Автор конспекта:
Автор(ы): — Якимова Алевтина Андреевна

Место работы, должность: — учитель музыки МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района РМЭ

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Создание условий для анализа культурных источников с точки зрения патриотического воспитания

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемая методическая литература: —

С.Г.Чавайн драма «Акпатыр»

Н.А.Зонтиков «Иван Сусанин: легенды и действительность» Кострома,1997,

Используемое оборудование: —

· компьютерная презентация;

· интернет – ресурсы:

И.Глинка опера Иван Сусанинhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg

Биография Э.Сапаеваhttp://toryal.ru/sapaev.html

Краткое содержание Оперы «Акпатыр»http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html

Инструменты симфонического оркестраhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg

Музыкальные пазлыhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33

· аудиофайлы:Хор «Славься!», из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева Э.Сапаев клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр».

· видео файл сцена в лесу из оперы М.И.глинки «Иван Сусанин»

· интерактивная доска;

· видеоряд портретов выдающихся личностей;

Используемое оборудование:

· музыкальный центр ;

Краткое описание: — внеклассное мероприятие с использованием ИКТ, основанное на сравнении образов героев разных произведений

Герои без наград.

Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 6 класса по произведениям М.И.Глинки и Э.Н.Сапаева.

Тема:Героические образы в произведениях искусства.

Цель. Создание условий для анализа культурных источников с точки зрения патриотического воспитания

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с образом защитников отечества в оперном жанре.
  • Развивающие:развивать умение анализировать музыкальные произведения, сравнивать образы,
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за великих защитников нашей Родины через произведения искусства героико-патриотического характера;

Формируемые УУД

Личностные: развивать интерес к различным видам творческой деятельности.

Регулятивные:развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные:формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям и явлениям жизни.

· Коммуникативные:формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

Форма организации: работа малых групп

Методы и приемы: частично-поисковый метод, прием «создания проблемной ситуации», прием «Мозговой штурм»

Воспитательная технология: технология сотрудничества,системного подходав обучении.

ИКТ:

· компьютерная презентация;

· интернет – ресурсы:

И.Глинка опера Иван Сусанинhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg

Биография Э.Сапаеваhttp://toryal.ru/sapaev.html

Краткое содержание Оперы «Акпатыр»http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html

Инструменты симфонического оркестраhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg

Музыкальные пазлыhttp://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33

· аудиофайлы:Хор «Славься!», из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева Э.Сапаев клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр».

· видео файл сцена в лесу из оперы М.И.глинки «Иван Сусанин»

· интерактивная доска;

· видеоряд портретов выдающихся личностей;

Используемое оборудование:

· музыкальный центр ;

Ход мероприятия

I.Мотивация.

Звучит фрагмент музыки «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. На интерактивной доске видеоряд портретов выдающихся деятелей в области искусства и науки. На фоне музыки детям предлагается выбрать портреты наиболее подходящий к данной музыке и объяснить свой выбор.

II. Актуализация.Прием «Мозговой штурм».

Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения – кантаты, вспомните ее название. В этом вам помогут портреты. (Учащиеся перечисляют знакомых полководцев)

Озвучить название музыкального произведения, его автора.

Кантата названа именем полководца «Александр Невский»С.С. Прокофьева В 1242 году он с русским войском победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.

Картина П.Корина «Александр Невский» и кантата С.Прокофьева «А.Невский» являются одними из ярчайших произведений искусства раскрывающие образы Защитников нашей страны. Кто он такой А.Невский? (герой)

Опираясь на рассуждения детей подвести их к формулированию темы мероприятия Героические образы в произведениях искусства».

Прием создания «Проблемной ситуации»

Скажите, пожалуйста, неужели только полководцы могли быть героями, мужественными защитниками Родины?

Предполагаемый ответ: мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Иван Сусанин» композитор М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.

Детям предлагается перечислить героев, которые они знают реальных и былинных? (Ответы детей учитель записывает на интерактивной доске) . Проанализировать список и выделить героев русских и марийских и разделить детей на две группы, раздав им эмблемы с марийским и русским орнаментами.

IIIОсновной этап.

Тема Защиты Отечестваявляется вечной темой в искусстве. Образы защитников отечества созданы во многих музыкальных произведениях композиторов. Сегодня познакомимся с двумя музыкальными произведениями крупного жанра: русского композитора М.И.Глинки «Иван Сусанин» и марийского композитора Э.Н.Сапаева «Акпатыр». По предложенной ссылке выхода в интернет найти информацию об этих произведениях, составить рассказ по алгоритму и защитить.

1.Автор;

2.Жанр музыкального произведения, год создания;

3.Историческое событие, отразившееся в произведении;

4.Главный герой;

5.Краткое содержание.

I.группаМ.И.Глинка опера «ИванСусанин"http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CE%EF%E5%F0%E0+%C8%E2%E0%ED+%D1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg

IIгруппа биография Э.Сапаева http://toryal.ru/sapaev.html

Краткое содержание оперы«Акпатыр» http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/2241-akpatyr.html

Защита поисковой деятельности обучающихся.

Главные герои опер Сусанин, Акпатыр кто они? (Ответы детей)

Прослушаем фрагменты из опер — арию Сусанина «Страха не страшусь» и клятву Акпатыра. Какими средствами музыкальной выразительности главные качества в героях показали композиторы

Пользуясь таблицей эмоционального состояния, дети заполняют таблицу, описывая характер музыки: двое на интерактивной доске.

Iгруппа- арию Сусанина, IIгруппа- клятву Акпатыра.

Средства выразительности

М.Глинка «Ария Сусанина»

Э.Сапаев «Клятва Акпатыра»

Тип музыки

Темп

Динамика

Тембр

Характер

Из анализа музыкальных характеристик выявляют сходство в характере героев :любовь к своему народу, к своей земле, готовность защитить её любой ценой, даже ценой собственной жизни. Не это ли истинно геройский поступок. Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» сцена в лесу

Опера это синтетический жанр. Более полному раскрытию образов также помогают симфонические средства выразительности, которые обозначают стороны драматического конфликта. Симфонический оркестр является неотъемлемой частью оперного спектакля.Он не просто сопровождает вокальные и хоровые партии, не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Используя собственные средства выразительности, он участвует в построении структурообразующих элементов постановки: в завязке действия, волнах его развития, кульминации и развязке.

Знаете ли вы состав, расположение симфонического оркестра?

Знание расположения оркестра и тембры музыкальных инструментов проверяется в игровой форме с помощью тестов ЕКЭОР«Инструменты симфонического оркестра». http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0&tg

Iгруппа выполняет тест№1,3;

IIгруппа-№2,4

Возможности оркестра осуществляются в оперном спектакле исключительно через фигуру дирижера. Дирижер управляет оркестром и всем сценическим действием, поскольку в его руках оказывается темпо-ритм спектакля. Претворение же этой системы темпов возможно в спектакле только при помощи мануальной техники дирижера.

(Динамическая пауза)

Детям предлагается исполнить роль дирижёров. Жестами передать характер музыки, темп и динамику. Звучит фрагмент из оперы Э.Сапаева«Акпатыр»

Завершается опера прославлением подвига героев. В финале оперы на сцене большой хор исполняет роль народа прославляющего подвиг Сусанина и русского народа.

Какого характера должна звучать музыка?Восстановить верную последовательность звучанияхора «Славься»при помощи музыкального пазла, используя ресурс единой коллекции ЦОР. На экране фрагмент текста хора «Славься»

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E2%E0%ED+%F1%F3%F1%E0%ED%E8%ED&tg=&context=current&interface=catalog&subject%5B%5D=33

Славься, славься ты Русь моя!

Славься русская наша земля!

Да будет вовеки веков сильна,

Любимая наша родная страна!

Учитель: Вы отлично справились с заданием. Предлагаю вам исполнить заключительный хор из оперы Иван Сусанин».

(стоя обучающиеся исполняют хор)

Учитель: Спасибо за исполнение с сохранением характера, духа героического подвига и торжественности.

4.Рефлексия в виде фронтальной беседы

Учитель: Ребята, давайте подведем итог урока. О чем мы говорили, какую важную и интересную тему затрагивали сегодня?

Дети: Мы говорили о подвигах героев, запечатленных в музыкальных произведениях русского и марийского композиторов.За свой героизм ни орденов, ни медалей они не были удостоены, но народ помнит их подвиг через столетия.

Учитель.Может ли каждый из вас стать героем ? Какие качества есть в современных людях? Какие надо воспитывать в себе чтобы стать героем ?

Что нужно для этого сделать?

Дети: Быть добрым, отзывчивым, смелым.

Учитель: Это так. Я думаю, что каждый из вас уже совершил и в будущем совершит не один благородный поступок, ведь только доброта спасет наш мир. Вы со мной согласны? В заключении я хочу пожелать, чтобы вас окружали отзывчивые, добрые люди. Над вами светило яркое солнце, и небо было чистым и ясным.

Файлы: герои без наград.ppt
Размер файла: 899584 байт.

Рубрики: Искусство Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Специально для всех представителей сильного пола, которые желают побаловать себя просмотром порно фильмов без регистрации с большими членами и шикарными телками, мы создали уникальную коллекцию роликов, расположенных у нас на сайте. Она регулярно обновляется и доступна для просмотра без регистрации и совершенно бесплатно.