Автор конспекта:
Автор(ы): — Егорова Галина Геннадьевна

Место работы, должность: — МСКОУ школа-интернат II вида №12, учитель

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Дать понятие о мифе, ознакомить с греческими богами, героями;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература. 6кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./[авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2007г.

Используемая методическая литература: —

Энциклопедия для детей Ч.1 От былин и летописей до классики XIX века–М.:Аванта+, 2006г.

Энциклопедия для детей Ч.1Всемирная литература От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.–М.:Аванта+, 2005г.

Н.В.Егорова Литература 6 класс, Поурочные разработки М.: ВАКО, 2004г.

Ёрёмина О.А.. Поурочное планирование по литературе.6 класс.–М.: «Экзамен»,2003г

Используемое оборудование: —

ПК для каждого ученика

проектор

Используемые ЦОР: —

Microsofft Office PowerPoint 2003

Краткое описание: — Показать взаимосвязь литературы и истории, влияние античного искусства на мировую культуру;

Методическая разработка урока литературы
по теме «Мифы Древней Греции»

Учитель русского языка и литературы Г.Г.Егорова.

Цели:

1. Дать понятие о мифе;

2. Ознакомить с греческими богами, героями;

3. Показать взаимосвязь литературы и истории;

4. Показать влияние античного искусства на мировую культуру;

5. Воспитывать нравственные качества;

6. Воспитывать интерес к истории, литературе, культуре;

7. Обогащать словарь учащихся;

8. Расширять кругозор учащихся;

9.Развивать внимание, логическое мышление, память.

Оборудование: компьютерная программа, жк- проектор.

Ход урока.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое. Перед началом путешествия мы прочитаем слоги и слова, которые часто будут нам встречаться.

Коррекционная работа (на доске).

ер-ре-рес - Арес — Гермес — Греция — Древняя Греция

ар-ра-ро -Артемида — Гера — Деметра - Прометей

Ребята, вам знакомы эти слова? Где вы их встречали? Где жили боги?

А сейчас в путь. Нас ждёт Греция, её боги, её герои.

Работа с презентацией.

Древняя Греция.

Много- много веков назад ослепительно сверкало нежно- лазурное море, прозрачный воздух был напоен солнцем и ветром. Бесчисленные острова Эгейского моря уходили вдаль к горизонту. На них раскинулась Эллада- страна Древних Греков, или эллинов.

Гора Олимп

Гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина всегда окутана густыми облаками. В вышине — золотые чертоги бессмертных. В царстве богов всегда лето, и в чертогах светло.

Главные боги.

В чертогах (во дворце) живут бессмертные боги. На высоком троне сидит Зевс- царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера. Здесь же дети Зевса: близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Просмотр видеофрагмента (Боги на Олимпе)

Зевс

Зевс — сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром- всё происходит по воле Зевса. Горе тому, кто нарушает порядок, установленный Зевсом на земле.

Гера — царица богов и защитница семейного очага

После Зевса Гера — первая среди олимпийцев. Когда Гера и Зевс действуют вместе, все боги бессильны перед ними. Прекрасна Гера, но часто гневается она и сурово расправляется с людьми

Посейдон — бог морей

Эллины чтут и владыку морей Посейдона. Судьба мореплавателей (моряков) в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем и поднимается на море страшная буря, поднимаются огромные волны, швыряют они корабли и разбивают их о скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон — утихнут волны и могут продолжать свой путь мореплаватели.

Аид — бог царства мёртвых

Аид — самый мрачный из богов. Он царит глубоко под землёй. Вход в его царство находится там, где заходит солнце. Нет оттуда возврата.

Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусства

Златокудрый Аполлон — любимец Зевса. Аполлон появляется вместе со своими спутницами музами. Их девять и каждая из них — покровительница науки и искусства.

Артемида — богиня природы и покровительница охоты

Сестра Аполлона - вечно юная и прекрасная Артемида. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных.

Афродита — богиня любви и красоты

Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня около острова Киферы.

Арес — бог войны

Страшен и людям и богам кровожадный Арес. Не любит Ареса великий Зевс. Но и свирепого Ареса не раз побеждала любимая дочь Зевса — грозная и воинственная Афина.

Афина

В полном вооружении, в шлеме с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Афина научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах.

Гефест- бог огня и кузнечного дела

Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там он научился ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». Построил Гефест на Олимпе Золотой дворец для богов.

Гермес – бог торговли и покровитель путешественников

Искусен и Гермес – быстрый вестник богов. Покровительствует Гермес и торговым делам. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры весов.

Просмотр видеофрагмента о боге Гермесе.

Вопросы на закрепление

Главный бог -

Бог морей -

Бог царства мёртвых -

Бог кузнечного дела –

Вестник богов –

Богиня любви и красоты -

Мифы

Прошли столетия. Опустела гора Олимп. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только мифы.

Дать определение мифа.

МИФ – слово греческое и означает предание, сказание. В мифах рассказывается о происхождении мира и жизни на земле, о богах и героях.

Вопросы на закрепление.

1. Что означает слово миф?

2.О ком рассказывают мифы?

3. О чём рассказывают мифы?

Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образе богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли объяснить.

Учитель

Сейчас мы послушаем миф о Деметре и Персефоне. Внимательно слушайте. Подумайте, какое явление природы хотели объяснить греки этим мифом.

Рассказ ученика

Деметра и Персефона

У богини плодородия Деметры была юная и прекрасная дочь Персефона. Её отцом был Зевс, властитель богов и людей. Зевс обещал отдать юную дочь в жёны своему брату Аиду, властителю царства мёртвых.

Однажды Персефона собирала цветы на лугу. Вдруг перед ней появился бог Аид, схватил он юную красавицу и умчал в своё подземное царство.

Плачет, тоскует богиня Деметра. От её тоски вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Послал Зевс к Аиду вестника богов Гермеса. В один миг вернулась Персефона к матери. На земле всё вновь зазеленело, расцвело.

Но с той поры Персефона одну треть года проводит под землёй, а две трети – на земле.

Вопрос.

Какое явление природы пытались объяснить греки этим мифом? (На доске могут быть подсказки: появление огня на земле, гроза, смена времён года, смена дня и ночи и т. д.)

Из мифов мы узнаём не только о богах, но и о героях. Кого мы называем героем? Среди героев Геракл и Прометей. Послушайте миф о Прометее.

Рассказ ученика.

Когда-то люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить людей. Никто не посмел противиться Зевсу, только внук богини Земли Прометей решил спасти людей от гибели.

Прометей (видеофрагмент из мультфильма).

Прометей научил людей строить дома из камня, пахать на быках, шить паруса и плавать по морям. Прометей похитил огонь и принёс его людям.

Просмотр видеофрагмента.

Вопросы.

Что сделал Прометей для людей?

Для чего Прометей украл огонь?

Учитель.

О богах и о героях рассказывали грекам странствующие певцы — аэды. Среди них был и Гомер.

Рассказ ученика.

Гомер

Слепой поэт Гомер жил в VIII веке до нашей эры. О его жизни почти нет сведений.

Родился в одном из городов Ионии. Гениальный слепой поэт был одним из странствующих певцов, называвшихся аэдами.

Вопрос.

Кого называли аэдами?

С кифарой в руках переходили аэды из одного города в другой, получая приглашения в богатые и знатные дома, где любили слушать песни о древних богах, царях, героях и войнах.

Гомер сочинил две поэмы: « Илиада» и « Одиссея».

«Илиада»- поэма о героях троянской войны.

«Одиссея» — поэма о странствиях хитроумного царя Одиссея, который десять лет сражался под Троей и столько же времени добирался до родного дома.

Невзлюбил Одиссея морской владыка Посейдон и не давал ему времени доплыть до острова Итаки. Волны и ветер увлекли корабль Одиссея в далёкие края. Много бед выпало на долю Одиссея и его спутников.

Учитель.

На протяжении многих веков художники ,писатели и поэты всех стран использовали сюжеты древнегреческих мифов в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

Скульптурными группами и отдельными статуями на сюжеты древнегреческих мифов украшены многие здания в Москве и Санкт- Петербурге.

Итоги урока. Учитель.

Наше путешествие в Древнюю Грецию завершилось. Обратите внимание на книги, которые вы можете прочитать(выставка книг).

Файлы: Мифы Греции.ppt
Размер файла: 686080 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология