Автор конспекта:
Автор(ы): — Зорькина Нина Васильевна

Место работы, должность: — гимназия №5,Сочи

Регион: — Краснодарский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — план мероприятия

Краткое описание ресурса: — Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет» для 7-х – 8-х классов Цель: • привитие интереса учащихся к художественной литературе; • раскрытие творческих способностей учащихся; • развитие чувства юмора.

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет»
для 7-х – 8-х классов
Цель:
· привитиеинтереса учащихся к художественной литературе;
· раскрытиетворческих способностей учащихся;
· развитие чувстваюмора.
1.Ученик читаетстихотворение Валерия Румянцева « Есть в ранней осени чудесные мгновенья…»
Есть в ранней осени чудесные мгновенья,
Когда деревья золотом цветут.
И в тишине лесной стихотворенья
Шеренгами торжественноплывут.
Плывут, как стаи рыб в прозрачных реках,
У них прекрасна каждая строка.
И на душе легко у человека,
И всякая забота далека.
В прозрачном воздухе луч солнца гладит кожу,
Земля укрыта красочным ковром.
С улыбкою уходит год, что прожит,
Год, что мы будем вспоминать добром.
— Наше занятие началось со стихотворения сочинского поэта Валерия Румянцева. В этой поэтической зарисовке показана гармония человека и природы, которая так необходима каждому человеку.
— Мы уже убедились, что литература – это чудесное искусство, которое помогает нам не только познать окружающий нас мир, но и даёт нам возможность поддерживать бодрость духа, питает наш ум.
2. — На уроке мы обратимся к разным литературным жанрам,различным видам работ, связанных с литературным творчеством, поразмышляеми посмеёмся, ибо, как говорил писатель Григорович, « тот день пропал в жизни человека, когда он не смеялся».
— Начнёмс отрывка из «Автобиографии» югославского юмориста Бранислава Нушича «Учёба».

« Когда мне пришловремя идти в школу, все в доме приуныли, так как были уверены, что школа — это пекарня, где ребёнка, чтобы придать ему форму, сажают на противень, как выкисшее тесто, и возвращают родителям в готовом виде.
Моя учёба- это настоящая борьба за существование и независимость. Первым, с кем мне пришлось столкнуться, был отец, который ужасно гордился тем, что его сын идёт в школу, тогда как я, оценивая это событие болеереалистически, считал, что никаких особых причин для такой гордости у него не было. Затем я вступил в борьбу со школьным служителем, которому отец поручил доставить меня в школу и которого я по дороге укусил. Сторож сказал мне, что он точно так же доставлял в школу и других членов нашей семьи. Но главное сражение развернулось в самой школе, где с первого же дня столкнулись два непримиримых противоречия: отвращение отдельных учителей ко мне и моё отвращение к отдельным предметам.
Это была поистине беспрерывная и длительная борьба, в которой участвовали с одной стороны учителя и наука, а с другой – я. Разумеется, борьба была неравной, и мне почти всегда приходилось уступать; утешение я находил в мудрой народной пословице: «Умный всегда уступает глупому»…
На протяжении четырёхлетнего пребывания в школе я старательно ловил мух, ставил в тетрадях огромные кляксы, резал парты перочинным ножом; каждый день к концу занятий руки мои были так испачканы чернилами, словно я провёл это время не в школе, а в красильне».
— Не правда ли нам захотелось узнать, закончил ли герой романа школу вообще и как сложилась его дальнейшая жизнь? Чтобы узнать об этом, прочтите «Автобиографию»Нушича.
3. — При изучении художественных произведений на уроках зачастую возникают комические ситуации, о которыхрассказывает Л.Каминский в книге «Урок смеха». Предлагаем вашему вниманию 3 истории.
«Ласковые сравнения»
Мы проходили по литературе «Песню про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Учительница спросила:
- Как относитсяКирибеевич к жене Калашникова Алёне Дмитриевне?
Андрей поднял руку и сказал:
- Он её очень любит и даже сравнивает с разными животными…
_ Какими животными?! – удивилась учительница.
_ Ну как же, он про неё говорит:
_ «Ходит плавно- будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка».
И все засмеялись.
«Попал в точку»
Однажды мы читали по ролям комедию Гоголя «Ревизор». Дошла очередь до Игоря, который должен был читать за Хлестакова. Игорь, как всегда, занимался посторонними делами, поэтому не следил. Наконец, услышав подсказку, он прочитал:
- Я, кажется, всхрапнул порядком…
Учительница посмотрела на него и сказала:
- Мне тоже так кажется!
И все засмеялись.
«Разноцветный человек»
После того как мы прочитали рассказ Чехова «Хамелеон», учительница спросила:
- Что означает слово «хамелеон»?
Один ученик встал и ответил:
- Хамелеон – это такой человек, который меняет свой цвет в зависимости от обстоятельств!
И все засмеялись.
4. Следующий вид работы – «Сценовикторина» — покажет, как прочны ваши знания произведений, изученных ранее. Подготовленные заранее ребята покажут небольшие сценки, а остальные должны узнать, из какого произведения сыгранный эпизод, и по возможности воспроизвести его содержание:
· «Мартышка и очки»
· «Демьянова уха»
· «Слон и Моська»
· «Лисица и виноград»
· Отрывок из романа А.С.Пушкина «Дубровский». (Сцена в комнате с медведем)
5. Из школьных сочинений:
· Собака – друг человека, она охраняет забор.
· Собака визжала нечеловеческим голосом.
· На поле брани раздавались стоны и крики мертвецов.
· Алёша Попович зорко смотрел в затылок Илье Муромцу.
· Пастух выгнал в поле коров и хлопнул хвостом.
· Кобра – это змея, для которой укус человека смертелен.
· Волк был голодный,как зверь.
· У моего приятеля нос с картошкой.
· Охотник хотел выстрелить, но не попал.
— Вот такие казусы происходят с речью учащихся, если они невнимательны к слову, если у них нет« чувства слова».
— Особенно необходимо быть предельно требовательным к слову при написании стихотворных произведений. Вспомним, что такое стих, как объясняется этот жанр в литературоведческом словаре.
« Стих ( от греческого слова «ряд», «порядок», «строй»). Система речи, обладающая , в отличие от прозы, той или иной последовательно проводимой симметричностью звучания ( т.е. размером и рифмой).
- Попробуем восстановить пропущенные рифмы в четверостишиях:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо (мной)?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу (любить)?
Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их (глаз),
Сладко любить их – завидная доля,
Но веселей молодецкая (воля)
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной (луной);
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену (волны).
И шумя и крутясь, колебала река
Отражённые в ней (облака);
И пела русалка – и звук её слов
Долетал до крутых (берегов)
6. Буриме.
_ У вас было домашнее задание- написать буриме, т.е.стихотворение по заданным рифмам. Были даны рифмы:
Мел двойка море
Пять стройка вал
Умел урок взоре
Опять не мог скрывал
Проверка домашнего задания.
7. -Настоящие литературные успехи, надеюсь,у вас впереди. А сейчас проведём конкурс знатоков.
1) Сначала окунёмся в море разнообразных писательских имён.
· Имя какого писателя напоминает о закусках? ( В.Пикуль)
· Имя какого писателя говорит о его благосостоянии? ( Д.Бедный)
· Имя какого писателя напоминает свойства каинского перца? ( Горький)
· Имя какого писателя свидетельствует о его оптимизме? (Артём Весёлый)
· Имя какого писателя говорит о географическом названии, что, впрочем, не является местом его рождения? ( Д.Лондон)
2) Продолжим конкурс «литературным колесом» известных вам писательских имён: назвать фамилии писателей, начинающиеся с последней буквы предыдущей фамилии: Пушкин – Некрасов – Вересаев – Васильев … Цветаева – Апухтин – Надсон – Набоков… и т. д.
3) Какие литературные произведения дали жизнь таким крылатым выражениям
( афоризмам) и что они означают?
- Вспомним, что такое афоризмы ( меткие, образные слова или выражения, ставшие устойчивыми и ходовыми).

  • «А король-то голый!» ( Так говорят, когда люди выдают за очевидное то, чего нет на самом деле) Г.Х.Андерсен «Новое платье короля».
  • «Блоху подковать» (Искусно выполнить самую замысловатую, тонкую работу). Н.Лесков «Левша».
  • «Мартышкин труд» (Бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа) И.Крылов. «Обезьяна».
  • «Есть ещё порох в пороховницах!» ( Есть ещё отвага, мужество, энергия) Н.Гоголь «Тарас Бульба».
  • «С ветряными мельницами сражаться» (Тратить силы на борьбу с воображаемым или не стоящим внимания противником) М.Сервантес «Дон-Кихот».
  • «Монтекки и Капулетти» ( Непримиримые поссорившиеся соседи, семейства, группы) У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
  • « На блюдечке с голубой каёмочкой» ( Получить желаемое с почётом, без усилий) И.Ильф, Е.Петров «Золотой телёнок».
  • «Калиф на час» ( Человек, пришедший к власти случайно и на короткий срок). Арабская сказка из цикла «Тысяча и одна ночь».
  • «Последний из могикан» ( Последний представитель какой-либо группы людей) . Ф.Купер. «Последний из могикан».

8. Мы не можем обойти молчанием юбилей М.Ю.Лермонтова: в октябреисполнится 195 лет со дня рождения поэта. В.Г.Белинский предсказывал историческое бессмертие и славу народного поэта: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах…»
- Предлагаем викторину по биографии М.Ю.Лермонтова:
· Какими видамиискусства увлекался Лермонтов в детстве и юности? (поэзией, живописью, лепкой, музыкой, декламацией).
· Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? ( «Бородино»).
· Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с надписью:«Воззвание к революции»? ( «Смерть поэта»).
· Где и когда состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым? (15 июля 1941г.,
г. Машук).
· Кто автор памятника М.Ю.Лермонтова в Пятигорске? ( Опекушин).
· Кто из персонажей произведенийЛермонтова « насмерть бился, до последних сил…за святую правду – матушку»? ( Купец Калашников).
· В каком стихотворении поэт сравнивает себя с тучками? ( «Тучи»).
· Какие стихотворения Лермонтова положены на музыку? ( «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «Горные вершины»).
Итог: И завершит наше необычное занятие песня «Парус» на стихи Лермонтова, олицетворяющая мятежную душу не только нашего любимого поэта, но и всех великих писателей , творчество которых воодушевляет, окрыляет и наполняет жаждой жизни.
На этом наше необычное занятиезаканчивается, но серьёзное общение с художественной литературойпродолжается.
Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №5 города Сочи Краснодарского края
Зорькина Нина Васильевна

Файлы: «Волшебник Изумрудного города» и «Удивительный волшебник из страны Оз» разница есть!».doc
Размер файла: 215040 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология