Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна

Место работы, должность: — просветитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная медресе №7″ г.Мурома Владимирской области

Регион: — Владимирская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее строительство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 сословие

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

познакомить с разновидностями и значением колокольного звона на Руси,

прививать симпатия и престиж к русской православной культуре.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Основы православной культуры. Книга затем чтоб чтения / подина редакцией Ионовой Т.А., — Владимир, 2006, стр 12-13.

Используемое оборудование: —

колокольные звоны (благовест, трезвон), ростовские колокольные звоны; «Господи, помилуй», сл. и муз. иером.Романа; С.Есенин,«Колокол дремавший»; фотографии русских храмов и монастырей (презентация).

Краткое описание: — объединенный назидание по музыке и курсу "Основы православной культуры".

1.Краткое остинато изученного на прошлом уроке. О нежели мы говорили на прошлом уроке? (о внутреннем убранстве храма, вспомнить понятия «алтарь», «святой престол», «аналой», «киот»).

2. Работа по теме урока.

А на сегодняшнем уроке мы водка с вами о колоколах.

С давних времен на Руси с большим почитанием относились к колоколам и колокольным звонам. В звучании колоколов отсвечивание душа русского народа, вся его жизнь. Колокольный набат сопровождал человека от рождения раньше смерти – во пора великих праздников и событий, на моменты радости и горя. «С колоколом чадатроп рождался, жил, трудился, молился. Он и провожал человека на его мний общеземной путь. Колокол очевидно служил человеку на его повседневных трудах: предупреждал о нашествии врага, призывал к молитве и покаянию.

Православный набат предназначен затем чтоб того, чтобы:

-созывать верующих к богослужению;

-выражать церемония церкви и нее богослужений;

-возвещать присутствующим и не присутствующим на храме о особо важных моментах богослужения;

-звуком его, растворенным с Божьей благодатью, христиане укреплялись на вере и благочестии, отгонялись бесовские наветы»1.

Кроме того, колокола имели и иное приспосабливание – на сельских церквах служили затем чтоб тех, кто на пути (во период вьюг и метелей), давали им параграф и направление, затем чтоб люд не потерялись – газоспасательный звон, но во период пожаров – колокольный набат (собирали людей).

Существуют большие и малые колокола. Большие издают низкие, тяжелые звуки. Вес такого колокола пожалуй достигать 50 тонн (показ иллюстрации).

Малые колокола отличаются больше высоким, светлым звучанием.

Сейчас я предлагаю вы послушать ростовские колокольные звоны. Вслушайтесь на сии звуки. Попытайтесь услышать, сколечко колоколов звучит.

Звучат ростовские колокольные звоны.

Какое эффект произвели на вы прослушанные звоны? (впечатления детей).

Устанавливают колокола на башнях церквей. Это зимовник называют колокольней неужто звонницей. Обратите забота на слайды (на слайдах — фотографии храмов с колокольнями).

Православный колоколец крепится на колокольне после «уши», имеет «плечо», «тело». Есть у колокола макроассемблер с ударным кольцом.

«Пришли колокола на Русь с Запада. Первое перечисление о колоколах на Руси содержится на третьей Новгородской летописи и датируется 1066 годом. В 11-12 веках колокола стали динамично распространяться на Русской земле. Они снискали большую симпатия у народа и священства.

История сегодня не пожалуй сказать нам, где-нибудь появились первые колокола. Существует красивая легенда, на которой повествуется о том, точно пожалуй родился дебютный колокол. Рассказ уносит нас на далекое прошлое, на солнечную цветущую Италию. В 4-5 веках жил почтеннейший епископ Ноланский Павлин, окрещенный Милостивым после его симпатия к Богу и своей пастве, после доброту и бескорыстие. Шел на одно прекрасное период епископ спустя службы к себя домой, утомился, на нежный полянке лег отдохнуть и задремал. И снится ему сон, точно ангелы звонят удивительные звоны (показ иллюстрации). Открыл глаза епископ и видит, точно эвр колышет полевые колокольчики и важно серафический звон. Тут же поспешил он к себя на город и повелел литейщику отлить подобные полевым цветкам колокола. А провинция, на которой жил почтеннейший священник, наименовалась Компанией, благодаря зачем на церковном языке колокола называют компанами.

Современные колокольные звоны подразделяются на:

· Встречный звон(звонится подле встрече святейшего патриарха, владыки, почетных гостей православной церкви).

· Будничный набат (звонится пред и спустя будничных, непраздничных богослужений).

· Погребальный трезвон (этот набат называют «звоном памяти», во период которого вспоминают своих родных и близких, которых поуже нетути на живых).

· Водосвятный трезвон и Звон на крестный отверстие (звучат на громадный празднество Крещения).

· Праздничный – Торжественный набат (в немой важно веселье торжества веры православной).

· Малиновый набат (это набат Пасхальной Седмицы)».2

Еще существует колокольный звон, тот неужто другой называется «Благовест» — это как-нибудь ударяют на один колоколец неужто несколько, но не вместе, но поочередно. Церковный звон, являющийся взору зовом на церковь, к службе Божией издревле возвещает радостную, благую весть, благодаря зачем он и назван «благовест». Послушайте настоящий колокольный звон.

Звучит благовест.

Еще одно толк колокольного звона – трезвон. Послушаем его.

Звучит трезвон.

Дать определения благовеста и трезвона (трезвон – как-нибудь параллельно бьют на небольшую толику колоколов).

Колокольный набат таково дорог русским людям, что о немой слагали и песни и стихи. Послушайте, какое буриме написал Есенин Сергей:

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась после рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то после дорогой
Замирает звон.

Человека, тот неужто другой звонит на колокол, называют «звонарь». «Хороший и полупроизводственный балаболка великолепно понимает и чувствует каждый колокол, на тот неужто другой звонит, и пожалуй рассказать о голосе и характере каждого из них. Овладеть на достойной мере искусством колокольного звона – дело вовсю долгое и трудное. На Руси… артистизм звонарей передавалось «из рук на руки»… Русские православные звоны отличаются от других звонов: на них нетути мелодических и гармонических основ, точно на европейских. Самое суть на православном звоне – это отверстие и характер, но также фееричность и сила звучания колокола. Самые большие и благозвучные колокола – это колокола России (например, точно раз заглавный («Царь-колокол») был отлит на территории Кремля на 1735 году весом 202 тонны)».3

3. Итог.

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для зачем служат колокола? Где они располагаются? Какие виды колокольных звонов существуют? Можно ли назвать колокольный набат музыкой?

Какое эффект произвели на вы колокольные звоны? (запись вопроса на тетрадь и на доске, ответы детей). Да, впечатления у каждого свои, они могут быть разными, но неоспоримо одно: колокольный набат возвещает нам о вечности, о душе, успокаивает и очищает нашу душу.

А разом я предлагаю вы прослушать песню «Господи, помилуй», которую написал монах Роман (несколько слов об авторе, объяснить ценность слова иеромонах) и на которой также говорится о колоколах. Исполняет песню Жанна Бичевская. Это грустная песня, послушайте нее любовно и ответьте на вопрос: отонудуже это кантата грустная? Какое эффект производит колокольный набат на автора?

Звучит кантата «Господи, помилуй» иером. Романа.

Ответы детей.

Д/з: дома я попрошу вы письменно ответить на поуже зафиксированный нами вопрос: «Какое эффект произвел на меня колокольный звон?»

И, заканчивая наш урок, я хочу вновь как-то напомнить вы сии прекрасные колокольные звоны. Послушайте их, думая по-над поставленным вопросом, но закончите эту работу дома.

____________________

1,2,3Основы православной культуры.Книга затем чтоб чтения / подина редакцией Ионовой Т.А., — Владимир, 2006, стр 12-13.

Файлы: risynok.rar
Размер файла: 18018 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология