Автор конспекта:
Автор(ы): — Стехина Наталия Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ «Покрово — Пригородная СОШ» учитель музыки и мировой художественной культуры

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

На примере басни Крылова "Квартет" определить роль музыки в литературном жанре "басня"

Познакомить с творчеством А.П.Бородина.

Закрепить понятие "квартет".

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Программы общеобразовательных учреждений "Музыка" 1 — 8 класс под редакцией Д.Б.Кабалевского (обновлённая) Москва "Просвещение" 2006 год.

Используемая методическая литература: —

Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред Поповой Т.В. — М.: изд-во "Музыка", 1974.

Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.

Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Используемые ЦОР: —

http://muzin.ru/

http://www.classic-music.ru/

Краткое описание: — Урок посвящен взаимосвязи литературы и музыки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята,мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой если бы не было литературы».,

(Слайд 1)

На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики:Басня

Учитель:Кто написал эти басни?

Учитель:Известный великий русский поэт, работавший в жанре басниИва́н Андре́евич Крыло́в.

(Показ портрета И.А.Крылова)

Учитель:Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

(Слайд 2)

Архивариус:Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод — мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель:Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно — краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” — что объединяет эти басни.

Учитель:Верно, в этих баснях — музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях» (запись на доске)

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение:

(Слайд 3)

Дуэт + квинтет — трио = ? /квартет/

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель:Что такое квартет?

(Слайд 4)

Архивариус:Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель:Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.

Солобуду петь один,

А дуэт с товарищем.

Триос Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель:Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно,но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни.

Проказница Мартышка, Осёл, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

Презентация «Квартет»

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель — самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне?

Просмотр мультфильма “Квартет”.

Анализ басни.

Учитель:Какую роль играет музыка?

Учитель:С какой целью она здесь использована.

Ученики:Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Учитель:Какая музыка по характеру?

Учитель:Может у такой музыки быть композитор?

Учитель:В чем мораль сей басни?

Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель:А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю послушать фрагмент музыки.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель:Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Учитель:При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин

Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Учитель:Как звучала музыка?

Ученики:Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель:Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики:Скрипка, виолончель – струнный квартет

(Слайд 6)

Учитель:Кто исполнял эту музыку?

Ученики:Инструментальный ансамбль

Архивариус:Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.

Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

Учитель:Квартет № 2- это произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа: состоит из 4 частей. Каждая часть имеет своё название. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

Архивариус: Камерная музыка- музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от латинского camera- комната). Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Учитель:Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.

Динамическая пауза:

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание

Викторина

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку. На обратной стороне слоги /Бо/, /ро/, /дин/.

1. «Гайдар шагает впереди»

2. «Колыбельная царевны Волховы»

3. «Четыре таракана и сверчок»

Учитель:Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор и учёный-химик.

(Показ портрета А.П.Бородина)

Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах— в начале на флейте и фортепиано , а с 13 лет— на виолончели . В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение— концерт для флейты с фортепиано.

Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией , которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Учитель:Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?

Ученики: Добрый — жизнерадостный – влюбленный — мужественный….

Учитель:Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики:Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Учитель: Ребята, как вы думаете И.А. Крылов имел какое-либо отношение к музыке? Действительно, Крылов бал хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Учитель:Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (скрипка)

(Слайд 7)

Учитель:Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики:«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель:Давайте, исполним песню.

(Слайд 8)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Учитель:Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

Диагностика обученности (тесты).

Чтение басни «Посвящается Крылову»

Итог урока:

Учитель:И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?

Ученики:Музыка обогащает литературу.

Учитель:Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Домашнее задание:Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урокаили составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет».

Файлы: урок.docx
Размер файла: 40407 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология