Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочергина Эльвира Максимовна

Место работы, должность: —

МБОУ "Олорская средняя общеобразовательная школа", мэтр ИКН

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное оврагообразование
Уровни образования: — начальное общее оврагообразование
Уровни образования: — дух общее оврагообразование
Уровни образования: — дополнительное оврагообразование детей

Класс(ы): — Все игра

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология

Целевая аудитория: — Классный первоприсутствующий
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — изложение урока (занятия)

Краткое водоописание ресурса: —

Словарь понятий вдоль народной культуре представлен вдоль темам: Фольклор, Жилище, Одежда и ремесла, Народная философия, педагогика, мифология,религия

Словарь понятий вдоль народной культуре

Фольклор

Акпарс– аякс былинного эпоса, старейшина горных мари. По преданию он помог И.Грозному рядом взятии Казани. Завораживающе играя на гуслях, он подошел к холоп стене, измерил пробег прежде нее, затем чтобы сделать подкоп. И.Грозный одаривает Акпарса участком земли, золотом, ненаглядный чашей, седлом и саблей. Имя горномарийского князя на народной памяти живет прежде этих пор. «Марш Акпарса» и сейчас исполняют на гуслях.

Акпатырмарийский князь, общенациональный герой, целитель, просветитель. Он родился на деревне Кетек-Мучаш Кировской области. Заслуга Акпатыра на том, подобно подобно он старался жить на дружбе на мире и дружбе с соседями, вследствие чему марийцы сохранили свои земли. Приняв христианскую веру, служил русскому царю. Он владел и татарским, и русским языкам. Татары называли Белый богатырь. Его похоронили вдоль его завещанию. На могиле посадили березу, которая сейчас считается священной. Проводят жертвоприношения. В 1998 году на почтительность Акпатыра рядком села Кугу Кетек установлен памятник.

Былина – эпическая песня, охватывающая исторические события, предпочтительно на навигация от 11 прежде 16 веков. Читали былины речитативом на сопровождении игры на гуслях разве других инструментах. Былины славят русских богатырей, подчеркивая их силу, мужество, доброту и благородство. Былинные богатыри – воины, защитники Отечества с высокими представлениями о чести, достоинстве человека и нравственном долге. Богатырей принято разделять на старших и младших. К старшим богатырям относят Святогора, Вольгу Святославовича, Микулу Селяниновича. Младшие богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Веды- древнейшие памятники индийской литературы, состоящие из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы. Известный культуролог Шкалина Г.Е. приравнивает тексты марийских молитв и заговоров (кумалтышмут) к ведам, «…они вдобавок означают священное знание, передаваемое изустно каждому поколению жрецов и дошедшее прежде нас подобно божественное откровение. Самобытные и оригинальные тексты марийских молений вдобавок хранят на себе разностороннюю информацию исторического, философского, социального, психологического, эстетического, этического, медицинского характера».

Вувер (ведьма) – призрачный персонаж, грозный дух, на которого превращаются души колдунов и скверных людей, обладающих хитростью, корыстолюбием и алчностью. Вувер способен принимать различные облики: огня, вихря, животных, различных предметов. В сказках Вувер предстает на образе старухи («Сереброзубая Пампалче»).

Дразнилка - звучные, рифмованные, остроумные стишки, которые используются дети для того, затем чтобы подразнить кого-либо. Дразнилки появляются вот времечко игры подобно прещение после нарушения правил, условий игры. Дразнилки складываются и на имена. Но наичаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не лишь старшие учат уму-разуму. Но ребятня и сами все время воспитывают приятель друга, исправляют недостатки.

Загадка– краткое поэтическое иносказательное водоописание какого-либо предмета разве явления, которое авторитетно узнать, отгадать. «Без лица на личине»,- к примеру сказать метко определил загадку воочью народ.

Историческая песня– это устное стихотворное произведение. Предположительно они появились на середине 8 века на навигация раздробленности Руси на княжества. Они вот многом схожи с былинами. Но на несходство от былин, героями которых являются богатыри, исторические песни посвящены конкретным историческим героям.

Колыбельная песня- песня, исполняемая рядом убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.

Колядка– бульба величально-заклинательного характера, сопровождающая святочный объезжий треба колядования. Наиболее устойчивыми названиями колядных песен у русских являются «колядка» разве «коляда», «овсень» и «виноградье». Это обходная песня, включающая наичаще всего припев «Коляда!». В коляде восхваляются хозяева дома, семья, их основные мотивы связаны с идеей хозяйственного и семейного благополучия.

Легенда — поэтический, фигуративный побаска вкруг реального события разве героя. В обиходе означает невероятное, выдумку. Легенды — относительно большие вдоль объему рассказы, передававшиеся от человека к человеку, от поколения к поколению. Время на легендах, на несходство от мифического, соотносится не с началом мира, а с историческими событиями, которые хранит память. Героями легенд становятся известные на истории личности, а не вымышленные символичные персонажи мифов. При передаче легенды могут изустно и чувствительно дополняться.

Миф — древнее народное старина о легендарных героях, богах, о происхождении жизни на Земле. В основе мифа не лежат исторические события, вымысел извечно охватывает попытку объяснения явлений. Категории мифов:

• миф, повествующий о происхождении первых людей — антропогонические;

• миф, повествующий о происхождении космоса и его частей — космогонический, начаточный сюжетец основных мифов;

• миф, о происхождении богов – теогонический;

• миф, парирующий смену времен годы – календарный;

• и другие;

Народная песня- необыкновенно распространенный вид народной музыки, итог коллективного устного творчества. Отражает форма каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на двум основные группы: обрядовые и необрядовые. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Постепенно видоизменяясь, народная бульба существует вот множестве местных вариантов.

Обрядовая песня– стиль народной песни. Все важные моменты на жизни человека, от рождения прежде смерти, а вдобавок многие календарные даты на старину сопровождались обрядами. Люди не извечно были уверены на том, подобно подобно после зимой обязательно наступит весна, а готовность полно удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, затем чтобы все это произошло, авторитетно попросить о помощи. Чтобы просьбу классически поняли и выполнили, нее авторитетно высказать на понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный луганда — луганда не лишь слов, а и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни — составная место этого языка. Поэтому рядом их исполнении нельзя несущественно путать разве менять — произвольное пертурбация текста правдоподобно повлиять на предстоявший результат. Почти рядом всех обрядах исполнялись песни. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому подобно подобно что на них суть — соизволение богатства и добра.

Шурале- одиссей призрачный (не злобный), жалующий пошалить, а не сведущий меры. Он поджидает простачков на лесу, одурачивает их. Этот лар описывается подобно человекоподобное возникновение с телом, покрытым шерстью и рогом, растущим из середины лба. У Шурале длинные, острые, костлявые пальцы, которыми он любит щекотать прежде смерти людей, заблудившихся на темном лесу.

Пестушкаот слова "пестовать" — воспитывать.
В прошлом не знали, подобно подобно такое физкультура, закалка, растирание , а все, подобно подобно нужно, делали — подина разные песенки, шуточки-прибауточки.
Пестушка – это тексты, сопровождающие различные движения самого ребенка, напрмер, потяг разве действия взрослых – подвозка ребенка на руках, качание на коленях и т.д. Пестушки исполняются взрослыми рядом выполнении каких-либо действий разве упражнений с ребенком и подобно правило, сопровождаются ласковыми словами типа «кус-кус» и т.д. Наиболее типичным ненароком использования марийских пестушек является помывка ребенка на бане. Похлестывая ребенка веничком, традиционно приговаривают, подобно подобно это «не мой ребенок», это «медвежонок», «зайчонок» и т.д. При этом для ребенка просили быстрые ноги, сильные руки, затем чтобы был резвым, проворным, затем чтобы на будущем приносил пользу семье.

Предание- сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого. Название "предание" немало верно отражает сущность этого жанра. Это рассказ, какой передается из уст на уста, переходит от поколения к поколению. Грамотность и книги были доступны немногим. Вплоть прежде XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, оригинально рассказывая о прошлом. Предания не отображают вся махинация событий. Они уделяют уважение отдельным ярким моментам истории.
Предания частенько освещают фамилия страна разве иного народа. Обычно скороговорка хорошо о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени разве народа (этноним).
Прошлое на преданиях ординарно приукрашивается.

Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее ординарно наставнический характер. Пословицы образны вдоль происхождению, тематике и охватывают все мир жизни народа.

Потешка – произведения, сопровождающие навигация бодровствования ребенка. Потешка сопровождается игрой с пальцами, ручками, ножками ребенка. В этих играх присутствуют педагогическое нотация на трудолюбии, доброте, дружелюбии. Классическими образцами потешек на русском детском творчестве являются «Ладушки», «Сорока».

Сказание - история (преимущ. народный) исторического разве легендарного содержания.

Сказка или казка, байка, вымысел (древнейшее нее название — от слова "баять", "говорить") — это словесный история о вымышленных событиях, выдумка о том, зачем не бывает.
Существует тройка основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. В сказках народность создает придуманный мир, двусвязный с реальной жизнью народа. Это тишина необыкновенен, он живой, он одушевлен. Обязательными атрибутами этого объект являются чудеса, необыкновенные животные, растения, птицы, превращения, талисманы, вещие слова. Сказочный тишина символичен. Например: Баба_Яга – страж на границе двух миров – Нави и Яви, пропускает она на нательный тишина не всех, лишь «своих». Герой прикидывается «своим», т.е. мертвым, и она пропускает его. В русской народной сказке толстячок символизирует солнце, которую съедает лиса-зима. В сказке «Маша и медведь», «Медведь – липовая нога» раскрывается тотемные верования, это животное было покровителем большинства племен, живущих промеж лесов. Существовал неприкосновенный табу на голову и лапы животного, после паралексия которого обязательно следовало наказание. Сказки отражают постоянную борьбу двух начал: добра и зла, жизни и смерти, беспросыпный кривизна возрождения там смерти. Герой сказки – амикошонский человек, принимая содействие на борьбе, делает лишающий разбор и проводит на изостазия покачнувшиеся основу мира.

Страшилка– новый, дитячий жанр. Это рассказы об увиденном-услышанном. Задача страшилки — попугать слушателя, рядом этом важно, затем чтобы он чувствовал, подобно подобно с ним несущественно не случится. В марийских страшилках, отмечает Петухова А.Н., необыкновенно полно отражены народные представления о мифологических существах: черте, колдунах и др. Тексты марийских страшилок краткие, лаконичные.

Фольклорв переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.
Понимают таковой экстремум по-разному: урывками после ним подразумевают любое народное сноровка — танцы, музыку, резьбу вдоль дереву и хоть верования. Российские ученые традиционно называют фольклором лишь словесное творчество. «Устное» — это симптом определяет коренные особенности народного искусства слова. Произведение фольклора существует лишь тогда, другой раз курсист находится рядом. Человек живет, меняется, вдобавок и меняется фольклорное произведение. Всякое вещица устного народного творчества имеет армия вариантов.
Фольклорное вещица живет, движется не лишь на пространстве, на разной социальной среде, а и вот времени.

Хоровод – вид русского народного танца, праздничное игрушка молодежи. Он исполнялся девушками на гуляньях и посиделках, урывками с приглашением парней, и представлял собой массовое действие, участники которого двигались подина песню. Хоровод состоял из песни, хореографических движений, пантомимы, диалогов. В русской деревне были известны плохо вида хоровода: плясовые и игровые. Наибольшей популярностью на деревне пользовались игровые. Они рассказывали о крестьянской работе, другие – о любви парня и девушки, выборе жениха и невесты, третьи — о семейной жизни. Среди хороводов, изображающих трудовой процесс, самыми распространенными были хороводы «Просо», «Мак», «Капустки», «Лен». Хороводы начинали водить с появлением первой весенней травки, с Пасхи могли проводить их неумолчно — «Весна пришла – игра пошла».

Чумбылат-патыр– «князь – воин, какой на конце 11 века собрал подина своё ручища большую место разрозненных марийских племен и приказал строить города. Чумбылата вдобавок считали северным марийским царём. При нём сложились традиции богослужения, чин жертвоприношения. Такими они оставались на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения дополнялся исполнением исторических баллад необыкновенно известными и уважаемыми гуслярами, их воздействие на слушателей было огромным. Как показывают фольклорные произведения, Чумбылат собирал подина свои знамена на защиту отчий земли, традиционной веры десятки тысяч родников, не присест спасал нашенский от нашествия врагов продолжал помогать ему и там своей смерти. По религиозным представлениям мари, души умерших могут оказывать воздействие на людские дела. На основе веры на загробную сеиченто на древности зарядился поклонение вождей, князей, воинов. Он имел большое значение. Ещё на 111 – начале 11 в. совершались жертвоприношения на могилах легендарных воинов – героев и богатырей. Марийцы монументально почитали таких родоплеменных богатырей, подобно Акпатыр, Кукарка кугыза (Немде кугыза, Курык кугу ен), Чумбылат». (43;260)

Эпос – древние историко-героические песни, поэмы. Известные эпические поэмы: древнеиндийские «Махабхарата» и «Рамаяна», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнефранцузская «Песнь о Роланде», калмыкский «Джангар», киргизский «Манас», карело-финский «Калевала», эстонский «Калевипоэг», татарский «Идегей» и др. «Югорно» — марийский эпос, выстроенный Анатолием Спиридоновым на основе исследования марийских народных легенд, поверий, сказок и сказаний. Эпос рассказывает о становлении марийского народа.

Жилище

«Граница дома» — порог, окна, печь. «… порог – естественная «граница» избы – был для древнего человека нештучной границей между мирами: «своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Пересечение нее таило серьезные опасности поуже само вдоль себе; на те период к всем рубежам – подобно на пространстве, к примеру сказать и вот времени – относились жесточайше серьезно». (28,53) Порог занимал особое местность на доме, к примеру сказать подобно подина ним на давние период хоронили там сожжения персть предков. А потому порог стал рассматриваться подобно местность обитания родовых духов. Он же — первоначало и лапа на семейно-бытовых обрядах. Считается, подобно подобно праотцы берегут усадьба подобно присест на этой границе, потому подобно подобно существуют обряды и традиции, связанные с просьбой у предков входа на дом. Когда новобрачная там венчания входила на дом, она обязательно на пороге малость стучалась каблуком к предкам и спрашивала санкция войти. В таковой время все присутствующие рачительно смотрели, не споткнётся ли она (то третьесортный знак). В некоторых местах невеста, наоборот, становилась на порог. До этих пор сохранилась установление — на пороге не разговаривать — толку не будет, нельзя здороваться разве передавать что-либо посредством порог. Если вас пришли после советом разве вдоль делу, мера на быстрее их делать не следует. Окно также является границей между внутренним скопом жилища и внешним миром. Считается, подобно подобно замусоленный построил для человека дом, а бог, затем чтобы впустить свет, прорубил окна и научил человека делать их. Окно – лоцман ура и то, посредством подобно подобно смотрят. Остальные проникновения считаются опасными. Окно – местность осуществления связи между живыми и мертвыми. С окном и порогом сопоставима и печь. Это и радиоцентр и граница дома. Через печную трубу осуществляется квадруплекс с внешним миром, на томик числе с «тем светом». Считается, подобно подобно посредством печную трубу вылетает гульбияван умершего, болезнь, доля и т.п.

Дом – порт. Понятие "дом" для человека имеет неисчетно смыслов.
Это и кров, убежище, протекция от непогоды и напастей внешнего мира, тогда можно укрыться, спрятаться, отгородиться: "Мой усадьба — моя крепость". Это и местность жительства, церемонный адрес, где человека можно найти, намного можно писать письма. Это и мандорла жизни семьи, теплого домашнего очага. Дом на жизни наших предков был вся пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семейка каждого стремилась обеспечить себе пресыщенность и тепло, безобидность и здоровье. Дом символизирует: а) Вселенную, б) самого человека, в) место, где существует гульбияван и Вселенная, г) универсальную точку отсчёта на пространстве, д) полиптот структуры мира.

Жилище подобно Космос. Жилище для предков была настоящей Вселенной – с небом, землей, «нижним миром» и сторонами света. Фундамент, срубка и стреха соответствовали трем уровням: небо-земля-мир подземный. Это было безопасное, закрытое место, противостоящее окружающему миру. Картина объект была вдобавок отражена на деревянной резьбе разве же присутствовали отдельные нее детали. Суть орнаментального украшения – изображение трех миров. Фронтон – верхний мир, срединная место фасада – земля. Нижняя часть, подобно правило, не заполненная орнаментом – обнаруженный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа – все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы.

Изба – бревенчатый, бревенчатый обитаемый дом. Впервые упоминается на летописях от 10 в. Если на доме выработка не имела трубы, мера этакий усадьба называли черный избой. Изба могла служить и административным зданием, отсюда: судная, разбойная, хлебная изба.

Илем – раннее починок марийцев, неукрепленное селище, намного входило крошечку усадеб с общими производственными и культовыми местами.

Очаг – «устройство для разведения и поддержания огня» — такое эпитет дается на словаре. К очагу на народе было особое отношение, потому подобно подобно что на нем обитал Огонь. Он был центром мира, на котором проходила вся сеиченто человека, отгонял тьму, собирал семью. Любой гульбияван становился «своим», стоило ему обогреться у очага.

Киот – шкаф из дерева с богатым резным украшением, намного помещали иконы; створчатая виброрама для икон. На Руси киот частенько называли божницей.

Конга пайрем – «праздник печи». Это на единственном числе из «второстепенных праздников», какой отмечали на некоторых районах республики: Куженерский, Ново-Торъяльский, Сернурский. По народным верованиям «конга пайрем» предвещает воцарение весны – «вечерами и поутру холодно, а днем – тепло», отмечали его на глаз на середине февраля. В таковой будень вот многих селах был базар, принимали дальних и близких гостей.

Кудо – древняя традиционная сукия марийцев, летняя кухня, служащая местом для приготовления пищи. В кудо проводились семейно-обрядовые моления, хранились ритуальные принадлежности. Оно почиталось подобно местность обитания семейно-родового духа-покровителя «кудыводыж».

Кут – сакля на крестьянской избе, для хозяина – у входной двери, для хозяйки – у печки.

Печь– неотъемлемая место жилища, коль на доме не было печи, он считался нежилым. Обжитым усадьба становился лишь тогда, другой раз разжигали сварожич на печи. Практическое сельхозназначение печи — подогревание жилого помещения на изм круглых суток, которое позволяло продолжительно держать на горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, на сырую и холодную погоду спать на ней. Печь была вторым вдоль значению "центром святости" на доме — там красного, Божьего угла. С печью связано неисчетно представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В старину говорили: "Печь на дому — мера же, подобно подобно святилище на церкви: на ней хлеб печется». К печи на Руси особое отношение. Печь — центр, плечо к плечу которого извечно жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно плечо к плечу печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и сохранитель дома, его "дух"- барабашка (запечник). Старались, затем чтобы выработка была большой, красивой, подобно невеста, жаркой, а не жадной на дрова. И называли её добросердечно "матушка", "кормилица".

Пространство дома. Дом обязан быть полной чашей, а его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Внутреннее пространство избы разделялось на двум половины: духовную и материальную. Центром духовной части считается "красный угол", "божий", "святой" "киот" — тогда извечно горит сварожич свечи разве лампады. Материальную половину украшает печь, и сварожич на ней вдобавок не гаснет. Красный угол, подобно и печь, являлись важным ориентиром внутреннего пространства избы. Все значимые события семейной жизни отмечались на красном углу. У каждого члена семьи на доме было свое пространство. Место хозяйки-матери семейства – у печи, посему оно к примеру сказать и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это местность стража, защитника. Старики частенько полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, подобно пелюшка были рассыпаны вдоль всей избе, разве сидели на полатях – настиле, поднятом на урез печи.

Утварь — "все движимое на доме, жилище", вдоль словам В.И.Даля. Фактически утварь — это вся сумма предметов, необходимых человеку на его обиходе. Утварь — это лентикуляр для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи нее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей и др.

Ял, починга, сола –наиболее распространенный сорт поселения марийцев. В документах они встречаются с 17 века, починга начинает формироваться на 19 веке.

Одежда и ремесла

Йытын – лен, волокнистое растение, служащее сырьем для изготовления тканей. Лен промеж марийцев использовался на меньшей степени, чем конопля. Он культивировался на северных районах проживания марийцев, где марийское житель жилье на соседстве с русскими.

Композиция - строение, расклад и взаимное позиция частей.

Куляш вынер – завидный холст, изготовленный из качественного волокна. Его использовали для приготовления праздничной одежды, подарков невест для родственников жениха.

Кыне – конопля, волокнистое растение для производства холста. Она известна марийцам издревле. Это растение давало и масло, которое беспредельно ценилось. Его суперэлита использовали рядом приготовлении пищи, необыкновенно обрядовых блюд. Конопля, на несходство от льна, убирали на плохо приема: там цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли прежде конца августа для созревания семян.

Народный конфедератка — памятник культуры, выстроенный на изм тысячелетий на разных географических и исторических обстоятельствах, на среде космогонических представлений и созревающий вследствие эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Его называют венцом декоративно-прикладного творчества. Испокон веков марийские, татарские, русские, удмуртские женщины стремились изготовлять национальные костюмы сами. Головные уборы являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен на костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не лишь декоративного оформления костюма, а и—в своей орнаментации—охранно-магическую роль. Народный конфедератка отличался на зависимости от принадлежности к этнографической группе, была она праздничной разве повседневной, женской разве мужичий и т.п.

Олача вынер – пестрядь. Пестрядью называют домотанную льняную ткань из разноцветных ниток.

Орнамент - узор, пребывающий из мерно упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Орнамент — унитерм латинское, на буквальном переводе обозначающее "украшение", "узор". Наши далекие праотцы пользовались языком орнамента прежде до появления письменности. Академик Б.А.Рыбаков к примеру сказать сказал об отнаменте: "Разглядывая затейливые узоры, мы негусто задумываемся над их символикой, негусто ищем смысл. Нам частенько кажется, подобно подобно отнюдь свыше бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем на народном орнаменте подобно на древних письменах отложилась тысячелетняя башковитость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы".

Академик Б.А. Рыбаков подина содержательностью орнамента понимает специфицированный шифр культуры создававшего его человека. Предупреждая современников, разглядывающих затейливые узоры, он ориентирует на эхопоиск их символики и смысла.

Пояс – на единственном числе из обязательных элементов одежды человека. Подпоясывание считается святым, непременным обстоятельством, т.к. рядом святом крещении всяческий грекокафолический гульбияван опоясывается. «Распоясался» — к примеру сказать говорят о человеке бранном, потерявшим бесславие и человеческое достоинство. Для удобства работы после зона затыкали не лишь орудия производства – нож, бердыш и т.п., а и длиннополую одежду. «За зона заткнуть» — т.е. на любом деле быть мастером, первым на любой работе, а о ленивом человеке говорили, подобно подобно он работает погодя рукава.

Сарафан– на единственном числе видов верхнего женского платья без рукавов, набрасываемый поверх рубахи. Сарафан отличался яркостью красок, богатой отделкой горлового выреза. В навигация с 14 вдоль 17 вв. сарафаном называли верхнюю мужскую одежду, имеющую вид длинного кафтана.

Сорока – головной конфедератка замужних женщин Медведевского и Оршанского районов. Он состоит из шапочки (вуйвундаш), дощечки разве бересты, общитым орнаментированным холстом (очелья), боковых завязок. Сорока – головной убор, черпанный от русского народа на навигация христианизации.

Цветосимволика марийской вышивки. Подбор цветов марийской вышивке не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшее смысловое значение. Красный и преступный – ведущие цвета; зеленый, желтый, серовато-голубой – дополнительные, они оживляют холст.

Марийцы рядом подборе красок учитывали смысловое значительность цветов:

• Красный – масть огня, солнца (оберег)

• Белый – означает чистоту помыслов(« ош марий»- «белые марийцы»)

• Черный — масть земли, темные помыслы, секвестирование белого света.

• Зеленый – масть травы, растительности, связан с символом плодородия.

Шарпан – головной конфедератка замужних женщин юго-восточных районов республики, изображающий собой узковатый прямоугольный кус холста, края которого богато украшенны вышивкой. Шарпан носили на сочетании с нашмаком. Это налобная повязка, представляющая собой узкую и короткую полоску ткани с вышивкой. Шарпан сходен с головными уборами тюркских народов и предполагается, подобно подобно он вдобавок является заимствованным головным убором.

Шымакш – дамский головной конфедератка северных районов марийской республики. Это древний, отживший головной убор, изображающий из себе прямоугольный кус холста, на единственном числе из концов которого сшивается на виде колпачка. На голове он укреплялся с помощью берестяного колпачка, надеваемого на витой вязанка волос. Головной конфедератка богато украшен вышивкой.

Народные праздники и обряды, народный календарь

Агавайрем – «(праздник пашни, празднование сохи) – необыкновенно резкий и крупномасштабный из аграрных праздников.

Постоянного срока проведения А. не было, времечко зависело от лунного календаря, климатических условий. Марийцы верили, подобно подобно земледельческим работам покровительствуют первостепенный бог Юмо, божества грома (Кудырчо Юмо), моснии, ветра (Волгенче Юмо, Мардеж Юмо), тумана, солнца, туч (Покшым юмо, Кече Юмо, Пыл Юмо), женские божества – богини – матери солнца, земли, воды, полей (Кече Ава, Мланде Ава, Вуд Ава, Нур Ава ), господин земли (Мланде Он), продюсер (Мланде пурышо), богиня и хорус плодородия (Мланде Шочын Ава), сохранитель прибыли (Мланде Перке) и другие.

Агавайрем праздновали на изм двух – трёх дней. В первейший будень проводили большие моления на посвященной Агавайрем священной роще, вот держащийся будень отмечали «ташлама»: ходили из дома на усадьба с жрецом – картом, какой читал молитвы, а на третий будень все веселились, качались на качелях, играли на разные игры. Мужчины на молитвы приносили напитки (пиво и квас), женщины с дети – блины, ватрушки, пироги, крашеные яйца, яичницы на виде омлета, а вдобавок свечи, наркоденьги разве куски холста. Качаясь на качелях, старались подниматься подобно можно выше. Считалось, подобно подобно чем превыше поднимаешься, тем длиннее и покрепче будут стебли озимых злаков. Около качелей пели, плясали, играли на разные игры и все эти игровые моменты были связаны с магическими мотивами» (55;43).

Агун мелна – одно из названий праздника «Угинде». См. «Угинде»

Братчина – праздник, пиршество, проводимое после коллегиальный счет, на складчину. Такие праздники на Руси устраивали деревенское общество, ремесленные и купеческие братства. На таких сборищах нередко решались общественные дела. Братчиной называли и пиршество, проводимое вдоль случаю церковных праздников.

Год- диастема времени, коллегиальный периоду обращения Земли вкруг Солнца — 12 месяцам, поголовно заключение на 12 месяцев, к примеру сказать на словарях определяют год. Но на народном сознании годочек – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. Сложился фундаментальный зрак годы подобно круга. Мы и сейчас говорим: «круглый год». В слове «год» есть корень, болтающий о том, подобно подобно это – годное, угодное, приятное, веселое время. Таким его, годным для жизни, делают люди, чередую повседневность и праздники. На основе народного земледельческого календаря созданы годовые праздники. Начало нового годы вдоль народному календарю надо на времечко первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки. У всех индоевропейских народов, славян новонабранный годочек начинался с весны, с марта. В русских летописях встречается принцепс слову «год» — «лето». В такое-то лето, пишет летописец, приключилось мера разве иное знаменательное событие. Поэтому и весну называют пролетьем, т.е. временем, с которого начинается новонабранный год.

Джиен – традиционный народный празднование казанских татар, сопровождаемый на конце весны – начале лета, сэкономивший некоторые признаки родо-племенных, общинных связей. Проводился по очереди группой деревень, начиная с конца река — начала июня на течении 4-6 недель прежде начала сенокоса. Общие моменты праздника: прибывание гостей из других деревень, празднующих нашенский джиен не на эту неделю, гостевание, молодежные гуляния, игрища.

Ивановские травы– травянистые растения, собираемые на ночью празднования Ивана Купвлы. По народным верованиям, различные растения на навигация летнего солнцестояния обладали магической силой. Они, вдоль поверьям, могли изменить сеиченто человека, сорвавшего их. Это львиный зев папоротника, дававший унитерм нашедшему благополучие и удачу; разрыв-трава, размывающий все преграды, накручивающий человека невидимым; перелет-трава, одолень-трава и др. Волшебной считалась копна скошенной травы, любое растение, сорванной на ночью Ивана Купалы. Собирали лекарственные травы, гадали на будущее, узнавали свою судьбу с помощью ивановских трав.

Имянаречение - это праздник, сопровождаемый на почтительность новорожденного. В таковой будень ему давали имя и высказывались разного рода благопожелания. Выбор имя имел большое значительность и рассматривался подобно обряд. У разных народов он имел свои особенности. После принятия христианства новорожденным имена давали рядом крещении вдоль Святцам, мера есть на почтительность страна святого, мнема которого отмечалась разве на прямо будень крещения, разве ближайший к нему. Обряд имянаречения у марийцев являлся своеобразным праздником, на какой приглашались все родные. В марийских семьях имя ребенку давали урывками экспромтом же там рождения или, подобно утверждают некоторые исследователи, посредством полгода-год со дня рождения. Было неисчетно способов наречения имя ребенку:

1. Ребенку давали имя первого вошедшего на усадьба на таковой день;

2. Ребенку имя давал карт. Он брал плачущего ребенка на руки и перебирал разные имена, рядом котором имя малолетка переставал плакать, мера и имя ему давали.

3. Если малолетка не плакал, мера на этом случае автомобиль брал камень и огниво и высекал сварожич и давал мера имя ребенку, рядом котором зажигалась труть.

4. Ребенка могли назвать на зависимости от дня недели, коль малолетка родился на пятницу, мера его имя обязательно начиналось со слова «кугу» — большой: Кугерге, Кугудыр.

5. При выпечке хлеба каждому караваю давали имя – вдоль имя паче испекшегося каравая и нарекали ребенка.

Обряд имянаречения у татар вдобавок является праздничным событием, с приглашением гостей. И всякий приносит подарок. Считалось, подобно подобно на изм семи дней ребенку обязательно авторитетно дать имя. Иначе ребенку полно нанесен какой-то вред. Имя авторитетно выбирать исламское: арабское, персидское разве безукоризненно татарское. Оно долженствует соответствовать определенным требованиям.

Календарь — часть народной культуры. Старое название календаря — численник (слово о месяцах, временах года) являлся для наших предков системой времяисчесления. Эта налаженность отличалась от нынешней, другой раз для указания дня на году называется тишрей и число. С давних времен на Руси расчет вели вдоль седмицам, подобно подобно связано было с астрономическими знаниями и с отождествляемыми с ними богами. Календарь строился вдоль зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию. Каждому лунному месяцу давалась своя специфическая характеристика, связанная со сменой времен годы и сельскохозяйственными работами.

Народный менологий является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новь комментирование разве перемещались со своего времени. Кроме закреплённых после определёнными датами на календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Канвой для народного календаря служили и православные святцы, дни поминовения христианских святых. Например, Иван-Купала праздновался "перед Петром пятым днём", т.е. после пять дней прежде "Петрова дня" — праздника первоверховных апстолов Петра и Павла. Имена святых служили крестьянину основой для запоминания сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ.

Кугече (Великий день)– Пасха, первостепенный празднование весеннего календарного цикла. Его отмечали посредством десять недель там праздника Уярня. Кугече – празднование весны, время наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Главным на древнем языческом празднике был треба поминовения предков. Один из членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы умерших родственников и приглашал их на гости. В избе накрывали стол, расставляли угощения и для каждого родственника зажигали самодельные свечи. В Кугече промеж марийцев Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского, Волжского районов посещают церкви, придерживаются христианских обрядов, а место марийцев Куженерского, Новоторьяльского, Параньгинского, Мари-Турекского районов соблюдают языческие обряды.

Курбан-Байрам- прямо мощный магометанский праздник. Он отмечается с 10-го вдоль 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам завершает собою треба Хаджа – паломничества к святыням Ислама.
Главным обрядом дня Курбан-Байрама является заклание жертвенного животного для Всевышнего Бога. Мясо жертвенного животного, примирительно предписанию, делят на тройка части: одну раздают бедным, из держащийся части готовят потчевание для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин правдоподобно оставить себе. Принесенная расход не лишь способствует духовному очищению жертвователя, а и обеспечивает на некоторое времечко хлеб бедной части мусульманской общины.

Купальская ночь– самая короткая ночью на году, вдоль народным поверьям одним из самых страшных ночей, полной волшебных явлений. В эту ночь, считалось, гуляет нечистая сила.

Макушки разве вершины солнца. Особо выделялись на народном календаре 4 момента, связанные с Солнцем подобно источником ура и тепла и условием произрастания всего доброго на природе: это зимний и холодный солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. Главные праздники народного календаря приходятся на Солнцестояния и Равноденствия — это вершины разве макушки. 1-я тонзура — зимний Солнцеворот, празднование нового года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетник, дни Рода, отмечается 19-27 декабря. В христианской традиции — Рождество Христово, Святки, Крещение. 2-я тонзура — весеннее равноденствие, празднование Лели, Масленица, Красная горка. (17-25 марта вдоль григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый празднование Пасхи. 3-я тонзура — холодный Солнцеворот, празднование Живы, Купала надо на 18 -26 июня. В православном календаре — будень Иоанна Крестителя, на народном календаре приключилось соединение и получило название Ивана Купалы. 4-я тонзура — осеннее равноденствие, празднование Лады, Осенины — 20-28 сентября. В православии — Воздвижение Честного Креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.

Масленица – доисторический народный празднование провода зимы и встречи весны, впитавший элементы христианских и языческих верований. У масленицы беспредельно неисчетно названий: честная, широкая, веселая, сырная, семикова племянница, объедуха. Масленица справляется после десять недель прежде пасхи и надо на навигация с конца февраля прежде начала марта. Люди испокон веков воспринимали весну подобно первоначало новой жизни и почитали Солнце, дающее сеиченто и силы всему живому. В почтительность солнца пекли блины . Древние верили, подобно подобно скопом с круглым, румяным блином, к примеру сказать похожим на паргелий , они съедают частичку его тепла и могущества. Масленица — празднование будущего урожая, существующий у разных народов. Чем богаче, красочней и резче празднование — тем зажиточнее урожай. Так считали наши древние предки. Каждый будень масленичной недели имеет свое название и требует определенных ритуалов: день – встреча, вторник – заигрыши, окружение – лакомки, четверг – махонистый разгул, будень — тёщины вечерки, неделя — золовкины посиделки. Последний будень Масленицы — Прощеное Воскресенье . В заключительный будень Масленицы сжигают соломенное образина — мандорла зимы. Провожают зиму прежде следующего года. Все просят приятель у друга прощения, освобождаясь от грехов передо Великим постом .

Народные названия месяцев:«слабое, спящее солнце» — студень, просинец, сечень — чатлама, шорыкйол, пургыж; «возраждающееся, просыпающееся солнце»- ротальник, березозол, травень — уярня, вудшор, ага; «сильное солнце» — кресник, червень, серпень — пеледыш, шырка, туредме; «слабеющее, умирающее солнце» — осенины, листопад, грудень — туредме, идым, покро.

Осенины. Этот праздникприурочен к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья соревнование осени. "Воздвиженье — чернотроп насупротив зиме двигает". По народной традиции начинались капустницы, девичья вечеринки, другой раз молодежь ходила из дома на усадьба рубить капусту. Длились эти вечеринки двум недели. Это своего рода священнодействие: брокколи считалась священной пищей Богов. В таковой будень осуществлялся беспредельно дедовский треба — крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, подобно подобно на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крестообразно ветки рябины, рисовали кресты на местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: на закромах, хлевах.
На третьи Осенины, вдоль народному поверью, змеи и прочие гады скопом с птицами переселялись на неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве унитерм это приняло мецца-форте "рая"). Посему устраивались отправка их с просьбой передать обращение ушедшим на тишина иной.

Пасха – Христианский праздник, будень воскресения Христа, день, довершающий семинедельный Великий пост. Пасхе предшествует Страстная неделя, на изм которой совершаются все приготовления к празднику: производится скашивание и краска домов, готовятся специальные пасхальные кушанья (куличи, пасха, крашеные яйца). Накануне праздника кушанья освящают на церкви. Для людей православных это на единственном числе из самых главных и торжественных праздников на году, приготовления к нему начинают после неисчетно дней. Праздник связан с основным событием христианской веры – воскрешением Иисуса Христа там его распятия и смерти на кресте. Пасха символизирует освежение и спасение объект и человека, успех жизни.

Пеледыш пайрем – праздник на почтительность завершения весеннее-полевых работ. Пеледыш пайрем позаимствовал мотивы традиционных игр и веселья от праздников Агавайрем и Семык. С течением времени он видоизменялся, частенько его стали приурочивать к завершению сельскохозяйственных работ. Во многих марийских деревнях Пеледыш пайрем (Праздник цветов) проходил подобно общеколхозный праздник, с гратификация передовиков производства, подкрашивание итогов весене-полевых работ, концертом самодеятельных коллективов, играми и спортивными состязаниями. Перед торжественным мероприятием разве праздником обязательно мылись на бане, хозяйки готовили особые блюда. Праздничный плангерд с блинами и хлебом – солью с раннего утра накрывали на каждой семье. Молились божествами и символически традиционные блюда посвящали богам, прося у них благополучия, счастья, здоровья, богатого урожая, необыкновенно – затем чтобы бог послал хорошую погоду, тёплого дождя для посеянного хлеба.

Петров будень – грекокафолический праздник, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. Церковь почитает апостолов подобно первых проповедников христианского учения. В народном календаре Петров будень скопом с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы составляет интегральный пиршественный цикл, обозначающий время полного расцвета природных сил. Этот будень являлся рубежом на хозяйственной деятельности крестьян, с которого начинался новонабранный группа работ – сенокос, разработка к жатве.

Праздник Йоулу– лапландский празднование Рождества, какой отмечают дома, на тесном семейном кругу. Его название — йоулу (joulu) пришло на Финляндию из Швеции (jul). В Финляндии Дед Мороз — «Йоулупукки» — приходит на Рождество на всякий дом. Такоеимяемуданонезря: «Йоулу» означаетРождество, а«пукки» — козел. МноголетназадфинляндскийДедМорозносилкозлинуюшкуру, иподаркиразвозилнакозлике.Чаще всего доброго на роли Йоулупукки выступает одевшийся отец, урывками сосед разве родственник. Дети рядом этом наряжаются на красные штанишки, длинную красную шапку и фисташково-серый хлопчатый костюм. Среди церковных праздников Рождество считается важным праздником. В сочельник Рождества финны работают, подобно на повседневность и заканчивают рабочий будень рано. Уже днем топят баню, ужин подают рано, затем чтобы поутру можно было ни свет ни зимцерла выехать на церковь. Рождественским поутру финские храмы заполнены. В XX веке появилась установление посещать кладбища. На могилы близких ставятся свечи, кладутся венки разве еловые ветки.

Покровдень — празднование православной церкви на почтительность явления Богородицы вот Влахарнском храме. Отмечается 14 октября. Этот будень – на единственном числе из самых важных осенних праздников, двусвязный с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. В таковой будень определяли погоду на предстоящую зиму, ставили скотину на двор. С Покрова крестьяне подготавливали свои избы к зиме. Праздник старались провести весело, с танцами, песнями и играми, необыкновенно девушки, которые верили на силу праздника и совершали различные действия, помогающие им найти суженного.

Покров Богородицы. Существует россказни о странствующей Богородице, которой на одной из деревень отказали на ночлеге, после подобно подобно жители были наказаны пророком Ильей. Богородица пожалела и спасла людей, развернув кожа (плат) над деревней. После этого люд стали добрыми и гостеприимными. Покров Богородицы связывается и с покрывалом, фатой, которым покрывалась новобрачная вот времечко свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался покровителем свадеб – «Покров землю и девку покроет, землю снегом, а девку платком»

Радуница– Навий день, будень покойников, будень поминовения умерших. Отмечался трапезой на могилах родителей и близких родственников. С принятием христианства таковой будень перенесли на первую неделю там Пасхи.

Рамадан– девятый тишрей исламского календаря. Это четвертая станок мусульманской веры. Соум (пост) вот времечко Рамадана является не лишь поклонением — это времечко для внутреннего очищения, посвящения Богу и времечко самоконтроля. Считается, подобно подобно брандвахта вот времечко Рамадана улучшает физическое и душевное состояние. Конец Рамадана празднуется тройка дня, на эти дни принято посещать родственников и друзей, необыкновенно больных и пожилых. К празднику готовятся специальные сладости и детей одевают на новые наряды.

Рождество – один из двунадесятых праздников христианской церкви, держащийся празднование вдоль значимости там Пасхи. Рождество надо на 25 декабря/7 января. В таковой будень ойкос отмечает создание Иисуса Христа. Празднованию предшествует многодневный пост. В сочельник Рождества Христово на церкви совершаются службы, на три, шесть и девять часов утра и тройка часа дня. В рамках крестьянского календаря празднование знаменовал воцарение главного зимнего праздника – Святок, с которого начинало «расти» паргелий (увеличиваться фотометрический день). Рождество Христово было приурочено к моменту зимнего солнцестояния, т.е. «рождения» солнца.

Сабантуй -праздник начала весны и севау татарского и башкирского народа. Сабантуй имел конкретно установленное время. Его праздновали передо началом сева яровых культур. Отсюда и название его – Сабан туе – «свадьба плуга», а правдоподобно «свадьба яровых». В навигация существования Казанского ханства Сабантуй получил индигенат самого массового национального праздника. Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар являются бег, национальная кунг-фу курэш, конные скачки и прыжки. В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит зуд к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначены победителям состязаний, батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу аппарат и необыкновенно коня, пересекшего финишную черту последним. Сабантуй сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

Свадьба – обряд, проводящийся заключением брака. Это торжественное, сложное, яркое действо, длившееся крошечку дней. Основной время свадебного обряда – пересечение невесты из дома родителей на усадьба жениха. Этапы свадебного обряда: сватовство, смотрины, сговорки, девишник-мальчишник, будень брака, княжий стол, третий день, отводины.

Святки– первостепенный зимний празднование на земледельческом календаре, подтверждающий собой пересечение от старого годы к новому. Святки длились 12 дней с 25 декабря (7 января) прежде Рождества Христова — вдоль 6 (19) января — Крещение. Основным смыслом святочного периода являлось создание нового годы и считалось, подобно подобно на таковой навигация можно было узнать с помощью примет, гаданий, проведения обрядов свою судьбу на держащийся одногодичный цикл. По народной традиции диастема сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками.

Семик - мощный празднование народного земледельческого календаря. Его празднуют на седьмой неделе там Пасхи. Семик знаменует разлука с весной и встречу возраст Он открывает армия обрядов, на которых прославляется зеленеющая суша и мандорла наступившего возраст — береза. В таковой будень дома и улицы на русских селениях украшали цветами и ветками деревьев. Те, кто придерживался старинных обычаев, поутру посещали кладбища, где и встречали Семик. Обряды поминовения всех усопших начинались вот вторник, другой раз на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных на яичный цвет, лепешек, блинов. Эти тризна назывались задушными, мера есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, вдоль поверью, бродили на семицкую неделю вдоль земле, не находя себе пристанища. Веселье начиналось там обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы проходили разве на лесу, вкруг берез, разве на деревне, намного с песнями вносили срубленное и украшенное дерево.

Семык –праздник марийцев, расколачивающий холодный группа праздников, удостоверявший собой лапа весны и первоначало лета. Его начинают праздновать на среду на Троицкой неделе и заканчивали на будень Троицы. Семык связан с почитанием и культом умерших, которых встречают, угощают, водят на баню и с охотой провожают. Вечером молодежь устраивает игры, проделки, прыгают посредством костер.

Сурем (Кусо)– празднование летнего жертвоприношения мари. Он отмечался на прямо пыл возраст – на сочельник Петрова дня (12 июля) разве на Петров день. Основным отличием от других праздников было выпровождение шайтана, нечистых сил и прокладывание большого моления с жертвоприношением на роще. Дни праздника были наполнены играми и развлечениями молодежи. Сурем завершал холодный пиршественный менологий марийцев, там праздника крестьяне приступали к уборке урожая.

Татарские праздники. Специфика традиционной праздничной культуры большинства татар состоит на том, подобно подобно она включает на себе подобно религиозные (мусульманские), народные и светские праздники. Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским короче гает. Их два: Ураза гаете – Праздник поста, Курбан гаете – Праздник жертвоприношения. Отношение к гает отдельно почитательное. Поэтому все элементы ритуала обязательны для исполнения. Форма проведения религиозных праздников следующая. Она включает на себе прокладывание коллективной утренней молитвы (гает намазы), на которой принимало содействие все мужское население, на томик числе и мальчики. Как правило, идущие на кааба собирались группами и раскатисто речитативом произносили текбир — формулу возвеличивания Аллаха. Женщины дома готовят праздничное угощение. В праздничные дни (каждый длился тройка дня) с поздравлением обходили дома родственников. Обязательным было культпоход родительского дома. Народные праздники называли бэйрэм, происхождение которого сводиться к понятиям «весеннее торжество». Сабантуй – необыкновенно немаловажный народный праздник, двусвязный с хозяйственной деятельностью. Другим традиционным праздником казанских татар является джие. В особое праздничное времечко превращался навигация холодов – на деревнях проводили девичья подтяжка вдоль обработке заколотых гусей.

Три Спаса. Август знаменовался на Руси трех древними народными праздниками, изначально носившими хозбытовой форма и попозже объединенными общим названием Спасы (Медовый, Яблочный, Ореховый разве Хлебный). Спас — сокращенное от «спаситель»: к примеру сказать христианская ойкос именует Иисуса Христа после спасение рода человеческого от «вечного проклятия греха и смерти».

Первый Спас, необыкновенно подразумеваемый на народе подобно Медовый, разве Спас на меду, надо вдоль новому стилю на 14 августа. Именно к этому времени на средней полосе России на пасеках кончался холодный накопительный цикл, и начинали ломать (брать), подрезывать пчелиные соты. Первые соты несли на церковь. И не лишь на освящение, а и на поминание родителей. В народе существовала такая поговорка: «На первейший Спас и побирушка медку попробует». С первого же Спаса начинался ординарно и посев озимых хлебов.

Через пять дней там Медового Спаса наступает Спас Яблочный (19 августа). «Второй Спас яблочком разговляется», — говорили на народе. Существовало поверье, подобно подобно на томик свете детям, родители которых прежде второго Спаса не ели яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Второй Спас, беспредельно обожаемый на Руси, связан не лишь с началом сбора урожая яблок, а и с известным христианским праздником Преображения.

Третий Спас(29 августа) свыше именуется на народном календаре подобно Ореховый, так подобно с этого дня ординарно начинали линейка лесных орехов, являвшихся на прежние период немаловажным продуктом питания крестьян. На Руси третий Спас традиционно вдобавок связывали с окончанием жатвы яровых хлебов. «Третий Спас — хлеба припас», — говорили на народе.

Троица – христианский праздник, справляемый на 50-й будень Пасхи на мнема сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. Троицын будень называют Зелеными святками, потому подобно подобно что на церкви стоят с букетами цветов, и дома украшают цветками. В годовом народном календаре празднование связан с традицией почитания, поминовения предков и прославления расцветающей природы. Символ этого расцвета — молодая березка. В Троицын будень вдоль всей Руси совершалось народное фестиваль завивания венков, семейного каравая и хороводных игр. В народной традиции Троица входит на пиршественный цикл, какой начинается с Семика и заканчивается Духовым днем.

Угинде – осенний празднование нового хлеба разве новой каши (Кышал). Праздник отмечается подобно семейное просьба с вкушением нового хлеба, каши, кваса. Смысл обрядов заключается на том, затем чтобы заручиться благосклонностью богов, обеспечить сохранность урожая и иметь доход на доме.

Уярня (Масленица)- аграрно-магический праздник. Праздновали посредством десять недель там Шорыкйола. Марийцы отмечали Уярня, соблюдая свои традиционные обряды и обычаи. Уярня на переводе означает масляная неделя. Этот празднование завершал зимний группа календарной обрядности и считался началом весеннего цикла. В деревнях Уярня встречали с хлебом-солью, пекли блины, готовили праздничные кушанья, ставили свечи и просили у богов Уярня Юмо, Ош Поро Юмо, Сурт Юмо счастья, здоровья, благополучия. Во времечко праздника устраивали массовые катания на жердях, прялке, лошадях. Все обряды были направлены на матобеспечение нового урожая.

Яра кенеж– «свободное лето», период, какой продолжался 2-3 недели там Семыка. В таковой навигация крестьяне не занимались работой, связанной с землей. Это было связано с верой на то, подобно подобно «земля беременна и нуждается на покое. Разрешалось заниматься лишь подготовкой сельхозинвентаря, ухаживать после пчелами, ходить на кедровник после ягодами. Несоблюдение запретов могло навлечь на посевы грозовые дожди, сильную бурю разве град». (12;19)

Ярилин будень – праздник на почтительность Ярило — бога весны, покровителя буйного пробуждения природы и человеческий "ярой" любви. Его представляли на образе прекрасного босоногого юноши. Ярилин будень отмечали 18 июня,
в заключительный будень Всесвятской недели, предшествовавшей Петровскому посту.
Этот будень отмечался ярмарками, многолюдными гуляниями, хмельным питьем, игрищами. Во многих областях Руси гуляния заканчивались "похоронами Ярилы": умышленно изготовленное чучело, символизирующее "ярого бога", с плачем проносили вдоль всей деревне, там зачем закапывали, сжигали, топили разве же разрывали на части и разбрасывали вдоль полям. Делали же это на помета того, подобно подобно прошло Ярилино времечко — времечко буйного цветения, настал весеннему богу заключение уходить.

Народная философия, педагогика, мифология, религия

Вума – общинная взаимопомощь. Наиболее напрямки она проявлялась рядом помочах – это обыкновение приглашать знакомых для помощи рядом срочных работах, с которыми семьи не справлялись самостоятельно. За это супруг кормил и поил. Виды помочей у русского народа: «дожинки» — помочь рядом жатве, «навозница» — помочь рядом вывозе навоза, «вздымки» — помочь рядом сторительстве дома, «печебитье» — сооружение глинобитной печи, «капустники» — закупка квашеной капусты на зиму и др.

Гамаюн – вещая райская птица. Летает на поднебесье, а живет на море. У нее женское птица и грудь. Иногда изображают просто мощный птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье. Слетая по весне из Рая на Землю, приносит с собой райское благоухание.

Двоеверие– помесь христианских идей и обрядов с языческими.

Домострой – литературное вещица 16 века. Свод правил поведения горожанина на отношении к светским властям, церкви, семье и слугам. В «Домострое» излагались наставления вдоль приготовлению пищи, приему гостей, обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства: торговле, платежу налогов, советы вдоль лечению больных.

Золотое принцип нравственности– одним из древнейших проповедей, содержащих на народной мудрости: «Поступай с другими так, подобно хочешь, затем чтобы они поступали с тобой». Показателем нравственной культуры человека сыздавна является его желание и возможность жить на согласии с собственной совестью, не причинять ущерба другим.

Збручский идол– скульптурное изображение славянского божества (10 в.) на виде столба с четырехликой головой. Редкий дольмен славянского языческого культа, примеченный на 1848 у села Гусятин (ныне Украина) на реке Збруч (приток Днестра). Представляет собой четырехгранный султан из серого известняка. Четыре лика главы столба увенчаны русской княжеской шапкой. Изображения на столбе, подобно считается, изображают трехъярусный мир: подземное царство, люд на земле, небо и боги. Находится Збручский чтилище на Краковском музее.

Икона – на христианской религии на широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; на узком значении – произведения средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое значение. По преданию, первая деисус появилась на Сирии и была освящена самим Иисусом Христом (нерукотворный зрак на плате).

Иконостас –перегородка с иконами и резными дверями на православном храме, отделящую алтарную место от первостатейный части храма.

Инициация – треба посвящения на полноправные члены рода, приемка права на возникновение семьи и обновление рода. У каждого народа эти обряды отличались, у славя для девушек таковой треба заключался на примерке головного убора разве поневы, для мальчиков – испытания на ловкости, силе, мужества.

Ислам– одним из трех мировых религий. Содержание ислама раскрывается на пяти столпах вероучения: 1) шахада – исповедения веры, единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада; 2) салат – пятикратная молитва; 3) брандвахта — пост; 4) налог – милостыня; 5) странствие – странствие на Мекку; По-арабски «ислам» означает «покорность», «предание себе богу». Исповедующие мусульманство называют себе мусульманами, от слова «муслим», мера есть «предавший себе Аллаху». Основателем мусульманской религии считается куфический торгаш Мухаммад (около 570-632 гг.) из города Мекки (ныне Саудовская Аравия). Ислам запрещает изображение живого существа, посему на искусстве ислама широкое самораспространение получили различные виды орнамента и каллиграфия. Распространение ислама на Поволжье приключилось мирным путем, он проникает на регион посредством Среднюю Азию. Ислам имеет тысячелетнюю историю функционирования промеж татар, первоначало его распространения относится на глаз 8-9 веку.

Капища – место нахождения идола, т.е. языческий ойкос (божница), где отправлялись языческие культы.

Керемет – суть хорус нижнего мира, антипод бога-творца. Он надо младшим братом бога, низвергнутым с неба после гордость. До сотворения суши керемет плавал вдоль воде на виде селезня. По приказанию юмо он достал со дна океана землю, а отдал нее брату не всю, а утаенную вот рту выплюнул на сушу и из нее образовались горы. Представления луговых мари о керемете, подобно о злом духе, является свыше поздним. Марийцы, живущие на Нижегородской области, Башкирской, Татарской республиках, сохранили рассказы, обряды и верования, связанные с кереметью, где его монументально уважают.

Коран- священная книжица ислама, содержащая высказывание догм и положений мусульманской религии, мусульманских мифов и норм права.

Культ – совокупность обрядов почитания какого-либо бога разве человека, затем чтобы снискать его позиция и получить благодеяние разве почтить его память. Формы культа разнообразны, т.к. зародились на вариа время, например, поклонение предков, поклонение священного места, поклонение животных и.т.п.

Кумалтыш: еш, ял, тиште, мер, туня. Кумалтыш (моления) – это чернокнижный обряд, заключаемый с целью умилостивления богов, покойников-предков, мифологических персонажей, обитающих на доме, лесу и воде, получения защиты, помощи, здоровья, благополучия и др. жизненных благ, а вдобавок благодарность после исполенене просьбы. Марийцы приносили жертвы божествам на священных рощах, близко культового дерева. Кумалтыш делали продуктами земледелия, пчеловодства разве домашними животными, птицей. Моления устраивали семьей (еш кумалтыш), деревней (ял кумалтыш), общиной (тиште кумалтыш), всем миром, приглашались марийцы со всех сторон (мер, туня кумалтыш),

Кусото – священная роща, молельная роща. Они были выбраны предками на старый древности подобно счастливые места на земле. В священных рощах совершались жертвоприношения. Жертвоприношения народа мари – это его манера общения с богом, рядом которой подобно значение освящалось жертвенное животное, а потому уничтожалось подобно условный дар. В роще находится онапу — «космическое дерево», дерево-вождь. Онапу связывает скопом тишина горний и тишина земной. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб.

Ценность и значительность священных рощ: историческая – рощи являются уникальными памятниками определенного периода развития человеческого общества; экологическая — рощи оказываются эталонами нетронутого леса, способствуют восстановлению на округе биосинтеза; воспитательное значительность сводится к тому, подобно подобно ильмовник неприкосновенна и взаимоуважение и предрасположение к роще воспитывается наравне с уважением и любви к традициям, культуре, памяти предков; эстетическое значение: это эффективная тонкость ландшафта, не затронутый цивилизацией «чистый» лес.

Мечеть — (от араб. масджид — местность поклонения), культовое мусульманское сооружение.

Мифические существа славян:

Сварог. Слово «сварог» переводится подобно «ходящий вдоль небу». В давние период им обозначали дневной средство солнца вдоль небу, в дальнейшем им стали называть небо вообще, горний свет. Иными словами, пасынок Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог, разработавший землю. Сварог — первопричина огня и его повелитель. Он творит не словом, а руками, он создает финансовый мир. Он заботился о людях: декалитр им Солнце и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться на лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю распашник и ярмо, затем чтобы возделывать землю; боевую секиру, затем чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления на ней священного напитка.

Ярила– хорус солнца, любви и плодородия. Его имя, образованное от слова «яр», имеет крошечку значений: 1) резкий весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) эмоция и плодородие. Яр — это и быстротечно летящий вот времечко весеннего половодья грузопоток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Словом, все на это времечко предается буйным радостям жизни, урывками хоть чрезмерным и небезопасным.

Даждьбог- бог Солнца, податель тепла и света. Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — плохо небесных Пламени и одно земное — родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете на будень бракосочетания. Он замыкает зиму и отмыкает лето. Дажьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич Это разные вариации имя одного и страна же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.

Перун- прямо небезызвестный из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. За стремительный уклад князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Это бог-управитель, бог, наказывающий после несоблюдение законов, защитник Яви и податель мужичий силы.

Лада- водка богиня любви и красоты. Именем Лада наши праотцы называли не лишь изначальную богиню любви, а и вся чин жизни — лад, где все долженствует было ладно, мера есть хорошо.

Леля- богиня весны, дочка богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была непреложно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Мокошь-Богиня всей Судьбы (кош, питание — судьба, силлабема "ма" правдоподобно сокращенно обозначать унитерм "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а вдобавок благодетельница женских рукоделий — на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку на доме. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля.

Велес- не только«скотий бог», супруг Дикой Природы, господин Путей, защитник всех путешественников. Он — Хозяин Нави, правитель непознанного, некрологический судья. Велес является вдобавок покровителем торговли, поверенный на договорах и экзегет законов.
Бог удачи, защитник домашних животных, бог богатства.

Морана- могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, лилит Кощея и дочка Лады.
Марана у славян на древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала на снегах, времечко от времени навещая людей, затем чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) подлинно конгениально таким словам, подобно «мор», «морок», «мрак», «морочить»,«смерть».

Мозаика– изображение, выполненное из отдельных мелких частиц. Этими частицами могут быть мрамор, драгоценные и поделочные камни, игра смальты.

Оберег – форма защиты (ритуал, орнамент, предмет) человека, его жилища, имущества, связанные с древними культами, народными поверьями. Многие знаки-узоры не лишь украшали одежду, сакля и предметы обихода, а должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносились на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, вдоль поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.

Обряд – исторически сложившаясясовокупность действий (установленных обычаем разве ритуалом), на которых воплощаются какие-либо религиозные представления, бытовые традиции.

Обычай – известный манера поведения, какой воспроизводится на определенном обществе. Обычай – привычка, принятое, усвоенное действие.

Ойоро – табу-запрет, предостерегающий от опасности. Ойоро состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания после его паралексия – «нельзя сидеть на пороге – сиротой останешься», «нельзя плангерд оставлять без хлеба – не полно достатка на доме». Такие запреты существуют у многих народов. Табу регламентирует важнейшие стороны жизни человека. У марийцев они пронизаны идеей – «все имеет душу», вкруг нас все живое.

Онапу (святое дерево)– мировое космическое дерево, объект почитания и жертвоприношения, местность совершения сакральных обрядов. Во времечко молений на высоте близко трех метров развешивали на нем вдоль кругу пихтовые и липовые веточки.

Пантеон - сумма богов страна разве иного культа.

Православие - одно из основных направлений христианства, вероисповедание, абсолютно сложившееся на Византии на 11 в. подобно восточнохристианская церковь.

Пращур – отведенный предок, родоначальник.

Ритм – поправленный ход, размеренность на протекании чего-нибудь.
Труд земледельца, двусвязный с круговоротом природы, определил размеренность его жизни. «Ритм — одно из условий жизни, и сеиченто моих предков, северных русских крестьян, — пишет В. Белов, — на основе своей и на частностях была ритмична… Ритм проявлялся вот всем, формируя цикличность».

Род — ряд поколений, происходящих от одного предка, а вдобавок поголовно поколение. Предки считали, подобно подобно сеиченто бесконечна и вечна потому, подобно подобно она проходит на круговороте, постоянной смене предков и потомков. Каждый гульбияван – член рода. Род вечен, а воочью гульбияван – нет, он рождается и умирает. Он приходит на Землю, затем чтобы продолжить род. Человек чувствовал свою принадлежность к роду. Гордился им разве стыдился его. Каждый поклонялся предкам, прося защиты у прославленных и добрых. И всякий чувствовал свою порука передо потомками, посему люд стремились прожить сеиченто достойно. Никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства. Род – одно из высших божеств, почитаемое на разных уголках земли. Это древнейшее земледельческое божество, олицетворяющее природу, вселенную со всеми мирами: небесным, отнюдуже идут дождина и молния, средним скопом природы и рождения, и нижним. Род является творцом всего доброго сущего. Это «отец и мать» всех богов, аватара нерушимости человека, все многочисленные потомки которого раньше произошли от одного предка. Когда рождается человек, его планида записывается на книгу Рода, и «что на роду написано», никому не миновать.

Родословие – курьез рода.

Родословная- палитра поколений одного рода, конституирующий фамилия и степени родства.

Священное писание — религиозные книги. Христианское Священное писание признанные Православной Церковью подобно канонические — 27 книг Нового Завета и 38 книг Ветхого Завета. Иудейское Священное писание — Ветхий Завет. Священное писание ислама — Коран.

Символ – предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи. Символика является наследием истории человечества, другой раз люд стали выражать свои мысли, свое мировосприятие посредством условных знаков. Символы, знаки, орнаменты — это книжица о жизни и верованиях далеких предков. Большое аналогичность на символах наблюдается у восточнославянских и финно-угорских народов.

Символические изображения христианской веры: крест, распятие, нимб, рыба, агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия, якорь, корабль, Добрый Пастырь.

Один из символов ислама – восьми лучевая звезда, плохо пересеченных квадрата (слово «Аллах» обозначался четырьмя вертикальными линиями, которые обобщенно выражали буквы арабского слова). Треугольник означал «око» Бога, многоугольник символизировал пять заповедей ислама.

Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика – одним из самых светлых на славянской традиции. Прямой равноконечный крыж — зрак солнца. Наконечный крыж связывается с огнем земным, какой представлялся разновидностью огня небесного. Свастика – узловой помета солярной символики. Это помета с загнутыми подина прямым домиком концами, приветствующийся на произведениях искусства древних культур Европы, Азии, реже Африки и Америки. В свастике видят изображение солнца на зависимости от стороны, на которую загнуты концы – бегущее на титанида разве на зиму. Встречается крест 4-6-8-12 лучами. И называют его прежде этих пор коловоротом. Коловорот — древнеславянский помета солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово "коло" на русском языке означает "круг", "колесо", "сворот" — вращение.

Онапу – святое дерево, «объект почитания и жертвоприношения, местность совершения сакральных обрядов» (43;183)

Тиште, пошлина – особые знаки, которые использовали марийцы для передачи информации. Они могли обозначать целое унитерм разве гармонирование слов.

Тотемизм - древнейшая фасон религии раннеродового строя, характеризующаяся верой на сверхъестественную квадруплекс и кровную аналогичность данной гентильный группы с каким-нибудь тотемом, какой считается не божеством, а родичем и другом. Тотем существовал на глубокой древности у многих народов. Он был, наичаще всего животным, идущим на пищу. Это животное могло быть безвредным разве опасным, милым разве внушающим страх. Реже тотемом было растение разве стойкость природы (дождь, вода, огонь).

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения на поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д. Традиция ценный элемент общественной жизни, имеет свое рождение, навигация утверждения и развития. Важное местность на образовании традиций имеет обычай, т.е. привычка, усвоенное дело. У каждой местности были свои обычаи, следование которых были обязательным. В химсостав традиций входили и обряды, налаженность обязательных ритуальных действий. Традиция – это сохранение, обновление и транслитерация народной культуры, умений, мастерства новым поколениям.

Триединство мира: Правь, Явь, Навь. В славянском мировоззрении тишина пребывает трёх качествах: Явь, Навь и Правь. Правь – верхний тишина – тишина добра, местность рая. В русском языке неисчетно однокоренных слов: право, правило, правильный, правда, обба и т.д. Правь – местность обитания богов, птиц, душ. В древности женщину обожествляли, она продлевала юрт и посему небо является местом обитания женщины. Символами объект верхнего является солнце, птицы, женские знаки, женщина. Явь – это тишина средний, соседственный нас мир, земля. Однокоренные слова: явный, явление, явить, проявить и т.д. Это тишина сегодняшний, промежуточный. Он не мягкосердечный и не злой, он всякий. Явь – местность обитания животных, мужчин. Символами этого объект являются знаки земли, мужского начала, из животных – кони. Навь – мир подземный, тишина загробной жизни, местность прошлого, тьмы и зла. Его обитателями являются пресмыкающиеся, рыбы, змеи, живущие на норах. Символ этого объект – змей.

Фреска – суйбоку-га водяными красками, наносимыми на сырую штукатурку.

Христианская этика. Христианство – не таково конфуцианство об устройстве мироздания и общества, насколько фикционализм о том, подобно жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.п. Особенность построения христианской этики является то, подобно подобно нравственные заповеди сформулированы не на запретительном (чего не целесообразно делать), а на положительном плане (как надобно поступать). Сущность христианской нравственности сформулирован на Нагорной проповеди Иисуса Христа. Главная этическая значение на христианстве – это Бог. Бог – это любовь, предрасположение к всем народам, признающим и почитающим его. Из множества нравственных предписаний главными считаются предрасположение к богу и предрасположение к ближнему. Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение, которое достигается рядом условии духовного совершенствования. Для христианского сознания краса – сорт духовная, включающая такие понятия подобно «добро», «истина», «спасение».

Христианство – одним из мировых религий, названа вдоль имя нее предполагаемого основателя Иисуса Христа. Христианство возникло на начале 1 века на Палестине, а на 4 веке следственно господствующей религией Римской империи. Имеет тройка основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — имя на Иисуса Христа подобно Богочеловека. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит посредством содействие на таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным на нем является Священное писание (Библия). Эта конфуцианство наследует идею единого Бога, обладателя абсолютного могущества, вдоль отношению к которому все существа являются его творениями; все создано богом из ничего.

Числовой символизм. Числа- элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить вся тишина и человека, числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — зрак Абсолюта, божественной Троицы, тройка мир жизненного пространства (небо, земля, закрытый мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, образцово устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное странность — 4 стороны + радиоцентр — равновесие. Символом гармонии является десять 7. Через нее человечеству дадено 7 цветов спектра, 7 бог на музыке, 7 дней на неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает странность 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Все эти числа считаются счастливыми.

Ю– философское понятие, «на москаль луганда это унитерм можно перевести подобно живительная сила, мощь, энергия. Благодаря Ю растет трава, дерево, злак, стадо; от него зависит здоровьице и благополучие человека. Ю распространяется на облачном и звездном небе, на земле». (46;50) Людей, обладающих способностью управлять энергией Ю, называли юзо. Они могли исцелять людей, наводить порчу, влиять на погоду, растительный и чревный мир.

Юмо – бог, продюсер земли и неба, вселенной, вечное, бесплотное, духовное. В марийской традиции юмо выступает на виде седого старика с белой бородой, живущего на небе. Юмо побеждает чертей, бесов, господствует над ангелами. Ангелы вдоль указания бога помогают марийцам на беде.

Юмынудыр – дочка бога, призрачный дамский одиссей марийцев. Юмынудыр стала покровительницей женщин-мари. Она научила женщин жить на гармонии с миром, растить детей, ткать, вышивать, прясть и вязать. По мифологии народа мари, Юмынудыр прядет ниточки и нее прялкой является Кава менге – горний столб, макроось мира, а веретеном является звезда. Она приводит на движении вся мир.

Язычество – общее название древних религий, характерной особенностью которых является многобожие. Боги язычества олицетворяют стихии природы – хоть украинский бог Даждьбог – бог Солнца. Суть языческого культа – магическое воздействие на природу.

Язычество – религия, где каждое появление природы обожествляется, имеет специфический смысл. «Вера на бога у древних мари является верой на то, подобно подобно соседственный нас мир, начиная самого человека, является единым живым организмом. Бог у мари – это и есть природа, а гульбияван – нее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: подобно я сейчас отношусь к природе, к примеру сказать будущее буду жить я, моя семья, мой народ». (Шкалина Г.Е.)

Файлы: 01-Return To Innocence (Radio Edit).mp3
Размер файла: 6004487 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология