Автор конспекта:
Автор(ы): — Якимова Алевтина Андреевна
Место работы, должность: — учитель музыки МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района РМЭ
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Создание условий для анализа культурных источников с точки зрения патриотического воспитания
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемая методическая литература: —
С.Г.Чавайн драма «Акпатыр»
Н.А.Зонтиков «Иван Сусанин: легенды и действительность» Кострома,1997,
Используемое оборудование: —
· компьютерная презентация;
· интернет – ресурсы:
И.Глинка опера Иван Сусанинhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg
Биография Э.Сапаеваhttp://toryal.ru/sapaev.html
Краткое содержание Оперы «Акпатыр»http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html
Инструменты симфонического оркестраhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg
Музыкальные пазлыhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33
· аудиофайлы:Хор «Славься!», из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева Э.Сапаев клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр».
· видео файл сцена в лесу из оперы М.И.глинки «Иван Сусанин»
· интерактивная доска;
· видеоряд портретов выдающихся личностей;
Используемое оборудование:
· музыкальный центр ;
Краткое описание: — внеклассное мероприятие с использованием ИКТ, основанное на сравнении образов героев разных произведений
Герои без наград.
Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 6 класса по произведениям М.И.Глинки и Э.Н.Сапаева.
Тема:Героические образы в произведениях искусства.
Цель. Создание условий для анализа культурных источников с точки зрения патриотического воспитания
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с образом защитников отечества в оперном жанре.
- Развивающие:развивать умение анализировать музыкальные произведения, сравнивать образы,
- Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за великих защитников нашей Родины через произведения искусства героико-патриотического характера;
Формируемые УУД
Личностные: развивать интерес к различным видам творческой деятельности.
Регулятивные:развитие умения осмысливать полученную информацию.
Познавательные:формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям и явлениям жизни.
· Коммуникативные:формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
Форма организации: работа малых групп
Методы и приемы: частично-поисковый метод, прием «создания проблемной ситуации», прием «Мозговой штурм»
Воспитательная технология: технология сотрудничества,системного подходав обучении.
ИКТ:
· компьютерная презентация;
· интернет – ресурсы:
И.Глинка опера Иван Сусанинhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg
Биография Э.Сапаеваhttp://toryal.ru/sapaev.html
Краткое содержание Оперы «Акпатыр»http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html
Инструменты симфонического оркестраhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg
Музыкальные пазлыhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33
· аудиофайлы:Хор «Славься!», из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева Э.Сапаев клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр».
· видео файл сцена в лесу из оперы М.И.глинки «Иван Сусанин»
· интерактивная доска;
· видеоряд портретов выдающихся личностей;
Используемое оборудование:
· музыкальный центр ;
Ход мероприятия
I.Мотивация.
Звучит фрагмент музыки «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. На интерактивной доске видеоряд портретов выдающихся деятелей в области искусства и науки. На фоне музыки детям предлагается выбрать портреты наиболее подходящий к данной музыке и объяснить свой выбор.
II. Актуализация.Прием «Мозговой штурм».
Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты. (Учащиеся перечисляют знакомых полководцев)
Озвучить название музыкального произведения, его автора.
Кантата названа именем полководца «Александр Невский»С.С. Прокофьева В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Картина П.Корина «Александр Невский» и кантата С.Прокофьева «А.Невский» являются одними из ярчайших произведений искусства раскрывающие образы Защитников нашей страны. Кто он такой А.Невский? (герой)
Опираясь на рассуждения детей подвести их к формулированию темы мероприятия Героические образы в произведениях искусства».
Прием создания «Проблемной ситуации»
Скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть героями, мужественными защитниками Родины?
Предполагаемый ответ: мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Иван Сусанин» композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.
Детям предлагается перечислить героев, которые они знают реальных и былинных? (Ответы детей учитель записывает на интерактивной доске) . Проанализировать список и выделить героев русских и марийских и разделить детей на две группы, раздав им эмблемы с марийским и русским орнаментами.
IIIОсновной этап.
Тема Защиты Отечестваявляется вечной темой в искусстве. Образы защитников отечества созданы во многих музыкальных произведениях композиторов. Сегодня познакомимся с двумя музыкальными произведениями крупного жанра: русского композитора М.И.Глинки «Иван Сусанин» и марийского композитора Э.Н.Сапаева «Акпатыр». По предложенной ссылке выхода в интернет найти информацию об этих произведениях, составить рассказ по алгоритму и защитить.
1.Автор;
2.Жанр музыкального произведения, год создания;
3.Историческое событие, отразившееся в произведении;
4.Главный герой;
5.Краткое содержание.
I.группаМ.И.Глинка опера «ИванСусанин"http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg
IIгруппа биография Э.Сапаева http://toryal.ru/sapaev.html
Краткое содержание оперы«Акпатыр» http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html
Защита поисковой деятельности обучающихся.
Главные герои опер Сусанин, Акпатыр кто они? (Ответы детей)
Прослушаем фрагменты из опер — арию Сусанина «Страха не страшусь» и клятву Акпатыра. Какими средствами музыкальной выразительности главные качества в героях показали композиторы
Пользуясь таблицей эмоционального состояния, дети заполняют таблицу, описывая характер музыки: двое на интерактивной доске.
Iгруппа- арию Сусанина, IIгруппа- клятву Акпатыра.
Средства выразительности
М.Глинка «Ария Сусанина»
Э.Сапаев «Клятва Акпатыра»
Тип музыки
Темп
Динамика
Тембр
Характер
Из анализа музыкальных характеристик выявляют сходство в характере героев :любовь к своему народу, к своей земле, готовность защитить её любой ценой, даже ценой собственной жизни. Не это ли истинно геройский поступок. Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» сцена в лесу
Опера это синтетический жанр. Более полному раскрытию образов также помогают симфонические средства выразительности, которые обозначают стороны драматического конфликта. Симфонический оркестр является неотъемлемой частью оперного спектакля.Он не просто сопровождает вокальные и хоровые партии, не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Используя собственные средства выразительности, он участвует в построении структурообразующих элементов постановки: в завязке действия, волнах его развития, кульминации и развязке.
Знаете ли вы состав, расположение симфонического оркестра?
Знание расположения оркестра и тембры музыкальных инструментов проверяется в игровой форме с помощью тестов ЕКЭОР«Инструменты симфонического оркестра». http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg
Iгруппа выполняет тест№1,3;
IIгруппа-№2,4
Возможности оркестра осуществляются в оперном спектакле исключительно через фигуру дирижера. Дирижер управляет оркестром и всем сценическим действием, поскольку в его руках оказывается темпо-ритм спектакля. Претворение же этой системы темпов возможно в спектакле только при помощи мануальной техники дирижера.
(Динамическая пауза)
Детям предлагается исполнить роль дирижёров. Жестами передать характер музыки, темп и динамику. Звучит фрагмент из оперы Э.Сапаева«Акпатыр»
Завершается опера прославлением подвига героев. В финале оперы на сцене большой хор исполняет роль народа прославляющего подвиг Сусанина и русского народа.
Какого характера должна звучать музыка?Восстановить верную последовательность звучанияхора «Славься»при помощи музыкального пазла, используя ресурс единой коллекции ЦОР. На экране фрагмент текста хора «Славься»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33
Славься, славься ты Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна,
Любимая наша родная страна!
Учитель: Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы Иван Сусанин».
(стоя обучающиеся исполняют хор)
Учитель: Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности.
4.Рефлексия в виде фронтальной беседы
Учитель: Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?
Дети: Мы говорили о подвигах героев, запечатленных в музыкальных произведениях русского и марийского композиторов.За свой героизм ни орденов, ни медалей они не были удостоены, но народ помнит их подвиг через столетия.
Учитель.Может ли каждый из вас стать героем ? Какие качества есть в современных людях? Какие надо воспитывать в себе чтобы стать героем ?
Что нужно для этого сделать?
Дети: Быть добрым, отзывчивым, смелым.
Учитель: Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным.
Файлы: герои без наград.ppt
Размер файла: 899584 байт.