Автор конспекта:
Автор(ы): — Снурникова Елена Александровна

Место работы, должность: — МОУ лицей «Экос», учитель

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группах, рассуждать и обобщать.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

— учебник «Мы и окружающий мир» для 3 класса (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков),

— дополнительная литература, энциклопедии, сайты интернета, используемые детьми.

Используемое оборудование: —

— компьютер, экран, проектор

— мультимедийная презентация,

Краткое описание: — Главная цель курса – научить детей задавать вопросы об окружающем мире и найти на них ответы; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты: образовательный: сформировать представление учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить учащихся с разнообразием живых организмов леса, с экологическими проблемами озер, со значением леса в жизни человека развивающий: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание, коммуникативные навыки учащихся. воспитательный: воспитывать любознательность у учащихся, любовь к природе своей страны, края; бережное отношение к охране своего здоровья, взаимопонимание, развивать чувство ответственности за выполненное задание

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Вступление – приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.

— Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

— А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества. Позвольте мне представить — председатель заседания Орешкин Вадим, консультанты 1-й группы Выродова Наталья, 2-й группы Яриненко Ксения, 3-й группы Хасамединова Лилия.

— Тему нашего заседания представит председатель.

— На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лесу.

Дети:

— Что такое природное сообщество?

— Что растёт и кто живёт в лесу?

— Может ли человек навредить лесу?

— Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы.

3. Знакомство с новым материалом.

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?Учащиеся:- Сообща что–то, вместе…

— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО — Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

(толковый словарь Ожегова)

— Мы не напрасно говорим: сообщество, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для ее сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказывается, что люди ничего нового не изобрели. Объекты природных сообществ миллионы лет обмениваются информацией.

4. Актуализация знаний учащихся.

— А что вы знаете о лесе? (Бывает хвойный, широколиственный, смешанный)

— Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

— А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Сообщения группы «Исследователи растений»

1-й ученик: Лес называют царством деревьев. Но невозможно представить себе лес без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов.

Им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества.

Все растения приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как им это удается?”

2-й ученик: Да, в лесу высокие деревья образуют верхний ярус. Ниже – ярус низкорослых деревьев, еще ниже – ярусы кустарников и трав. И самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

3-й ученик: В лиственном лесу в первом ярусе находятся кроны самых светолюбивых деревьев.

Это липа, береза, клен, осина, сосна, лиственница, ель. (Слайд – первый ярус)

Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких деревьев. Они приспособились жить в тени. (Слайд – второй ярус)

4-й ученик: Третий ярус – это кустарники: малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы.

Лесные травы более теневыносливы. (Слайд – третий ярус)

5-й ученик: В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, — мхи и лишайники.

Мхи впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав. (Слайд – четвертый ярус)

6-й ученик: И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, расцветают первоцветы.

7-й ученик: Даже корни растений расположены в почве ярусами.

Глубже всех корни самых высоких деревьев. Немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.

Вывод: Многоярусность растений леса помогает всем растениям жить не мешая друг другу. Карточка № 1

— А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

— А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

Сообщения группы «Исследователи животных»

1-й ученик: Животные в лесу проживают на разных “этажах”. Место “квартиры” каждого животного зависит от того чем они питаются и где находят себе укрытие.

2-й ученик: Верхние “этажи” лесного дома занимают те насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка. Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы. Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников.

3-й ученик: С верхних ярусов леса высматривают добычу Ястреб, сокол, сова, филин, коршун. В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, снегири, синицы. Соседствуют с ними и некоторые звери – белки, бурундуки. В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов.

4-й ученик: Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрываться от хищников: Кому от лисы, а кому от волка.

5-й ученик: В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища – насекомые и дождевые черви.Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников.

6-й ученик: В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. Ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви.

— Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным?(В лесу животные находят пищу.) Карточка №2

— Прочтите названия животных леса. Крот, ящерица, жук-олень, дятел, уж, ястреб, филин, желудевый долгоносик, еж и разделите их на группы и заполните таблицу.

5. Физминутка.

Председатель: Переходим ко второму вопросу: Растения и животные леса связаны между собой.

Формирование критического мышления.

— Каждой группе дается следующее задание:

Из карточек надо составить цепи питания, которые складываются в лесу.

1 группа: насекомое, дятел, лиса, растения.

2 группа: лось, растения, волк.

3 группа: растения, лиса, заяц.

Учитель: Какую пользу приносит человеку лес?

— Какое значение для человека имеют леса?

1-й ученик: Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами.

Лес – это прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют “легкими” планеты. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.

2-й ученик: Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ: он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга; лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей; лес хранит в себе большие природные запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера.

Все в природе родного края неразрывно связано. И лес – это одна из его важнейших экологических систем.

Учитель: Почему лес называют зеленым другом человека?

3-й ученик: Весной и летом леса привлекают людей цветущими растениями, осенью – своими дарами: грибами, ягодами, орехами. Зимний лес зовет на лыжную прогулку. Тихо красиво в зимнем лесу в солнечный день – темнеют зеленые ели, покрытые белым сверкающим снегом.

4-й ученик: В лесах люди заготавливают орехи, грибы, собирают лекарственные растения: жень-шень, валериану. Лес еще и защитник почвы. Ветер, потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес. В тайге еще развит промысел пушных зверей.

5-й ученик: Людям требуется много древесины, они вырубают деревья на огромных пространствах. Без лесов мелеют реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.

6-й ученик: Чтобы этого не случилось, лес надо постоянно обновлять. Этим занимаются лесоводы – из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Заботятся люди о друзьях леса: они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей; весной развешивают искусственные гнезда для птиц.

Учитель: Какую помощь в сохранении лесных богатств можете предложить вы?

Ответы детей: Во время прогулок в лесу нельзя ломать кустарники, зря рвать цветы;

— Собирая грибы, старайся не повредить грибницы;

— Гуляя по лесу, не шуми, чтобы не спугнуть животных и птиц;

— Не оставляй в лесу мусор – битые стекла, консервные банки, бумагу.

— Осколок стекла может стать причиной пожара в лесу. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья.

— Не разводи в лесу огонь. ЛЕСНОЙ ПОЖАР – страшное бедствие. В нем гибнет все живое.

6. Подведение итогов.Проверочный тест.

— Вы очень хорошо работали! Какие же оценки получили участники секций? (У каждого участника группы лист самооценки работы на уроке, лист оценки работы группы. Заполняются учениками.)

7. Домашнее задание.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология