Автор конспекта:
Автор(ы): — Яруллина Земфира Шавкатовна

Место работы, должность: — Каратунская средняя общеобразовательная школа, учитель информатики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Цель урока: Иметь представление об алфавитном подходе к определению количества информации; Знать формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщений; Уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Базовый курс 7-9 класс автор И.Семакин

Используемая методическая литература: —

журналы "Информатика и образование"

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, интерактивная доска

Краткое описание: — На уроке учащиеся познакомятся с алфавитном подходом измерения информации. Используя формулу алфавитного подхода они вычисляют количество информации.Кратко записывают свои ответы в воспроизводимой презентации на интерактивной доске, в случае допущения ошибок исправляют их с помощью ластика.Применяя кнопку"шторка" можно проверить свои знания.

Цель урока:

Иметь представление об алфавитном подходе к определению количества

информации;

Знать формулу для определения количества информационных сообщений,

количества информации в сообщений;

Уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и

количества информации, которое несет полученное сообщение.

Ход урока

Актуализация знаний:

- Ребята давайте понаблюдаем за тем , что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? (Наступила зима.)

- Но почему вы решили, что наступила зима? ( Холодно , идет снег.)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы. ( Но мы знаем, что все это означает: наступила зима.)

Поэтому и получается, что , то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.

Разминка

Заполнить таблицу и стрелочками показать соответствия.

Носители информации

Их использование

Дискета

Написать письмо

Бумага

Записать компьютерную игру

Аудиокассета

Сделать фотоизображение

Фотопленка

Записать исполнение песни

Видеокассета

Записать ноты песни

- Можно ли измерить количество информации и как это сделать? (Да)

Оказывается, информацию также можно измерять и находить ее количество.

Существуют два подхода к измерению информации . С одним из них мы сегодня познакомимся. (Смотри приложение слайд 2)

Изучение нового материала

Каким образом можно найти количество информации?

Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом.

В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки.

У алфавита есть размер(полное количество символов), который называется мощностью алфавита. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный « информационный вес». С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

Обозначим мощность алфавита через N.

Найдем зависимость между информационным весом символа (i) и мощностью алфавита (N). Самый наименьший алфавит содержит 2 символа, которые обозначаются «0» и «1». Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит. ( смотри приложение слайд 3)

N

2

4

8

16

32

64

128

256

i

1бит

2бит

3бит

4бит

5бит

6бит

7бит

8бит

N= 2i

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита.

Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символов можно показать с помощью 8 битов.

8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название- байт

1байт= 8 битам

Используя этот факт: можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е.в тексте набранном с помощью компьютера, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода посмотрим на слайде.

)

( смотри приложение слайд 4

Найти информационный объем страницы компьютерного текста.

Решение

Используем правило.

Найдем мощность: N=256

Найдем информационный объем одного символа : N= 2i

i=8 бит=1байт.

3.Найдем количество символов на странице. Примерно.

( Найти количество символов в строке и умножить на количество строк)

Пояснение

Пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы.

40 символов* 50 строк = 2000символов.

4. Найдем информационный объем всей страницы: 2000*1 = 2000 байтам

Согласитесь, что байт – маленькая единица измерения информации. Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы

( смотри приложение слайд5)

3. Закрепление изученного материала

.

На доске

Заполнить пропуски числами и проверить правильность.

1Кбайт= ___ байт= ______бит,

2Кбайт= _____ байт=______бит,

24576 бит=_____байт=_____Кбайт.

512 Кбайт = ___ байт =_____бит

Предлагается ученикам задачи:

Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?

Решение: N=8 , то i= 3 битам

Сообщение , записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?

Решение:

1. N= 128 , K=30

2. N= 2i i= 7 битам (объем одного символа)

3. I= 30*7 = 210бит (объем всего сообщения)

4. Творческая работа

Наберите на компьютере текст, информационный объем которого равен 240 байт.

Итоги урока.

- Что нового сегодня мы узнали на уроке?

- Как определяется количество информации с алфавитной точки зрения?

- Как найти мощность алфавита?

- Чему равен 1байт?

Домашнее задание (смотри приложение слайд 6).

Выучить правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

Выучить единицы измерения информации.

Решить задачу

Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет объем информации в тексте , состоящем из 100символов.

Информационный объем сообщения равен 4096 бит. Оно содержит 1024 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого составлено это сообщение?

Пример

Файлы: путешествие в страну информатика.rar
Размер файла: 19568 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология