Автор конспекта:
Автор(ы): — Бычковская Н.А.

Место работы, должность: — МБОУ «Средняя школа № 5″

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение

Используемые ЦОР: —

презентация "Космическое путешествие"

Краткое описание: — Во время урока-путешествия учащиеся отмечают особенности устройства Солнечной системы, развивают творческие способности.

Урок – космическое путешествие.

Урок природоведения в 5 классе.

Задачи:
1. Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с Вселенной, Галактиками, Солнечной системой;
2. Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей у учащихся;
развивать познавательные интересы учащихся путем привлечения занимательного материала;
3. Воспитательные:
воспитывать умение выступать перед аудиторией и слушать других;.

воспитывать у учащихся любовь к планете Земля.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, изображения Вселенной, Земли и Солнечной системы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А чтобы узнать куда — отгадайте ребус. (Слайд 2)

Что такое космос? Космос — мир в целом, миропорядок, упорядоченная Вселенная в противоположность хаосу. (Слайд 3) Итак, мы отправляемся в космическое путешествие.

2. Основная часть.

1 этап. Подготовка к полету.

Путешествие с проверки физической готовности к полету. Проверили осанку. Выполнили упражнения. Вот корабли, которые уже летали в космос (Слайд 4), а вы на каком корабле полетите? (Рисунки учащихся)

2 этап. Полет.

Наш корабль находится на высоте 100 км. Что за вспышки за бортом? В ясную темную ночь можно до 6 раз в час наблюдать на небе это явление. Многие люди думают, что это падающие звезды. (Слайд5)

2. А что за явление? Его наблюдали в Челябинске, где падение метеорита сопровождалось яркой вспышкой и вызвало разрушения.(Слайд 6). Чем отличается метеорит от метеора?

3. Мы вышли из атмосферы Земли и летим к самому ближайшему к Земле космическому телу – Луне. (Слайд 7).

Сообщение Рассказ учащегося о Луне. (Луна́— единственный естественныйспутникЗемли. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны—384 467 км. Луна является единственнымастрономическим объектомвне Земли, на которомпобывал человек…)

Фазы Луны. (Слайды 8, 9). Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится. Луна проходит следующие фазы освещения:

-новолуние— состояние, когда Луна не видна

-первая четверть— состояние, когда освещена половина Луны

-полнолуние— состояние, когда освещена вся Луна целиком

-последняя четверть— состояние, когда снова освещена половина луны. Рассказ учителя.

4. Мы летим к другим планетам Солнечной системы. (Слайд 10).

Что входит в состав Солнечной системы? (беседа). Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела. Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? Это планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.

Солнце – небесное тело, самая близкая к Земле звезда. Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что и Земля, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная доля, но она в десятки раз больше, чем могли выработать все электростанции мира. Наблюдения за Солнцем позволили установить, что Солнце вращается вокруг своей оси и полный оборот делает за 27 земных суток. Температура внутри 15 млн. градусов. Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Солнце – гигантский пылающий шар – источник света и тепла на Земле.

Пролетая мимо планет, мы слушаем о них сообщения учащихся. (Название каждой планете Солнечной системы, связанными с древнеримскими богами и богинями…) (Слайды 11-22).

В 21 веке на небе, за орбитой Плутона (Слайд 23).было обнаружено новое космическое тело(сейчас название этого космического тела – Эрида). Ученые долго спорили, отнести это тело к планетам или к разряду астероидов, так как оно было достаточно мало. И в августе 2006 года на Ассамблее Международного астрономического союза (МАС) было принято решение об изменении строения Солнечной системы. Солнечная система теперь состоит из 8 планет. Но добавилась категория карликовых планет. (Слайд 24).

(Слайд 25).

Планеты земной группы или внутренние, расположены ближе к Солнцу, имеют твердую поверхность, меньше по размеру, чем планеты- гиганты, состоят, в основном, из горных пород и металлов. А планеты-гиганты или их еще называют внешними планетами, формировались на дальней периферии и состоят преимущественно из газов (основной газ водород). Газовые планеты больше планет земной группы, все имеют газопылевые кольца, ярко выражены только у Сатурна. Не имеют твердой поверхности, но имеют атмосферу, состоящую в основном из водорода и гелия.

Плутон — самая дальняя карликовая планета Солнечной системы, она по размерам самая маленькая, холодная и не является газовым гигантом. Эрида — последняя планета, открытая в 21 веке за орбитой Плутона так же мала. И, на конец самый крупный астероид Церера, находится на орбите между Марсом и Юпитером. Порядок планет в Солнечной системе. (Слайд 26).

5. Где находится Солнечная система? Солнце и все видимые на небе звезды образуют единую звездную систему, которую назвали Галактика. (Слайд 27).Она состоит из 100 млрд. звезд.
Наша Галактика называется Млечный путь (Слайды 28, 29, 30).– это лишь небольшая часть Вселенной. Кроме нее существуют другие Галактики. (Слайды 31-34).

6. Встреча с инопланетянами. Учащиеся показывают рисунки инопланетян и рассказывают о них.

3 этап. Завершение полета.Чтобы наш космический корабль добрался до Земли и удачно приземлился, необходимо проверить знают ли члены экипажа свой адрес и способны ли они управлять приборами.

Наш адрес: (Слайд 35).

Вселенная

Галактика Млечный путь

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Россия

Тюменская область

г.Когалым

Задание для экипажа. Сопоставьте предложения из левой колонки со словами из правой.(Слайд 36).

1. Космическое пространство и все, что его заполняет

2. Самая большая по размерам планета

3. Световая вспышка от сгорания космических частиц в атмосфере

4. Наиболее богата железом поверхность планеты …

5. Самая близкая к Солнцу планета

6. Упавшие на Землю космические тела

7. Наука, изучающая небесные тела

8. Огромное скопление звезд, звездная система

9. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы

10. Планета земной группы, имеет 1 спутник

а) метеор

б) Вселенная

в) Меркурий

г) Юпитер

д) Марс

е) метеорит

ж) галактика

з) астрономия

и) Земля

к) звезда

Ответы: 1б, 2г, 3а, 4д, 5в, 6е, 7з, 8ж, 9к, 10и. (Слайд 37).

4 этап. Возвращение на Землю. Приземлениепрошло в штатном режиме. Ваше самочувствие отметьте в карточке. (Слайд 38).

Изобразите смайлик со своим настроением и допишите предложения:

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Меня удивило…

Мне захотелось…

3. Домашнее задание. Ребята, вы были внимательны во время полета? Заметили Кентавра, Льва, Скорпиона и др.? Приготовьте о них сообщения. (Слайд 39).

Использованные источники

http://lenta.ru/news

http://www.segodnya.ua/science.html

http://www.bugaga.ru/news

http://ru.wikipedia.org

http://starrrs.ru

http://www.zavuch.info

http://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie

Файлы: Космическое путешествие 5 кл.doc
Размер файла: 76800 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология