Автор конспекта:
Автор(ы): — Дехтерева Людмила Александровна

Место работы, должность: — гуру православной культуры, МОУ СОШ №49

Регион: — Белгородская трансильвания

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее смесеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 разряд

Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литературное произнесение
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — 1) познакомить с историей возникновения колокола и колокольного звона; 2) показать значимость колокольного звона на Руси; 3) познакомить с использованием колокольного звона в композиторской музыке; способствовать развитию восприятия музыки; 4) содействовать развитию умения анализировать материал, задавать вопросы и находить возможные решения, извлекать знания из дополнительной литературы самостоятельно, в группе, с учителем; 5) создать условия ради воспитания любви к своей Родине, народному творчеству, классической музыке; 6) способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности

Тип урока: — Комбинированный нравоучение

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: — аудиозапись-вступление к 4 действию «Венчание на царство» из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; танец народная распев «Вечерний звон»; аудиозапись различных видов колокольного звона; предъявление к уроку; толковый вокабулярий В. Даля.

Краткое описание: — Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют вновь взглянуть на цели, прокармливание и средства духовно-нравственного воспитания личности. И тут особую значимость приобретают интегрированные уроки, которые дают ученику порядочно широкое и яркое препровождение о мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного решетка материальной и художественной культуры. Урок носит цельный характер. Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости, взятый нравоучительный материал соответствует замыслу, смычок сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не едва только структурную, так и смысловую связанность.

Ход урока 1. Организационный момент. Музыкальное благопожелание (учитель музыки). 2. Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового. (Работа в группах) 1 гр. Задание. Сконструировать православный монастырь (даны части храма) 2 гр. Задание. Что объединяет условие слова: благовест, трезвон, перезвон, перебор. 3 гр. Задание. Распределить русские народные инструменты на группы: ложки, трещотки, бубенцы, свистулька, свирель, домра, балалайка, колоколец -ударные -духовые — струнные Проверка выполненных заданий (сконструированный монастырь размещается на доске). Учитель музыки — Можно ли отнести колоколец к музыкальным инструментам? Учитель православной культуры — Где в храме располагаются колокола? — Как называется эта адмчасть храма? (Аппликация колокола помещается в соответствующую адмчасть храма). 3. Сообщение темы урока, установка целей. — Как вам думаете, о чём мы будем нынче говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о колоколе, колокольных звонах). -Познакомимся с использованием колокольного звона в композиторской музыке. 4. Изучение и первичное застрапливание новых знаний и способов деятельности. (Работа в группах) Учитель православной культуры Будучи в направление долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, колокола нынче переживает свое второе рождение. Возрождение старых и застройка новых церквей привело к открытию предприятий, специализирующихся на изготовлении колоколов. Все вдоль большей части церквей на территории России получают новые «голоса». Создаются при центрах русской православной церкви школы звонарей. Наука тоже не остается в стороне. В различных областях знаний появилось изобилие специальных исследований, связанных с колоколами. Все это говорит о том, яко колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном. — Сейчас мы предлагаем вам характер исследователями. Попробуйте в предложенном материале найти ответы на следующие вопросы: — Какова происшествие возникновения колокольного звона? (1гр.) – Почему звонит колокол? (2 гр.) — Какие бывают колокольные звоны? (3 гр.) Материал ради первой группы. Единственный благозвучный инструмент в православном храме – колокол. (Понятие колокола из словаря В. Даля) Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении — в аккурат неизвестно. Во лейдейс гонений на христиан о употреблении колоколов не могло быть и речи, хоть бы как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на рукоположение особые люди, которые назывались народособирателями. Первое употребление колоколов при христианском богослужении церковное притча относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, в сне митрополит видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. На Руси колокола впервинку появились с принятием христианства. Первое летописное называние о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть в самое лейдейс Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервинку упоминается в летописи лещадь 1194 годом. Русские мастера с успехом неплохо освоили литейное действие и хоть превзошли в многом своих иноземных учителей. Русь восприняла колокола, они стали неотъемлемой адмчасть любого православного храма. Колокол воспринимали как яркий организм, уподобляя с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть нечужой «характер». Особое место промеж всех в мире колоколов занимает «Царь колокол». Этот колоколец переливался маленько раз. Над ним трудился роскошный славянин профессионал Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, как-нибудь всё было завершенно к отливке, в Москве случился пожар, некоторый охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки по-над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колоколец дал 11 трещин, и от него откололся ломтик весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было сделано нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колоколец находился в земле, и едва только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитовый пьедестал лещадь колокольней. Материал ради следующий группы. Колокольные звоны настолечко красивы и многогранны, яко не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было хоть бы хоть завались звонниц, как на Руси. Колокола почитали как власяница богослужения. В народе говорили, яко коли таблетка — это моление в красках, монастырь — моление в камне, то колоколец — это моление в звуке, таблетка звучащая. Звон сопровождал всю биография православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе по-над врагом радостным звоном встречали победителей. Если случалась горесть били в тревожный колокол. (Набат – джеб в громоздкий колокол, объявляющий о беде). Часто набатные колокола ставили на окраине города, деревни, коли накануне храма было далеко, а о опасности потребно было предупредить быстро. Такому колоколу хоть поставили памятник, тем самым подчеркивая значения этого колокольного звона ради русского человека. Колокольный джеб созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения самобытно значительных моментах Литургии. Каждые утро и суаре люди, живущие рукой подать С Смоленским собором или неумышленно оказавшиеся в этом месте, слышат удивительной красоты звон, летящий с колокольни собора. Иногда, хоть далекие от религии, они останавливаются, с тем чтоб послушать колокола собора. А постоянные паства вдоль звону шутя определят, некоторый нынче число – будничный, постный или праздничный. Материал ради третьей группы. Православной Церкви используются цифра типа колокольного звона: благовест, трезвон, трезвон и перебор. Благовест – одиночные удары в громоздкий колокол. Звон, обзываемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не едва только оповещает о времени азбука службы, так и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, сделано есть Богослужение” — говорит в “Толковом Типиконе” мастак Михаил Скабалланович. Трезвон – параллельный джеб в все колокола. Перезвон — это мешкотный джеб в всяк колоколец вдоль очереди, включая с самого большого и, кончая самым маленьким, а засим джеб заодно в все колокола. Перезвон исполняется вдоль специфически важным праздникам и действам. Перебор — мешкотный джеб поочерёдно в всяк колоколец вдоль одному разу, включая с самого малого и накануне большого, а после удара в громоздкий колокол, ударяют в все колокола купно сразу. (Является погребальным звоном) ( Группам раздаётся материал, они его изучают и составляют минутный общий ответ). 5. Защита выполненных заданий (для иллюстрирования используются заблаговременно подготовленные изображения колоколов, звонниц, аудиозаписи 4-х типов колокольного звона). 6. Учитель музыки. -Вы узнали, почему и какие звучат колокола в православном храме. — Где ещё может статься использоваться набатный звон? – Послушайте фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» ( звучит интродукция к 4 действию « Венчание на царство») – Почему мы слушали самый этот отрывок? ( Там звучат колокола.) — Какими средствами песенник добился сходства с колокольным звоном? – Да, ребята, колокольные звоны использовали в своих произведениях и другие композиторы, например, М.И. Глинка в финальной сцене своей оперы «Жизнь после царя», С.В. Рахманинов «Второй гала-концерт ради инструмент с оркестром» (об этом композиторе мы будем говорить с вами на следующем уроке). — Сейчас мы прослушаем ещё одну произведение. Это танец народная распев «Вечерний звон». — Какая сторона этого произведения? -Услышали ли вам набатный звон? -С помощью чесо передавался набатный звон? (Колокольный джеб исполняется голосом) — Значит, свист человека можно использовать как инструмент. — Как называется сякой приём пения? -В каких произведениях его использовали? (ответы детей) — Есть одна короткая комната распев к сказке С. Маршака «Кошкин дом». Мы в настоящий секунда ее попробуем пропеть (а капелла), так на первых порах послушайте, как она звучит. — Какие чувства возникают при звучании этого произведения? — Какой колоколец тут может статься быть использован? (Набатный, объявляющий о беде). (Исполнение песни детьми, слова — на слайде). 7. Работа в группах (обрабатывают результаты опроса) Учитель православной культуры — За мелодичность и плутос музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными… -А как же нынче относятся к колокольному звону? Какие чувства испытывают народ при звучании колокола? 1гр. О результатах опроса мам и пап. 2 гр. О результатах опроса бабушек и дедушек. 3 гр. О результатах опроса прихожан? Учитель. -А вот, яко говорят священнослужители: «Воспринимая звуки колоколов, официант настраивается на светлое, духовное, возвышенное. Специалисты утверждают, яко «контакт» с колоколами делает общительным хоть замкнутого человека (одна из главных функций колокольного звона – созыв и объединение людей). Колокольные звоны по-прежнему облагораживают биография человека, преображают её. Колокол — это свист Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. У человека, слышащего набатный звон, в душе видимо приблизительно меняться». — Послушайте набатный джеб и закрасте нечужой колоколец тем цветом, с которым у вам ассоциируется звучащий набатный звон. ( Звучит счастливый перезвон). (Используются проективная методология «Исследование эмоционального состояния в зависимости от типа колокольного звона». Для изучения эмоционального состояния используем цветный испытание диагностики эмоциональных состояний младших школьников. Необходимый материал: чертеж колокола и цветные карандаши (красный, серый, зеленый, черный, коричневый, голубой). Учащиеся закрашивают колоколец соответствующим цветным карандашом, изображают своё состояние, то есть то, яко в отданный секунда испытывают. Если аллель воспрещено нарисовать одну цветом, то колоколец делится на маленько частей, и части закрашиваются карандашами разных цветов. При обработке результатов используем треншальтер (соответствие определённого цвета – определённому состоянию). (Колокола крепятся к доске). 8. Итог урока -Какие чувства возникли у вам при звучании колокольного звона? — Это подтверждается и цветом, некоторый вам использовали, закрашивая свои колокола. Звучал счастливый набатный звон. (Голубой — бодрость, изжелта-красный – радость, веселье) –Что нового вам узнали о колокольном звоне? «…Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и накануне моря С новой силком Звонят, звонят её колокола». (И. Чернухин «Колокола России», отрывок)
Файлы: Выпускной утренник1.doc
Размер файла: 60928 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология