Автор конспекта:
Автор(ы): — Ковалёва Л.А.
Место работы, должность: — МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Познакомить с историей возникновения колокола, видами колокольного звона, с примерами использования колокольного звона в композиторской музыке.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
интернет ресурсы
Используемая методическая литература: —
методика преподования в школе
Используемое оборудование: —
компьютер; проектор; раздаточный материал на каждого ученика; аудио и видеозаписи («Пролог» из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», «Вхождение в невидимый град Китеж» Н.А. Римский-Корсаков, различные виды колокольного звона, песня «Малиновый звон»); презентация к уроку; видеоролики; детские музыкальные инструменты; репродукций картин с изображением колоколов.
Используемые ЦОР: —
комиьютер
Краткое описание: — — сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры; — развивать восприятие музыки и умения анализировать материал; — воспитывать любви к народному творчеству, классической музыке, к Родине и её истории; способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности; — развивать музыкальный слух учащихся, воображение, образное мышление.
Ход урока.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом…
И. Козлов
Чистые, чудные звуки любо душою ловит
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
Учитель (на фоне звучащего перезвона читает отрывок из стихотворения):
Давно известно: на Руси
Звук колокола свят и светел.
Он всей земле благовестит,
Летя по небу, словно ветер.
Звени же, "Колокол", звени!
Ты вестник счастья наших судеб!
И зажигай в сердцах огни,
Неся тепло и радость людям!
I.Вводная часть.
С давних пор на Руси с большим почтением относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь. Колокольный звон был главным участником всех великих событий в жизни страны.
Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники. История колоколов очень интересна, порой загадочна, вызывает живой интерес исследователей, учёных, деятелей искусства. К колоколам относились с большим почтением в разных странах и в разные эпохи. Давайте познакомимся с некоторыми интересными фактами из истории колоколов. Откроют завесу неизвестности наши знатоки, которые изучили этот вопрос. И так:
Когда на свете появились колокола? Данил
Самый большой колокол? Дима
Мастера, отливавшие колокола? Данил
Известны ли вам какие-либо обычаи, связанные с колоколами? Хаджимурад
Архива́риус(актуариус , архивист;англ. archivist)— хранитель или сотрудникархива (согласноБСЭ ).
На предыдущих уроках вы познакомились с разными видами колокольного звона. Послушайте и определите вид звона, какие чувства у вас вызывает колокольный звон?
(слушание)
Какие виды звонов вы можете сымитировать на наших инструментах? А давайте у нас в классе устроим настоящую звонницу!
Как следует оценивать колокольный звон в православной традиции?Женя
— Многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои музыкальныепроизведения. Давайте вспомним эти произведения — «Рассвет на Москве — реке» Мусоргского, хор «Славься!»ГлинкииКантата «Александр Невский» Прокофьева.
— Во всех этих произведениях композиторы использовали колокольные звоны потому, что они помогают созданию музыкального образа произведения, усиливают образ.
Н.А. Римский-Корсаков написал замечательную музыкальную картину, передающую колокольный звон, в своей опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
( Слушание «Вхождение в невидимый град Китеж» Н.А. Римский-Корсаков.)
Обсуждение:
• Какое состояние передаёт колокольный звон?
• Какие инструменты использовались для такого исполнения?
• Как называется подражание в музыке определенному голосу или звукам природы? (имитация)
— Что же придаёт музыке колокольный звон? Какие качества? Добавляет ли торжественности?
Могущество
Сила
Нежность
Монументальность
Торжественность
Величие
Задушевность
Уверенность
Работа в специальных карточках.Сейчас мы с вами выполним задание.
Раскрасьте квадратики в цвет, близкий музыке.(красный, голубой, жёлтый, чёрный, коричневый, тёмно фиолетовый). Их может быть несколько. Каждый цвет соответствует определённому настроению. Какому – выясним позднее.
Аудио-файлы «Вхождение в невидимый град Китеж», «Великий Колокольный Звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
(Тест Люшера. Звучат фрагменты, дети работают).
Проверка работы.
Слайд – цвета, чувства. Каждая строчка по щелчку добавляется.
Учитель:
1) Кто выбрал красный цвет? – радость, веселье;
2)….голубой – бодрость;
3)….жёлтый — теплота, любовь;
4)….зелёный – надежда;
5)….коричневый — грусть, печаль.
(Звуки напомнили тебе о чём-то печальном? Я уверена. К концу урока твоё настроение обязательно станет лучше).
6)….фиолетовый — очень грустная грусть и совсем печальная печаль, траур.
Я надеюсь, что сейчас твоё настроение станет гораздо веселее, ведь сейчас мы исполним красивую лиричную песню «Звезда России».
— Не только музыканты, поэты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.О том, что колокола играли огромную роль в истории России и судьбах людей, рассказывают нам и произведения искусства. (стихи)
— Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. ( "Тихая обитель", "Золотой Плес", «Вечерний звон»)(слайд) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды )
Одна из картин называется «Вечерний звон»(Левитан И.И. Вечерний звон.
1892). Найдите её.
— Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
Взгляните на репродукцию замечательного пейзажиста Исаака Ильича Левитана "Вечерний звон".
слайд
Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках.
По тихой речной глади скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов храма – мостик от земли к небу, путь от греховности к святости.
Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения)
— Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
Плёс — небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Если первая поездка на Волгу, состоявшаяся в 1888 году не принесла художнику ничего, кроме разочарований ("разочаровался я чрезвычайно… серое небо и сильный ветер… ну просто смерть!"), то в последующие годы Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса.
"Золотой Плес" — один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой… Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан с художницей Софьей Кувшинниковой. В наши дни в этом доме расположен Плесский государственный художественный музей-заповедник.
Песня «Вечер в субботу».
Стихи.
В чем заключается необычность колокола как предмета культа?Женя
Что вам известно о лечебных свойствах колокольного звона?
А вы знаете, как называется самый красивый колокольный звон – малиновый.
Почему он так называется? Откуда пошло название «малиновый звон»? Хаджимурад
Слушание песни «Малиновый звон».
V. Итог урока.
–Окаком истинно русском явлении мы сегодня беседовали?
–Как вы думаете, а сегодня нам с вами нужен колокольный звон?
— Какое из произведений, звучавших на уроке, произвело на вас большее впечатление?
– Какое новое музыкальное произведение прозвучало у нас на уроке?
–Кто написал это произведение?
Наш долг (слайд) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.
«…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола». (И. Чернухин «Колокола России»)
Файлы: Каждый композитор художник.doc
Размер файла: 1064960 байт.