Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Т.А.

Место работы, должность: — Моу Козская СОШ

Регион: — Ярославская край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее плюска

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 тип

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Сформировать у учащихся понятия о строении и взаимосвязи частей цветка и его формуле.

Тип урока: — Комбинированный работа

Учащихся на классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.В. Пасечник."Биология.Бактерии.Грибы.Растения."

Используемая методическая литература: —

  • А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6 класс», изд. «ВАКО» Москва 2007 год.
  • Используемое оборудование: —

    мультимедийный проектор, компьютер, экран, школьная доска, разборные модели: «цветок вишни», «цветок картофеля"

    Краткое описание: — Урок позволяет сформироватьу учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую образ и взаимосвязь частей цветка, дать острение зрения обобоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях; сформировать острение зрения о формуле цветка

    Организационный момент(2 мин)

    II. Изучение новогоматериала
    –Сегоднямы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех династия растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются исключительно у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное событие на растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формыи окраски привлекают участие человека. Ранней веснойВетер чуждо разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы.На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. [Приложение 1 , слайд 2]. Они развиваются на толстых подземных стеблях после кредит питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а медянка впоследствии появляются большие листья. Так всяк бадняк начинается расцветание растительного мира. Одни растения зацветают раньше срока весной, другие летом, есть и те, яко цветут поздней осенью. Например, безвременник.[Приложение 1 , слайд 3].Хотя на мире огромное множество цветов, так всеони имеют божество исключительно концепция строения. Давайте познакомимся С строением отдельных частей цветка.
    – Определение записываем на тетрадь:Цветок – это усеченный варьированный побег, пригодный к семенному размножению. [Приложение 1 , слайд 4].
    – Определение записываем на тетрадь:Осевую пакет цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может статься быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка). [Приложение 1 , слайд 5].
    – Цветок состоит изо околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая пакет цветка – это околоцветник. Он может статься быть простой и двойной.
    – Определение записываем на тетрадь: Околоцветник, на котором дозволяется различить чашечку и венчик, называется двойным. [Приложение 1 , слайд 6].
    – Основная тотиент околоцветника: взрывозащита органов размножения цветка и примешивание насекомых.Чашечка состоит изо чашелистиков и может статься быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета. [Приложение 1 , слайд 7].
    – Ребята, рассмотрите представленные на рисункеразличные виды цветков и определите, какие у нихпо строению чашечки? [Приложение 1 , слайд 8].
    – Самая заметная пакет цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен на разные цвета. Венчик состоит изо лепестков. Если венчик состоит изо отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если всеего лепесткисрастаются, то он называется сростнолепестным. [Приложение 1 , слайд 9].
    – Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков. [Приложение 1 , слайд 10].
    – Не у всех цветов дозволяется членораздельно выделить чашечку и венчик.
    Определение записываем на тетрадь:Околоцветник, на котором исключено выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

    – В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. [Приложение 1 , слайд 11].
    – Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники. [Приложение 1 , слайд 12].
    – Встречаются цветки безо околоцветников. Это приближенно называемые голые цветки. [Приложение 1 , слайд 13].
    Записи на тетради:
    ВЕНЧИК
    Раздельнолепестный
    Сростнолепестный
    Состоит изо отдельных лепестков
    Лепестки срослись полностью разве частично
    Лютик, вишня, яблоня, ветреница
    Дурман, колокольчик, запашистый табак, примула, паслен
    ЧАШЕЧКА
    Раздельнолепестная
    Сростнолепестная
    Состоит изо отдельныхчашелистиков
    чашелистики срослись полностью разве частично
    Герань, яблоня, вишня, земляника
    Вьюнок полевой, гвоздика, запашистый табак

    – Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому как яко он как бы окружает основные части цветка. Цветок – производящий оркестрион растения, а следственно его основная тотиент – плюска плодов и семян. Ни венчик, ни моллюск на размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик. [Приложение 1 , слайд 14].
    – Записываем на тетрадь:Тычинка – мужская пакет цветка. Она состоит изо тычиночнойнити и пыльника, на котором развивается пыльца.
    В биологии стаминодий обозначается символом «марса» –
    Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная леса поднимает его на нужную высоту. Число тычинокв разных цветках различно. [Приложение 1 , слайд 15].

    – Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру –это одним клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки дозволяется определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая. [Приложение 1 , слайд 16].
    – Записываем на тетрадь:Пестик – женская пакет цветка, расположен на центральной его части. Верхняя пакет пестика – рыльце, его образ – самоудержание пыльцы. Средняя пакет – зубец и нижняя – завязь, где-либо расположены одним разве ряд семяпочек.
    В биологии курант обозначается символом «зеркало Венеры» – .
    Для того ради удержать пыльцу, рыльцеможет быть шероховатым разве на немой выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ерш из-за мытья посуды. Столбик служит из-за поднятия пестика на определенную высоту. А изо завязи образуетсяплод. [Приложение 1 , слайд 17]. Различные виды пестиков.

    [Приложение 1 , слайд 18].
    – Большинство цветков имеют и курант и тычинки. Но есть цветки, которые имеют разве тычинки разве пестики.
    Записываем на тетрадь:Цветок, сношающий курант и тычинки называется обоеполым. Если анютины глазки имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если на цветке исключительно курант – это бабский цветок, ежели исключительно тычинки – этомужской цветок.
    Раздельнополые цветки могут располагатьсяна одном растении , например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, приближенно как растут на одном растении. У вы обязательно на даче мамы выращивают сии растения. И выслышите, как мамуля часом говорит: «Ну вот, вновь одни пустоцветы на огурцах». Как вам думаете, яко обозначают сии слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одномрастении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют курант и потому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, аплодов не образуют. Поэтому ваша мамуля и называет их «пустоцветами». [Приложение 1 , слайд 19].

    [Приложение 1 , слайд 20]. Примеры однополого однодомного цветка.
    – Но есть и другие примеры. Веснойна веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нетушки пестиков, а исключительно одни тычинки. Но ежели посмотреть внимательно, то где бок о бок дозволяется увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики из-за мытья посуды». Этоженские цветки. Два растения : на одном располагаются исключительно женские цветки, на другом – исключительно мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести вновь божество пикантный пример: нам всем на мае надоедает лилейный пух, он летит с растения, которое называют осина черный. У тополя черного на одном растении исключительно мужские цветки, на другом – исключительно женские. Об этом явлении было само собой разумеется на Древней Греции. Древние греки привольно использовали это растение на посадках, приближенно как оно образцово задерживает пылеобразование на своей кроне, шибко растет и неприхотливо. Но знали они и о этой особенности данного растения, потому снова высаживали осина на питомники. Как исключительно осина зацветал, греки вырубали женские растения, приближенно как прямо женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали на городах и парках. [Приложение 1 , слайд 21]. Еще божество упражнение двудомного растения.
    Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.[Приложение 1 , слайд 22].

    – Итак, давай повторим строение частей цветка. [Приложение 1 , слайд № 23].
    – На моделях цветка вишни, картофеля вновь ежели проговариваются все части цветка, а оттого учитель предлагает записать части цветка на тетрадка и зарисовать их. Параллельно цветными мелкамиучительрисует на доске.
    – Особенности строения цветка дозволяется отметить укороченно на виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

    Ч – чашелистики;
    Л
    – лепестки;
    Т – тычинки;
    Р – простой околоцветник.

    Количество частей цветка записывается на виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, гармонирующий количеству этих элементов на цветке. Если тысяча элементов большое и сосчитать невозможно, то бок о бок с буквой ставится символ, очерчивающий на математике «бесконечность» – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулыи декодирование ее на тетради обвести на красную рамочку).
    Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим изо 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

    Затем учитель ставит вопрос: «Нельзя династия выполнить схематичную зарисовку цветка?». И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематически изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, яко всяк анютины глазки дозволяется изобразить вновь и на виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и единовременно на тетрадях учащихся.
    Схема цветка вишни на доске.
    III. Закрепление материала
    1. В учебнике на стр. 49 приведены формулы разных цветов, охарактеризуйте данные цветки.
    2. Решите сжатый кроссворд:
    IV. Домашнее работа
    § 12. Творческое работа на выбор.1. Вырежьте изо многокрасочный бумаги разве картона силуэты частей цветка – изо зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, изо желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте своеобразный задача на строение цветка (не менее 10 слов).

    Файлы: План действий Филинова И. Ф..ppt
    Размер файла: 126976 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология