Автор конспекта:
Автор(ы): — Жданова Любовь Витальевна

Место работы, должность: — МОУ «Ронгинская СОШ» Учитель биологии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — ввести понятие «природное сообщество», рассмотреть структуру его организации, выявить возможные взаимосвязи между организмами, рассмотреть возможные пути его сохранения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сонин. Живой организм. 6 класс.

Используемое оборудование: —

компьютерная презентация, компьютер, проектор, набор карточек «Природные сообщества», фонограмма «Шум леса», ЦОР «фотосинтез», ресурсы Интернет, видеофрагмент «Лес», «ярусность», интерактивная доска.

Используемые ЦОР: —

1 С образование. Биология 6 класс. Детская энциклопедия

Краткое описание: — Урок посвящен изучению структуры природных сообществ на примере лесного биогеоценоза

Урок биологии в 6 классе

Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Ронгинская СОШ» Советского района РМЭ Любовь Витальевна Жданова

Тема: Лес — природное сообщество

Цель: ввести понятие «природное сообщество», рассмотреть структуру его

организации, выявить возможные взаимосвязи между организмами,

рассмотреть возможные пути его сохранения.

Задачи:

Образовательная:

Дать понятие «природного сообщества» на примере лесного биогеоценоза; рассмотреть приспособленность организмов к совместному обитанию.

Развивающая:

Развивать логическое мышление, умение составлять опорные конспекты.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к лесу как к главному достоянию нашей планеты.

Метод: частично-поисковый, эвристическая беседа, метод создания опорных схем, создание образа.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, набор карточек «Природные сообщества», фонограмма «Шум леса», ЦОР «фотосинтез», ресурсы Интернет, видеофрагмент «Лес», «ярусность», интерактивная доска.

Ход занятия

I. Начало урока

II. Актуализация знаний.

Звучит фонограмма «Шум леса»- звуковой индуктор

1.Ребята, какие ассоциации у вас возникают во время прослушивания музыки?

2. Какие картины всплывают в вашем воображении?

3. Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о лесе)

Итак, давайте, определим тему нашего занятия (Видеофрагмент «ЛЕС») – визуальный индуктор

По ходу урока мы с вами будем составлять опорный конспект, который будет состоять из ключевых слов.

Лес -1 ключевое слово

III. Новая тема.

Беседа с обучающимися

Ребята, как вы думаете, что такое лес? (место, где можно встретить большое количество растений и животных)

-Какое место занимает лес в жизни народа мари?

-А почему лес называют природным сообществом? (живые организмы обитают сообща, вместе)

1. Представители какого царства определяют тип леса? (Царства Растений)

Растения – 2 ключевое слово (фильм из картинок о лесных растениях)

2. Если рассмотреть представителей лесных растений, одинаков ли их внешний вид? – работа с понятием «Жизненная форма».

Игра «Найди свое место» На слайде определены жизненные формы растений и представители различных жизненных форм. Обучающиеся должны соотнести растения и жизненную форму. Работа на интерактивной доске.

3. Проблемная ситуация – деконструкция знаний

В лесу обитает большое количество видов растений, все они нуждаются в

сходных условиях — как они приспособились к совместному обитанию?

Можно ли назвать лес многоэтажным государством? – видеофрагмент

«ярусность».

II. Введение понятия ярусность, ее причины.

Ярусность – 3 ключевое слово.

Ярусность – пример приспособленности организмов к совместной жизни. Различные по форме растения распределяются в пространстве в соответствии с потребностями во влаге, в тепле, в свете и т.д.

Ярусное расположение у растений позволяет полнее использовать условия среды, особенно свет и тепло.

Игра: Многоэтажка». На слайде ребятам предлагается схема ярусности и представители растений разных ярусов. Они должны поместить растения на свой ярус. Работа на интерактивной доске.

Проблемный вопрос

Как вы думаете, ребята, почему растения считают основной базой существования жизни на Земле? (создают органические вещества для других организмов, являются источником кислорода — работа с понятием фотосинтез)- введение ключевого слова — Продуценты

Использование ЦОР: показ динамической модели фотосинтеза.

III. Физкульминутка:

Ребята, давайте встанем и представим, что мы идем по лесу. Над головой шумят деревья. Остановитесь около одного из них и рассмотрите его. Это береза. Рассмотрите ее листочки почки. Выберите одну из них и представьте, что вы уменьшаетесь и превращаетесь в нее. Скрестите руки на груди. Вам темно и тесно, вы в почке. Вы пытаетесь раздвинуть почечные чешуи, и в вашу темницу проникает солнечный луч. Вы распрямляетесь и тянетесь к солнцу. Выпрямите спину и потянитесь. Ваши ноги находятся на клейкой веточке, которая прочно удерживает вас. Вы можете поворачиваться на ней, подставляя себя солнцу. Встряхните руками и садитесь.

IV. Связи в лесном сообществе - реконструкция знаний

1. Представителей каких царств, мы можем встретить на ярусах многоэтажного лесного государства? (Царства Грибов, Бактерий, Простейших) - демонстрация фильмов из картинок

А с представителями какого царства мы встречаемся чаще всего? (Царства Животных) Животные Республики Марий Эл- фрагменты из видеофильмов.

Царство Животных — 4 ключевое слово.

Что делают животные в лесу? (живут, питаются, размножаются…) Чем питаются животные?

2. Деление животных на растительноядных и хищников, введение понятий КОНСУМЕНТ I порядка, КОНСУМЕНТ II порядка.

Я думаю, вы согласитесь с тем, что мир бактерий и простейших тоже многообразно представлен в лесном сообществе. Они, как правило, населяют лесную подстилку- это для них и дом и стол. Питаются отмершими остатками – введение понятия Редуценты-разрушители органического вещества- ключевое слово.

3.Есть ли взаимосвязь между организмами, населяющими лес? Какая?

Введение понятия ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ: продуценты — консументы 1 порядка — консументы 2 порядка — редуценты

Пищевая цепь -5 ключевое слово.

Игра: «Пищевая цепь». На слайде расположены представители различных царств. Ребята должны составить пищевые цепи. Работа на интерактивной доске.

Вывод 1: Все организмы в лесном государстве взаимосвязаны друг с другом, живут сообща.

Введение понятия БИОЦЕНОЗ.

Биоценоз – 6 ключевое слово.

4. Зависит ли жизнь лесных обитателей от факторов неживой природы?

Введение понятия БИОТОП

БИОТОП – 7 ключевое слово.

Вывод 2: Лес – это совокупность растений, животных, микроорганизмов (бактерий, грибов, простейших) и условий окружающей среды на определенной территории - введение понятия БИОГЕОЦЕНОЗ или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.

Лес Бактерии, Грибы, Простейшие

Редуценты

Растения Животные

Ярусность Консументы Консументы

I порядка II порядка


Пищевая цепь

биоценоз

биотоп + факторы неживой природы

БИОГЕОЦЕНОЗ или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

V.Значение леса в нашей жизни.

Проблемный вопрос:

ü На семью из 3 человек в сутки потребуется 60 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на семью из 6 человек?

Вывод: Лес имеет очень большое значение нужно беречь и охранять.

Как это можно сделать?

VI. Рефлексия. 1.Заполнение схемы. Ребятам предлагается заполнить пустые части схемы компонентами биогеоценоза

БИОГЕОЦЕНОЗ или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО


биоценоз

БИОГЕОЦЕНОЗ

биотоп


Домашнее задание.

1.Составить презентацию о многообразии видов лесных растений и животных.

2. Составить кроссворд, загадки, ребусы на многообразие лесных организмов.

3. Составить синквейн о значении леса на планете.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология