Автор конспекта:
Автор(ы): — Митрофанова Елена Николаевна, enmitrofanova@mail.ru

Место работы, должность: — МОУ «Основная общеобразовательная школа п.Рауталахти», Учитель истории

Регион: — Республика Карелия

Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Материалы к уроку «Моя Карелия»» 6 класс

Класс
6 класс
Предмет
Моя Карелия
Название учебного пособия
Электронный учебник «Моя Карелия»
Тема
Культура Древней Карелии

Тема урока: «Культура Древней Карелии»
Цели: Ознакомить учащихся с развитием культуры Древней Карелии.
Дать представление о древних верованиях карелов, принятии христианства в Карелии, о роли православных монастырей.
Задачи:
· воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства ответственности за сохранение памятников культуры;
· освоение знаний об исторических и культурных достопримечательностях края;
· формирование ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в активное познание Карелии;
· развитие умений выделять особенности исторических, культурных объектов родного края.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Петроглифы, знаменитые наскальные рисунки, дают нам представление о жизни древних обитателей Карелии. Искусство выбивания рисунков на камне является проявлением древнейшей культуры жителей Карелии.
Но время шло. Менялись люди. Изменялась ли культура, появились ли новые верования у наших предков? Как вы думаете? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке нам предстоит узнать об этих изменениях в культуре.
Запишите в тетрадь тему урока «Культура Древней Карелии».
Из курса истории мы знаем, что культуру можно условно разделить на материальную и духовную. Что мы относим к материальной культуре? (жилище, одежда, орудия труда) Что мы относим к духовной культуре? (искусство, просвещение, верования)
Во что же верили наши предки?
Язычество карелов и вепсов
Древние карелы и финны поклонялись многим языческим божествам. Народная поэзия карелов и финнов«населена» бесчисленным множеством духов и божеств. Давайте вспомним главные занятия карелов (охота, рыболовство, собирательство). Чтобы охота была удачной, наверное, карелы особенно почитали покровителя охотников. Чтобы выловить много рыбы, кого следует попросить об этом? (покровителя рыболовов). А чтобы собрать хороший урожай ягод, грибов, кого надо задобрить? (божество, отвечавшее за будущий урожай). Как же именовали этих богов? К кому обращались карелы с просьбами?
Ответы на эти вопросы нам даст известный карело-финский эпос «Калевала». Давайте вспомним, кто собрал и обработал эти замечательные руны «Калевалы»? (Финский фольклорист,учёный и поэтЭлиас Лённрот). Мы с вами знакомились с «Калевалой» в прозаическом пересказе А.Любарской. Сегодня мы обратимся к переводу Л. Бельского. Какими словами начинается эпос?
(Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу,-
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы.)
Нам тоже пришло одно желанье, узнать, как называли карелы своих богов? Обратимся к руне второй, стих 317 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Укко) Итак, высшим (верховным) божеством является …(Укко). Где он живёт? (на небе) Он посылает оттуда гром и молнию, дождь и снег. Какого древнегреческого бога он вам напоминает? (Зевса) Укко отвечал за будущий урожай. По мере развития земледелия у карелов в его честь после окончания посевных работ устраивали веселый праздник. (слайд)
Запишите в тетрадь: «Укко — высшее божество, отвечающее за урожай»
Теперь обратимся к руне пятой, стих 23 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Ахто) Где живёт бог Ахто? (в воде, в море) Почему его почитали? (море кормит людей) (слайд)
Запишите в тетрадь: «Ахто – бог моря».
Теперь обратимся к руне 14, стих 23. Как вы думаете, кто такой Тапио? (ответы учащихся) Тапио — «хозяин леса», поэтому его особенно почитали охотники. Почему? (слайд)
Запишите в тетрадь: «Тапио – «хозяин леса»
Итак, карелы верили в разных богов. Вера в разных богов называется…(язычеством)
— Карелы язычники верили в загробную жизнь. Как и другие народы представляли, что человек, умирая, переходит в иной, потусторонний мир и меняет только жилище. В могилы умерших помещали различные предметы. Женщин хоронили с украшениями, мужчин ‑ с оружием и орудиями труда. Богатых людей хоронили по-особому, в “домах мертвых”, гробницах-срубах, напоминающими своим внешним видом жилые постройки с двускатной крышей и окошечком (в головах), чтобы покойный мог следить за делами живых. К коньку крыши прикрепляли резной деревянный столбик, который, в свою очередь, также имитировал двускатную кровлю.(слайд)
У карелов, как и у многих северных народов, имел распространение в погребальном обряде древний культ ладьи. По древним верованиям карелов, каждый умерший, прежде чем попасть в потусторонний мир Туонелы (Маналы), должен был переплыть «реку мертвых», которая отделяла загробное царство от остального мира. Поэтому иногда около могил можно было увидеть лодку.
Старые карельские кладбища – памятники языческих времен.
— Кроме того, карелы поклонялись священным рощам и деревьям, рекам и озерам, болотам и источникам, горам и холмам, камням и пням, звездам, луне и солнцу. Особенно был развит культ жертвенных камней и священных рощ, которые находились на окраинах кладбищ и полей.
— Сооруженные священные камни называются сейдами. Под сейдом подразумевают идола. Каменный идол мог быть естественной скалой, напоминающей человека или животное, или же искусственным сооружением из нескольких камней, как правило, большого валуна с подставленными под него или положенными сверху небольшими камнями (сейды на «ножках» или с «головками») (слайд) Этот валун, стоящий на трех камешках, расположен на вершине горы. По местным поверьям этот камень обронил черт, когда нес его, и «около него всегда чудится».
— Самым известным жертвенным камнем является Конь-камень на острове Коневец у западного берега Ладожского озера. Конь-камень — огромный валун серого гранита высотой чуть более 4 метров. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его — более 750 тонн. Валун представляет собой древний памятник народного суеверия. Много лет назад камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом.
Принятие христианства карелами
Важнейшим событием для развития культуры Карелии стало принятие народами Карелии христианства, православной веры. Давайте вспомним, когда произошло крещение Руси и при каком правителе? (в 988 году при князе Владимире Красном Солнышке) Теперь выясним, когда же произошло крещение карелов и при каком правителе? Что об этом нам сообщают летописи? Давайте обратимся к Хрестоматии по истории Карелии ч1, стр.11, документ №8
Учащиеся зачитывают документ:
Летописное сообщение о крещении карелов
1227 г.
Того же лета. (Новгородский) князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество карелов, мало не все люди.
— В данном сообщении летописец отмечает, что, за малым исключением, были крещены все карелы. Новгород рассматривал православие как средство укрепления своего влияния среди карелов в борьбе со Швецией, которая стремилась обратить их в католическую веру.

Итак, согласно летописи крещение карелов произошло в 1227 году при князе Ярославе Всеволодовиче, но это крещение носило во многом формальный характер. Сначала христианство восприняла карельская племенная верхушка (знать) и те карелы, которые были больше связаны с Новгородом (купцы, воины, сборщики дани). Основная масса карел продолжала поклоняться языческим божествам. Постепенно среди карел стало распространяться двоеверие, одновременное исполнениехристианских и языческих обрядов.
Запишите в тетрадь: «1227 год -крещение карелов»
Первые православные монастыри Карелии
Большую роль в Карелии в распространении христианства и христианской культуры сыграли православные монастыри. Они объединяли и сплачивали прихожан.
В 14-15 веках появились монастыри: Валаамский и Коневский на Ладоге, Муромский и Палеостровский на Онеге, на границах края – Соловецкий и Александро-Свирский.
Существует легенда о том, как возникли монастыри:
«Три монастыря»
Было три брата. Поразмыслив, один сказал:
— Я буду (жить) на этом острове.
И остался там.
Второй пришел на берег Ладоги. Но поскольку не было лодки, он на скале проплыл пятьдесят верст на остров Валаам. Он был святой человек, раз камень его удержал.
А третий брат обосновался в Троице (монастырь Александра Свирского), где и теперь еще монастырь.
Тот первый брат остался на Соловках. Там и построил избушку, затем побольше.
— Одним из первых монастырей Карелии был Валаамский монастырь.
Сообщение учащегося:
Валаамский монастырь был основан в 1329 году на острове в северной части Ладожского озера. Согласно монастырским легендам основателями Валаамского монастыря стали монахи Сергий и Герман. Уже в конце XV века Валаамский монастырь стал богатым землевладельцем, ему принадлежало 150 крестьянских дворов в Северном Приладожье. В конце XVI века на Валааме было около 200 монахов. Валаамский монастырь был крупным культурным центром. Там существовала большая библиотека и мастерская по переписке книг (скрипторий). Но к началу XVII века Валаамский монастырь был разорен шведами, затем при Петре Первом монастырь был восстановлен.
— В юго-западной части Ладожского озера на острове Коневец расположился Коневский монастырь.
Сообщение учащегося:
В конце XIV века на остров Коневец пришел Преподобный Арсений, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). На острове был возведен Собор Рождества Богородицы.
— На юго-восточном берегу Онежского озера возник Муромский монастырь.
Сообщение учащегося:
Муромский монастырь был первым православным монастырём на Онежском озере. Его основателем стал греческий монах Лазарь. В XVI веке в Муромском монастыре была построена небольшая церковь. Она получила название: Лазаревская церковь или церковь Лазаря Муромского. В 1961 году ее перенесли в музей-заповедник “Кижи». Церковь Лазаря Муромского ‑ древнейший сохранившийся памятник деревянной архитектуры в России.
— На севере Заонежского полуострова на острове Палье, недалеко от села Толвуя был основан Палеостровский монастырь. Он был основан в конце XII века преподобным Корнилием. Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1391 году. В настоящее время монастырь представляет собой руины.
— На острове Белого моря возник Соловецкий монастырь.
Существует ещё одна легенда:
«Основание Соловецкого монастыря»
Было два брата. Старшего звали Изосим, младшего Савватий.
Они на камне пересекли Белое море.
Младший брат размышлял:
— Почему мы не тонем?
И сразу камень начал немного погружаться.
Старший брат сказал:
— Что ты зря переживаешь, пересечем мы море.
На острове они собирались построить монастырь. Три недели они думали:
— Как назовем это место?
Когда они наконец сказали, что назовут Соловецким, камень сразу пристал к берегу.
Затем они начали строить церковь, и строителей пришло много. То, что днем построят, ночью опускалось под землю. Камень, на котором они плыли, надо было водрузить над дверью. Они думали:
— Как мы поднимем этот камень наверх?
Утром пошли смотреть, а камень уже сам по себе поднялся над дверьми.

Сообщение учащегося:
Соловецкий монастырь был основан в 1429 году.
Сначала на остров прибыли монахи Савватий и Герман. Жизнь на острове была очень тяжелой, особенно зимой. Через несколько лет Савватий заболел, Герман перевез его в Сороку (Беломорск), где Савватий умер. Герман вернулся на Соловки с другим монахом ‑ Зосимой. Именно Зосима создал монастырь и стал его первым настоятелем. Соловецкий монастырь стал большим и известным монастырем не только на Севере, но и во всей России.
— На границе нашего края возник Александро-Свирский монастырь.
Сообщение учащегося:
Южнее города Олонца был основан Александро-Свирский монастырь.
Его основатель, монах Александр, живший во второй половине 15 – начале 16 веков, родился в крестьянской семье в деревне Мандера. Можно предположить, что он был вепсом. Всего двум людям, жившим на земле, являлась Пресвятая Троица в виде Трех Ангелов, в том числе и Александру. Сам Господь указал место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря.
— Православие принесло книжность и литературу, новые формы деревянного зодчества и иконопись.
В целом, православные монастыри оказали большое положительное влияние на развитие культуры Севера.
Грамотность и книжность
У карелов не было своей письменности, но они писали карельские слова, используя буквы русского алфавита ‑ кириллицу. Об этом свидетельствует берестяная грамота середины XIII века, найденная во время раскопок в Новгороде. В ней кириллицей, но по-карельски записано, как считается, заклинание от молнии, обращенное к богу Укко, но обращение к нему было таким, как обычно обращались к богу христиане. Всего же в Новгороде найдено более 10 берестяных грамот, связанных с Карелией.
— Уже в XVI веке началось создание церковно-приходских школ. Они открывались при церквях и монастырях, а учителями были священники и монахи. Постепенно стала расти численность грамотных людей. На севере России местное население активно занималось промыслами, совершало торговые и деловые поездки. Многие северянам грамота была просто необходима.
4. Закрепление изученного материала.
Итак, сегодня на урокемы хотели узнать, какие изменения произошли в древней культуре Карелии. О каких изменениях вы узнали? (Ответы учащихся)
— Давайте, ещё раз вспомним, какие божества особенно почитали древние карелы и попробуем соотнести божество с его деятельностью.(слайд)
— Теперь попробуем выполнить тест (слайд). Взаимопроверка. Правильные ответы озвучиваются.
5. Домашнее задание:
Представьте, что ваш друг из Москвы написал вам письмо. Он наслышан о красивейших местах Карелии, и желает отправиться по святым местам. Все православные монастыри он посетить не может, только один. Друг просит вас посоветовать, в какой монастырь ему отправиться.
Вы должны сообщить другу, где находится этот монастырь и почему ваш выбор выпал именно на этот монастырь? Чтобы собрать дополнительную информацию об интересующем вас монастыре, воспользуйтесь Интернетом или литературой, которую вы можете взять в библиотеке.
6. Итог урока. Оценки за урок.

Файлы: Тест по культуре Древней Карелии 6 класс.doc
Размер файла: 32256 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология