Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Лариса Викторовна

Место работы, должность: — МОУ ДОД «Сианция юных натуралистов» г. Мичуринска, зав. эколого-биологическим отделом

Регион: — Тамбовская ответвление

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное углеобразование детей

Класс(ы): — 1 экономкласс
Класс(ы): — 2 экономкласс
Класс(ы): — 3 экономкласс
Класс(ы): — 4 экономкласс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Внешкольная ремесло
Предмет(ы): — Окружающий космос
Предмет(ы): — Природоведение

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разрабатывание

Краткое представление ресурса: — Методическая разрабатывание занятия "Крылатая радуга" разработана с целью ознакомления воспитанников с многообразием отряда Бабочки, особенностями их строения, жизнедеятельности, ролью на жизни человека. Выполнена на виде текста формата Times New Romen. Вопросы педагога к обучающимся выделены жирным шрифтом. К текстовому материалу прилагается презентация, иллюстрирующая занятие.К конспекту прилагаются списки информационных источников и публицистика для обучающихся и родителей.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов» г. Мичуринска Тамбовской области

Автор идеи:

Миронова Лариса Викторовна,

зав. эколого-биологическим отделом

образовательная: познакомить обучающихся с особенностями внешнего

строения, движения, питания бабочек;

воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе на

примере насекомых, муштрование чувства прекрасного;

воспитание чувства гордости после близкий народ, победивший

в Великую Отечественную войну;

формирование нравственной культуры личности;

развивающая: развитие интереса обучающихся к изучению тест подвижный

природы, на книжка числе насекомых, памяти, внимательности.

словесные - рассказ, диалог;

наглядные - презентация, эксплуатация коллекций бабочек, иллюстраций с изображением представителей отряда;

игровой - загадки, ребусы; стихотворения;

проблемный - постановка проблемного вопроса;

практический - индивидуальная ремесло по карточкам «Строение бабочки».

Ребята, прочитайте тему нашего занятия. (Сл. 1) Как вы думаете, о какой-нибудь радуге сегодня пойдет речь? Я вам подскажу, загадав загадки:

Шевелились у цветка

Все цифра лепестка.

Я сорвать его хотел, —

Он вспорхнул и улетел.

О каком «цветке» добро речь? О бабочке.

Еще загадка:

Что после пестрые цветочки

Над цветочками порхают?

Что после пестрые цветочки

На цветочках отдыхают?

Подружиться не хотят –

Подойдешь, - опять взлетят!

Это бабочки! Итак, сегодняшнее молвь пойдет о бабочках, которые имеют окраску крыльев, включающую все цвета радуги. (Сл. 2)

«Порхающими цветами» называл бабочек и ведомый общерусский писатель Аксаков, сочинитель знакомой вам сказки «Аленький цветочек». А древние римляне считали, подобно подобно бабочки – это оторвавшиеся от цветов лепестки.

Отряд Бабочки – водан из самых многочисленных на Земле – 150 тысяч видов, по разнообразию форм и численности уступает едва отряду Жуки. Бабочки свободно расселены по земному шару: даже после полярным совершенно живет форида полярная перламутровка. (Сл. 3)

Размеры бабочек различны. Самые маленькие – разнообразные мотыльки – ступень 2 мм величиной, а самая большая на мире форида – южноамериканская млекопитающее агриппа – ступень 35-40 см на размахе крыльев. Самой загадочной бабочкой считается запивоха «мертвая голова», которая поистине безобидна, а таким отношением обязана рисунком на виде черепа на спинке.

Ребята, поперед вами коллекции бабочек. Внимательно рассмотрите их. Проблемный вопрос: Как вы думаете, имеют ли бабочки единство с другими, уж знакомыми, вам насекомыми? В нежели это единство проявляется? ( Все насекомые имеют сходное строение).

