Автор конспекта:
Автор(ы): — Филиппова Светлана Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №9 г. Бугульма

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Цели:Познакомить детей с понятием «природное сообщество». Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире.

Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: ярусами, микроорганизмами, грибами, цепью питания; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир"

Используемая методическая литература: —

Использованная литература:

1. Журнал «Начальная школа»

2. Серия “Я познаю мир” — Растения.

3. Серия “Я иду на урок” — Природоведение

4. “Дифференцированный подход в обучении природоведению”. О. М. Смирнова.

5. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

6. Г. Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» 2-4 классы

Используемое оборудование: —

Оборудование:учебник, индивидуальные карточки, магнитофон, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, словарь Ожегова, компьютерная программа с презентацией, карта природных зон, иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов

Выставка журналов (имеющихся в школьной библиотеке , с пояснением к ним)

Используемые ЦОР: —

презентация "Лес — природное сообщество"

Краткое описание: — Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Каждая тема интересна по- своему. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможно используем небольшую театральную постановку. В классе есть несколько кукол для работы кукольного театра. Эти куклы часто бывают нашими гостями, а порой они учат ребят. Всё это происходит в непринуждённой форме, обыгрывается детьми с удовольствием. На урок возможно приглашение учителя из старших классов или библиотекаря школы. Пусть его выступление займёт немного времени, но это будет уже не диалог своего привычного учителя с учениками. Для ребёнка то, что к ним пришёл преподаватель из старших классов, многое значит. По- иному воспринимается материал. Так при работе над темой «Почва» к нам в гости приходила учитель химии. Она показала ребятам опыты с почвой. Конечно, всё это могла сделать и я сама, но… Как загорелись глаза ребят, когда они услышали, что опыты им будет показывать настоящий учитель химии! Я считаю, что совместная работа у учителя начальных классов должна быть не только с воспитателями детского сада и теми предметниками, которые ведут уроки у детей в начальной школе. Должны быть привлечены , по- возможности, и учителя – предметники старших классов. На этот урок мы приглашали школьного библиотекаря. Она — наш частый гость. Ребята с удовольствием с ней работают. В библиотеке немало детских журналов. Все они доступны детям в читальном зале. Дети приходят сюда, чтобы подготовить сообщение. В 3-4 классах на уроках литературного чтения и окружающего мира часто даю задания по работе с дополнительной литературой.

Тема:Лес – природное сообщество

Цели:Познакомить детей с понятием «природное сообщество». Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире.

Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: ярусами, микроорганизмами, грибами, цепью питания; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Оборудование:учебник, индивидуальные карточки, магнитофон, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, словарь Ожегова, компьютерная программа с презентацией, карта природных зон, иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов

Выставка журналов (имеющихся в школьной библиотеке , с пояснением к ним)

Ход и содержание.

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

И получать оценку «пять»!

2. Сообщение детей о погоде на сегодняшний день(под музыку, по карте Татарстана)

3. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы с вами говорили о почве. Что же такое почва?

-Мы говорили о том, что в природе происходит круговорот веществ. Сейчас вы должны будете ответить на вопросы теста (Тест в приложении)

— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли и т.д. Происходит круговорот веществ в природе.

Почва — основное наше богатство. Она даёт нам все продукты питания, одежду, лекарство, стройматериалы. Без почвы погибнет жизнь.

Мы с вами проводили опыты, которые помогли нам узнать состав почвы. Давайте же вспомним: из чего состоит почва?

Обобщение ответов учащихся :

« Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета. Почва состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка. Но это не самое главное свойство почвы. Главное её свойство – плодородие.»

4. Объяснение нового материала.

1. (Звуки леса)

Дом со всех сторон открыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? ( о лесе)

-Да, сегодня мы будем говорить о лесе. А что такое лес?

(ответы детей:

Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника. И т.д. )

— Лес- сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов.

-Какие непонятные слова встретились вам в этом определении?

— Слово «сообщество»

— В словаре Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.

Значит, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.

— Давайте вспомним обитателей леса.

А) Какие растения вы видите?

Б) Каких животных вы знаете?

В) Кто ещё обитает в лесу?

-О чудесах и загадках леса, о его жизни мы и будем говорить сегодня на уроке.

11. Показ учащимся на карте лесной зоны.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.

— Каким цветом окрашена на карте лесная полоса?

— Узнайте по условному знаку, какой это лес?

— Как расположены растения в лесу?

Если приглядеться внимательно к растениям в лесу, то мы увидим, что растут они ярусами- этажами.

(Сообщение ученика)

Лес состоит из трех ярусов. Верхний ярус образуется кронами деревьев. Листья высоких деревьев потребляют много солнечной энергии.

Более низкие деревья получают меньше солнечных лучей. Эти деревья и кустарники составляют средний ярус леса. Они растут в тех местах, где высокие деревья не закрывают их от солнца.

Травянистые растения, цветковые растения, мхи и папоротники составляют нижний ярус леса. В этой части леса растениям надо приспосабливаться, чтобы получить достаточное количество солнечной энергии для своего развития.

Самостоятельное задание с последующей проверкой «Распредели по этажам растения»

Сосна

Орешник

Малина деревья

Шиповник

Медуница

Калина

Осина кустарники

Рябина

Дуб

Мать-и-мачеха

Клён травы

Земляника

Костяника

Берёза

-А сейчас послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева «Один художник решил нарисовать лес»

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

-Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— Как вы думаете, ребята, почему засох лес? Кого еще должен был нарисовать художник?

-Животных. С животными лес наполняется жизнью.

Физминутка. (под музыку «Голоса птиц)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки — плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

— Оказывается, без животных лес жить не сможет. А каких животных леса вы знаете? Назовите известных вам животных, живущих в лесу – от больших и до самых маленьких.

(Дети называют животных)

-Все эти животные очень разные. А теперь попробуйте распределить этих животных на группы. (медведь, жук, волк, паук, белка, олень, лиса, синица, ворона, воробей, коршун, лось, заяц, барсук, дятел, муха, комар, муравей, божья коровка)

— Как называется каждая из этих групп? (Звери, насекомые, птицы)

— Если присмотреться к пище этих животных, их также можно поделить на группы. А какие это группы нам поможет вспомнить сценка

Сценка «Заяц, Лиса и Мышь» ( выступление детей. Кукольный театр)

Заяц: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денёк. Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.

Мышь: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста не ешь меня! Я вовсе не отела забираться в твои владения. Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас.

Заяц:Так-так. Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Мышь: О, да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не вкусные, как травка.

Заяц:Ну об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.

Мышь:Не смог бы? Почему?

Заяц:Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Мышь: Тогда для чего они приспособлены?

Заяц: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья, кору деревьев, т.е. растения.

Мышь:Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.

Заяц:Пожалуйста, сколько хочешь. Пока! (Мышь убегает). Может быть, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта Лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.

Лиса:Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя водин миг съесть?

Мышь: Ты не можешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

Лиса:Его зубы предназначены для пережевывания растений. А мои – для того, чтобы есть животных, таких как зайцы, мыши.

Мышь:Ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай!

Лиса:Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных.

Заяц:О, как я рад, что нашел тебя.

Мышь: Да-да. Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов Лисы?

Заяц: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит.

Мышь:Теперь я все поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму сможет оно меня съесть или нет.

Заяц:Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.

Мышь: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать тебя.

Заяц:Бежим, а то Лиса вернется.

— Ребята, на какие группы можно разделить животных первого столбика? Как они зависят друг от друга? ( В каждой группе есть хищники и поедаемые ими животные).

— А теперь давайте составим цепь питания, которая складывается в лесу. (учебник стр. 124)

Найдите ошибку в цепи питания.

Мышь —— дуб —— лиса

Осина —— лиса —— заяц

— Сейчас я проверю, внимательны ли вы.

Загадки-обманки.

1. Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу

Знаем, нас не проведешь –

Этот зверь, конечно, .. (медведь)

2. Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много

Этот маленький зверек

Называется …(ёж)

3. У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги

Он привык к зиме белеть

Догадались? Он … (зайка)

4. Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко

Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»,

Этот зверь, конечно, …(лиса)

5. Над цветами я летаю,

Мёд янтарный собираю

Всем обидчикам – гроза,

Кто я, дети?…. (пчела)

6. Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе,

Мне на месте не сидится,

Потому что я … (белка)

— А сейчас послушайте еще одну загадку.

Шапка набекрень,

Спряталась за пень

Кто проходит близко,

Кланяется низко (Гриб)

-А что такое грибы?

(Сообщение заранее подготовленного ученика о грибах)

Работа с учебником с. 123

(работа с текстом)

-Давайте, ребята, дослушаем рассказ о художнике.

-А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал удожник насекомых, но они облепили все деревья.

-Нужны птицы, а ещё – кусты, ягоды и грибы, — не унимался лесовичок.

Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.

-Нарисуй жабу и ящерицу!

-Нет, — сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё – то фырканье.

-Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

— Что же такое лес?

Вывод с. 127

111. Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Большая часть лесов на Земле уже уничтожена. У нас в России лесов ещё много, но они быстро уничтожаются.

Заповедники лечат, охраняют и берегут лесничие. Они следят за правильностью вырубки, за соблюдением сроков и правил охоты, ведут заготовку кормов для диких животных на трудное время года для подкормки.

В заповедниках – лесах такую работу ведут егеря.

В природе всё взаимосвязано и если исчезнет одно из звеньев – это приводит к гибели других.

Выступление школьного библиотекаря (2-3 минуты рассказ о журналах)

(На доске — выставка журналов о природе рядом – небольшая аннотация)

— Посмотрите журналы во время перемены. Эти журналы есть в нашей библиотеке, можно взять, почитать.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней

Так будем же , люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

lV.Домашнее задание

С. 126 (вопросы)

Задание по выбору:

1) изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)

2) найти пословицы, поговорки, загадки о птицах, животных. Оформите их в альбом.

3) нарисовать плакаты в защиту леса и лесного сообщества.

4) подготовить сообщение о любом насекомом, животном или птице лесного сообщества

Использованная литература:

1. Журнал «Начальная школа»

2. Серия “Я познаю мир” — Растения.

3. Серия “Я иду на урок” — Природоведение

4. “Дифференцированный подход в обучении природоведению”. О. М. Смирнова.

5. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

6. Г. Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» 2-4 классы

Приложение.

Тест по природоведению:

1. Почва является домом для некоторых животных:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подумай и напиши, какая катастрофа случилась бы в природе, если бы:

a) Исчез углекислый газ в воздухе – не смогли бы расти___________________

b) Исчезли растения – не смогли бы жить________________________________

c) Исчезли микробы – никто не разрушал бы____________________________

3. Что придаёт почве плодородие и тёмный цвет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аннотации к журналам

«Детская энциклопедия»

Журнал «Детская энциклопедия» расширяет кругозор и рассказывает о том, что должен знать каждый образованный современный человек и делает это интересно и занимательно.

Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают нас?

В этой книжке вы найдёте ответы на многие свои вопросы.

«Свирель»

Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Ежемесячный журнал, издаётся с 1994 года. В этом журнале вы найдёте много интересных рассказов о животных Земли, стихи потов о родной природе Журнал оформлен красочными иллюстрациями и фотографиями.

«Юный натуралист»

Научно-популярный иллюстрированный детский и юношеский журнал. Основан в 1928 году. Имеет много разнообразных рубрик: «Поляна игр», «Клуб почемучек», «Записки натуралиста» и т.д. Журнал публикует рассказы, стихи и известных писателей и начинающих. Журнал интересен своими необычными конкурсами.

«Муравейник»

Детский экологический журнал для семейного чтения. Издается с 1994 года. Это журнал о природе. У него уже появились свои традиции, интересные разделы. «Зелёный шум», «Кругосвет», «Муравейка», «Корни и крона», «Бурелом» — вот некоторые из разделов журнала.

В нашей библиотеке множество журналов для детей. И каждый из них интересен по-своему.

Файлы: les.rar
Размер файла: 10365525 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология