Автор конспекта:
Автор(ы): — Ковалёва Л.А.

Место работы, должность: — МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить с историей возникновения колокола, видами колокольного звона, с примерами использования колокольного звона в композиторской музыке.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

интернет ресурсы

Используемая методическая литература: —

методика преподования в школе

Используемое оборудование: —

компьютер; проектор; раздаточный материал на каждого ученика; аудио и видеозаписи («Пролог» из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», «Вхождение в невидимый град Китеж» Н.А. Римский-Корсаков, различные виды колокольного звона, песня «Малиновый звон»); презентация к уроку; видеоролики; детские музыкальные инструменты; репродукций картин с изображением колоколов.

Используемые ЦОР: —

комиьютер

Краткое описание: — — сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры; — развивать восприятие музыки и умения анализировать материал; — воспитывать любви к народному творчеству, классической музыке, к Родине и её истории; способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности; — развивать музыкальный слух учащихся, воображение, образное мышление.

Ход урока.

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом…

И. Козлов

Чистые, чудные звуки любо душою ловит

Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный. Колокол церкви святой

Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

Учитель (на фоне звучащего перезвона читает отрывок из стихотворения):

Давно известно: на Руси
Звук колокола свят и светел.
Он всей земле благовестит,
Летя по небу, словно ветер.

Звени же, "Колокол", звени!
Ты вестник счастья наших судеб!
И зажигай в сердцах огни,
Неся тепло и радость людям!

I.Вводная часть.

С давних пор на Руси с большим почтением относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь. Колокольный звон был главным участником всех великих событий в жизни страны.

Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники. История колоколов очень интересна, порой загадочна, вызывает живой интерес исследователей, учёных, деятелей искусства. К колоколам относились с большим почтением в разных странах и в разные эпохи. Давайте познакомимся с некоторыми интересными фактами из истории колоколов. Откроют завесу неизвестности наши знатоки, которые изучили этот вопрос. И так:

Когда на свете появились колокола? Данил

Самый большой колокол? Дима

Мастера, отливавшие колокола? Данил

Известны ли вам какие-либо обычаи, связанные с колоколами? Хаджимурад

Архива́риус(актуариус , архивист;англ. archivist)— хранитель или сотрудникархива (согласноБСЭ ).

На предыдущих уроках вы познакомились с разными видами колокольного звона. Послушайте и определите вид звона, какие чувства у вас вызывает колокольный звон?

(слушание)

Какие виды звонов вы можете сымитировать на наших инструментах? А давайте у нас в классе устроим настоящую звонницу!

Как следует оценивать колокольный звон в православной традиции?Женя

— Многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои музыкальныепроизведения. Давайте вспомним эти произведения — «Рассвет на Москве — реке» Мусоргского, хор «Славься!»ГлинкииКантата «Александр Невский» Прокофьева.

— Во всех этих произведениях композиторы использовали колокольные звоны потому, что они помогают созданию музыкального образа произведения, усиливают образ.

Н.А. Римский-Корсаков написал замечательную музыкальную картину, передающую колокольный звон, в своей опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

( Слушание «Вхождение в невидимый град Китеж» Н.А. Римский-Корсаков.)

Обсуждение:

• Какое состояние передаёт колокольный звон?

• Какие инструменты использовались для такого исполнения?

• Как называется подражание в музыке определенному голосу или звукам природы? (имитация)

— Что же придаёт музыке колокольный звон? Какие качества? Добавляет ли торжественности?

Могущество

Сила

Нежность

Монументальность

Торжественность

Величие

Задушевность

Уверенность

Работа в специальных карточках.Сейчас мы с вами выполним задание.

Раскрасьте квадратики в цвет, близкий музыке.(красный, голубой, жёлтый, чёрный, коричневый, тёмно фиолетовый). Их может быть несколько. Каждый цвет соответствует определённому настроению. Какому – выясним позднее.

Аудио-файлы «Вхождение в невидимый град Китеж», «Великий Колокольный Звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

(Тест Люшера. Звучат фрагменты, дети работают).

Проверка работы.

Слайд – цвета, чувства. Каждая строчка по щелчку добавляется.

Учитель:

1) Кто выбрал красный цвет? – радость, веселье;

2)….голубой – бодрость;

3)….жёлтый — теплота, любовь;

4)….зелёный – надежда;

5)….коричневый — грусть, печаль.

(Звуки напомнили тебе о чём-то печальном? Я уверена. К концу урока твоё настроение обязательно станет лучше).

6)….фиолетовый — очень грустная грусть и совсем печальная печаль, траур.

Я надеюсь, что сейчас твоё настроение станет гораздо веселее, ведь сейчас мы исполним красивую лиричную песню «Звезда России».

— Не только музыканты, поэты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.О том, что колокола играли огромную роль в истории России и судьбах людей, рассказывают нам и произведения искусства. (стихи)

— Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. ( "Тихая обитель", "Золотой Плес", «Вечерний звон»)(слайд) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды )

Одна из картин называется «Вечерний звон»(Левитан И.И. Вечерний звон.

1892). Найдите её.

— Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

Взгляните на репродукцию замечательного пейзажиста Исаака Ильича Левитана "Вечерний звон".
слайд

Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках.
По тихой речной глади скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов храма – мостик от земли к небу, путь от греховности к святости.
Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения)

— Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

Плёс — небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Если первая поездка на Волгу, состоявшаяся в 1888 году не принесла художнику ничего, кроме разочарований ("разочаровался я чрезвычайно… серое небо и сильный ветер… ну просто смерть!"), то в последующие годы Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса.

"Золотой Плес" — один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой… Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан с художницей Софьей Кувшинниковой. В наши дни в этом доме расположен Плесский государственный художественный музей-заповедник.

Песня «Вечер в субботу».

Стихи.

В чем заключается необычность колокола как предмета культа?Женя
Что вам известно о лечебных свойствах колокольного звона?

А вы знаете, как называется самый красивый колокольный звон – малиновый.

Почему он так называется? Откуда пошло название «малиновый звон»? Хаджимурад

Слушание песни «Малиновый звон».

V. Итог урока.

–Окаком истинно русском явлении мы сегодня беседовали?

–Как вы думаете, а сегодня нам с вами нужен колокольный звон?

— Какое из произведений, звучавших на уроке, произвело на вас большее впечатление?

– Какое новое музыкальное произведение прозвучало у нас на уроке?

–Кто написал это произведение?

Наш долг (слайд) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола». (И. Чернухин «Колокола России»)

Файлы: Дәрес.doc
Размер файла: 43008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология