронт Б)трансформация воздушных масс В) циклон Г) суммарная радиация Д) солнечная радиация Е) антициклон Ж) воздушные массы З) изотермы И) климат К) инверсия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
И Д Г Ж А Е В Б З К
1 Многолетний режим погоды, характерный для данной местности И
2 Энергия солнца, излучаемая в виде тепла и света
Д
3 Большая часть солнечных лучей, доходящих до поверхности Земли в ясные, безоблачные дни
Г
4 Подвижная часть тропосферы, отличающаяся от других своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью
Ж
5 Узкая переходная зона шириной в несколько десятков, а длиной в сотни, иногда тысячи километров, разделяющая различные по свойствам воздушные массы
А
6 Гигантский воздушный вихрь, с высоким давлением в центре, приносящий ясную, солнечную погоду Е
7 Мощный атмосферный вихрь диаметром до 3000 км с низким давлением в центре, приносящий облачную и ветреную погоду с осадками В
8 Процесс изменения свойств воздушных масс
Б
9 Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой воздуха З
10 Повышение температуры воздуха с высотой
К
5.Сравнительная характеристика климата. Работа с рисунками 35,36,37,38 в учебнике.(За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 16 баллов)
Характеристика климата Йошкар-Ола балл Якутск балл
Широта 57° с. ш. 63° с. ш.
Суммарная радиация, ккал/см2 90 90
Средняя температура января, °С -15 -40
Средняя температура июля, °С +15 +15
Годовая амплитуда, °С 30 55
Осадки, мм 800 200
Коэффициент увлажнения 1,3 1
Тип климата Умеренно континентальный Резко континентальный
Алгоритм самооценки знаний:
Кол-во баллов % выполненных заданий Отметка
36-40 90-100 «5»
28-35 70-90 «4»
20-27 50-70 «3»
до 20 до 50 «2»
Новая тема:
Актуализация знаний:
Знаменитый средневековый врач, больше известный как Парацельс, категорически утверждал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней».
Учитель: в чем заключается смысл этих слов? Какова тема нашего урока? (Климат и человек)
Проблема: увеличивается или уменьшается зависимость человека от климата в современных условиях.
Что нужно для ответа на данный вопрос? Хватит ли у вас знаний, чтобы ответить на данный вопрос.
Но, прежде, чем ответить на проблемный вопрос, нам необходимо узнать как влияет климат на человека и человек на климат. Знакомство с этой темой мы начнем с работы с учебником(откройте п. 11), проведем маркировочное чтение текста. Прием «Инсерт» — знаковая работа с текстом: после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: (первичная рефлексия)
+ — !
Я уже знал Не знал Это интересно
Что вы уже знали?
Что вам показалось интересным?
Что было не знакомо?
Работа с понятиями: агроклиматические ресурсы, агроклиматология.
Агроклиматические ресурсы-это ресурсы климата, влияющие на процессы сельскохозяйственного производства. Показатели агроклиматических ресурсов:
-продолжительность периода со среднесуточными температурами выше +10;
-коэффициент увлажнения;
-сумма температур за этот период;
-мощность и продолжительность снежного покрова.
Агроклиматология-наука, изучающая климат, как фактор сельскохозяйственного производства.
Работа с картой агроклиматические ресурсы(групповая работа).
1.Где в России создаются наиболее благоприятные условия для жизни и сельскохозяйственной деятельности людей. Ответ объясните.
2.Где в нашей стране неблагоприятные условия? Ответ объясните.
3.Можно ли назвать агроклиматические ресурсы богатыми? Какие с/х культуры можно выращивать в нашей местности?
Учитель: о том, как климатические условия оказывают благоприятное воздействие на человека, нам расскажет…
Но, климат может оказывать и неблагоприятное воздействие на человека. Об этом нам расскажет…
Учитель: к неблагоприятным климатическим явлениям относятся засухи, суховеи, заморозки, ливни, сильные морозы, ураганы, пыльные бури, гололед, туман.
Вид явления Особенности проявления Районы проявления в России
Засуха Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков Степные или полупустынные районы
Суховей Жаркий(+25…+30*С), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней Прикаспийская низменность, Северный Кавказ
Пыльная буря Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы Юг Русской равнины и Урала, Алтайский край.
Ураган Ветер огромной скорости (более 30 м/с) и разрушительной силы Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением
Заморозки Понижение температуры воздуха ниже 0* С весной и осенью Повсеместно
Сильные морозы Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова Север и восток России
Град Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55 мм и больше) Повсеместно, особенно на юге Русской равнины
Гололед Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью Повсеместно
Туман Скопление водяных капель в приземном слое Повсеместно
Ответ на проблемный вопрос: увеличивается или уменьшается зависимость человека от климата в современных условиях.
Учитель. На первый взгляд — вроде бы уменьшается, а на самом деле увеличивается, так как сложная современная техника очень чувствительна к погоде и нарушение её работы вызывает большие трудности. В то же время человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений — ураганов, бурь, катастрофических ливней, снегопадов, заморозков, засух и т. п. Ущерб этих явлений весьма велик. Нередки и человеческие жертвы. Поэтому опасные явления тщательно изучаются учеными, разрабатываются возможности прогноза с целью предотвращения нежелательных последствий.
Не только природа оказывает влияние на человека, но и человек на природу.
Приведите, пожалуйста, примеры воздействия человека на природу, приводящие к изменению климата.
Закрепление:
А) Докажите, что природа- источник существования человека.
Б) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?
Работа с таблицей: благоприятное и неблагоприятное влияние климата.
ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА
БЛАГОПРИЯТНОЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ
Короткие, теплые зимы без снега; засуха; сильные ветры; туман; суховей; большое количество солнечной радиации; солнечные бури; ураган; нормальная влажность; сильные морозы; град; пыльная буря; затяжные дожди; нормальное атмосферное давление; заморозки; гололед; магнитные бури; отсутствие сильных ветров; суровые длинные зимы.
Рефлексия:
-Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?
-Что было самым трудным?
-Что так и осталось непонятным?
-На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
Файлы: Приложение 1.docx
Размер файла: 268746 байт.