Для ответа на инсталлированный вопросик необходимо вспомнить, какое склад имеют насекомые. На какие отделы подразделяется корпус насекомых? (Голову, сиська и брюшко) Подразделяется ли корпус бабочки на отделы? (Да, оно имеет голову, сиська и брюшко.) (Сл.4) А на вопрос: «Что расположено на каждом отделе тела бабочки?» каждый из вам ответит самостоятельно, получив карточку-задание, на которой вы должны подписать наоборот боец заголовок частей тела бабочки. Вам помогут выполнить это упражнение коллекции, иллюстрации с изображением бабочек. (Работа по карточкам «Строение бабочки». Наиболее активные и подготовленные воспитанники получают усложненное задание. При необходимости, например, на случае работы с детям с ограниченными возможностями неужели слабой подготовки детей, дозволяется заменить индивидуальную форму работы по карточкам на групповую. Выполняется 5-7 минут.)

Итак, все закончили воплощение задания. Давайте проверим, подобно корректно вы его выполнили. Отвечаем на вопросы:

Какие органы располагаются на голове бабочки? (Сл.5)

1. Глаза – органы зрения. По бокам головы у бабочки находится пара огромных выпуклых полусферических глаз. Бабочки различают движущиеся предметы лучше, нежели неподвижные, довольно-таки чётко видят близкие объекты и воспринимают силуэты отдалённых. Глаз насекомого даже более утонченно различает цвета окружающей среды, нежели пригляд человека. Различать цвета они начинают метров с трёх-четырёх. Красный синева бабочки не видят, однако улавливают ультрафиолетовую, не видимую человеком компонент спектра. Картина тест для насекомых видится более яркой и разноцветной, нежели для нас.

2. Усики – органы обоняния. (Сл. 5) Усики бабочки являются важными органами: помогают распознавать запахи, ими воспринимаются различные сигналы из окружающей сред, помогают балансировать при полете. Бабочки используют усики для обнаружения цветков, на которых содержится нектар, а тоже для поиска пары. Усиками форида воспринимает тоже вибрацию и колебания воздуха, получая информацию об опасности. С их помощью она сохраняет изостазия на полёте. Антенны «работают» и подобно радарное устройство, позволяя на полете огибать различные препятствия, непосредственно порхать даже на густых зарослях. Экспериментально установлено, подобно подобно безо усиков форида на деле «слепнет»: налетает на все предметы, превращая свои крылья на лохмотья. Без усиков форида жить не сможет. Форма усиков разнообразна. Они бывают булавовидные, нитевидные, перистые, щетинковидные, пиловидные и др.

3. Рот — сделанный на хоботок, свороченный на спираль.

А знаете ли вы, нежели питается бабочка? На этот вопросик вы ответите, разгадав ребус (ребус «Нектар»). (Сл. 6 — 12) Отгадав названия животных на указанном порядке, из начальных букв названий вы составите слово, которое обозначает сладость для бабочек. (3 минуты)

Сладкий тщедушный нектар бабочки высасывают, прокалывая нектарник цветка хоботком. Да, клюв бабочки превращен на хоботок, некоторый на спокойном состоянии свернут на спиралька и подогнут под тело. У некоторых бабочек, скажем у бражников, хобот достигает на длину 30 см. Как вы думаете, отонудуже он экой длинный? (Потому подобно подобно цветок, с которого собирается нектар трубочный и нектарник расположен глубоко.)

Некоторые бабочки, скажем поддельный бражник, питаются соком деревьев. Есть и такие виды, которые питаются пыльцой цветов и даже кровью животных. Ребята, подобно вы думаете, какого дьявола нужна пища бабочкам? (Пища – соффиона энергии, благодаря которой бабочки могут жить на постоянном движении. Пища нужна им не для роста, подобно другим животным.)

Сколько конечностей у бабочки? (шесть) Для зачем они служат бабочке? (для передвижения). А знаете ли вы, подобно подобно конечности неужели «ножки» бабочки выполняют паки одну страшно важную функцию – определяют вкус пищи? Каким образом? На кончиках лапок бабочки находятся чувствительные клетки, распознающие умильный вкус пищи. Прежде нежели «запустить» хобот на еду, форида пробует её лапками. И буде вкус ей «нравится», она опускает хоботок.

Ребята, постой на бабочек на коллекции и ответьте, почем крыльев у бабочки? У бабочки 4 крыла. Известный общерусский кропач А. Фет посвятил бабочке стихотворение. Послушайте его страшно внимательно:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я таково мила.

Весь аксамит мой

С его живьем миганьем

Лишь двум крыла.

Не спрашивай: отнюдуже появилась?

Куда спешу?

Здесь на настурция я пустяковый опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, безо цели, безо усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья

И улечу.

Какую ошибку допустил славный общерусский писатель? (Он «наградил» бабочку едва 2 крыльями, а у неё их 4). Итак, у бабочек 4 крыла: 2 передних и 2 задних. Далекие предки бабочек были бескрылы, а на месте крыльев у них были маленькие наросты, предохраняющие дыхательные щели от высыхания. На протяжении тысячелетий маленькие наросты постепенно увеличивались на размерах и превратились на крылья. Посмотрите коллекцию бабочек. Крылья не сцеплены одним с другим. Но на полете движутся совместно. Основную работу выполняют передние крылья. Если их повредить, форида не сможет летать. С поврежденными задними крыльями форида тем не менее летает.

Бабочки полно двигаются. И для этого им необходимо тепло. Когда становится холодно, бабочки не летают. Почему? (нет пищи, несть энергии для движения)

Ребята, участливо рассмотрите коллекции бабочек, открытки с изображением разных видов. Все ли бабочки ярко, разнокалиберно окрашены? (Нет, есть бабочки С «скромной», не заметной и около однотонной окраской.) Давайте вспомним, подобно называется яркая, вызывающая электроокраска животных и какого дьявола она служит? ( Сл. 14) (Предостерегающая окраска, защищает от врагов и предостерегает от нападения других животных) Какие бабочки имеют предостерегающую окраску? (по коллекциям, наборам открыток)

Это бабочки дневной павлиновый глаз, медведица, Махаон, Сатурния, Апполон. У других бабочек крылья имеют не яркую, скромную окраску, под синева коры дерева неужели камня. Как называется такая окраска? (защитная, она делает насекомое незаметным там, где-либо оно обитает). (Сл. 15) К таким бабочкам относятся белянки, ленточницы и совки, шмелевидки, маскирующиеся под ос и шмелей, коконопряды, похожие на поджаристый бланк дерева. Гусеницы бабочек тоже имеют окраску, делающую их невидимыми посредь зеленых листьев.

Явление, при котором животное по окраске и форме становится похоже на предметы окружающей среды, на которой оно обитает, называется мимикрия. Мимикрия способствует сохранению животного на борьбе после существование. (Сл. 10) Есть бабочки, похожие по форме и окраске на вайя дерева, на цветок, на кору дерева, а их гусеницы – на веточку. (сл. 16) Существует легенда, гармонично которой книжник Борис Николаевич Шванвич, завмаг кафедрой энтомологии Ленинградского университета, на 1942 году вывел общие закономерности маскировки военной техники, двор и аэродромов, основываясь на принципах маскировки насекомых. Он не эвакуировался из Ленинграда вдесятером с институтом, на котором работал, а остался на родном городе. Будучи глубоко больным человеком, он прибыл на диалог генералов вот главе С Сталиным по вопросу маскировки военных сил русских солдат. Он прочел лекцию генералам и под его руководством художники сделали необходимые эскизы. Всю оставшуюся войну наша армия воевала и побеждала благодаря идеям этого ученого-энтомолога. Борис Шванвич умер на 1957 году. Похоронен на Большеохтинском погост на Санкт-Петербурге. На могиле его целесообразно хачкар с изображением плана строения рисунка крыльев дневных бабочек, изучению которых он посвятил свою жизнь. (Сл. 17)

Ребята, сегодняшнее вы узнали, подобно видят бабочки, чувствуют запах, вкус пищи, ориентируются на полете. Но неважно не было сказано о том, подобно они слышат. А слышат ли бабочки? Да, орган слуха расположен неужели на области заднегруди (совки , хохлатки), неужели на основании брюшка (пяденицы, огнёвки).

Бабочки завсе привлекали участие людей своей красотой, порхающим полетом. Они вдохновляли поэтов, композиторов и художников. В литературе бабочки наичаще выступали на качестве символа свободы, любви и надежды. Образ бабочки вдохновлял и великого американского писателя Эдгара По . Прекрасная и жутковатая форида бражник мёртвая голова описана им на рассказе «Сфинкс». Бабочка ползала по паутине на окне, а герою рассказа казалось, подобно подобно субъект двигается по далёким склонам холмов.

До наших дней дожили такие сокровища художественного искусства, подобно микрокартина В. Фон Каульбаха «Бабочки», написанная около 1860 г. и миниатюра А.М.С. Мериан «Бабочки», написанная на 1705 г. (Сл. 18)

Подведение итогов.

Сегодня вы познакомились с отрядом Бабочки.

Что необычного, нового вы узнали о бабочках? (что пробует пищу на вкус лапками, клюв превращен на хоботок, «уши» расположены на груди неужели брюшке; крылья покрыты чешуйками, придающими бабочкам окраску и помогающими летать; бабочки живут даже после полярным кругом, размеры некоторых достигают 40 см на размахе крыльев). Какая форида вам запомнилась и понравилась большей частью всех?

Рефлексия. Ребята, буде вам страшно понравилось занятие, покажите мне очертания бабочки красного цвета, буде понравилось — желтого, а буде вам было постно — синюю бабочку.

2. Журнал «Юный натуралист», №№ 6/1991 г., 4, 7/ 1994 г.

3. Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.

4. Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология. – М.: Просвещение, 1986.

5. http://coolclipart.narod.ru/nasekom/

6. http://www.netpredela.ru

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Лев Ф. Потому подобно подобно они красивые.- М.: Просвещение, 1998.

3. Плешаков А.А. Зеленые странички. – М.: Просвещение, 1996.

4. Журнал «Юный натуралист», №№ 6/1991 г., 4, 7/ 1994 г.

1. Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.

Литература для обучающихся и родителей

1. Газета «Биология», № 20/1997 г. (стр. 13).

Источники

Отряд Бабочки имеет паки одним название. Он называется Чешуекрылые (название написать на доске неужели прикрепить на стенде). Какие ассоциации, мысли возникают у вам при прочтении этого слова – «чешуекрылые»? (чешуя, крылья; крылья, покрытые чешуей). (Сл. 7) Крылья бабочки покрыты цветными и блестящими чешуйками, образующими на их поверхности пыльцу, — этого несть ни у каких иных представителей животного мира. Чешуйки эти особые. Они устроены так, подобно подобно шмякающийся на них чревный лампа распадается на все цвета радуги. Число чешуек на одном крыле может статься достичь миллиона. Значит, своей красотой бабочки обязаны чешуйкам на их крыльях! Если тронуть крылышко – чешуйки сотрутся. Крыло безо чешуек не правомочно поднять бабочку вверх, а выходит она не сможет летать. Поэтому, отродясь не надобно трогать крылья бабочки руками!

Ход занятия:

Материалы и оборудование: коллекции бабочек, дидактический материал «Строение бабочки», наборы открыток «Бабочки», мультимедиа, экран, бумажные бабочки красного, синего и желтого цвета для каждого воспитанника (для рефлексии).

Методы:

Задачи:

Цель: изучение обучающихся с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, особенностями их строения, жизнедеятельности.

2008 г.

г. Мичуринск

Крылатая радуга

Методическая разработка

Файлы: Пасвик.ppt
Размер файла: 3129344 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология