Автор конспекта:
Автор(ы): — Анискова Светлана Петровна, Соколова Татьяна Николаевна

Место работы, должность: — МОУ № 78, г.Челябинск; Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы; заместитель директора по УВР, учитель химии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — 1. Обучающая: • Анализ художественного произведения; • Формирование представления о химической связи органических веществ. 2. Воспитывающая: • Формирование ценностных ориентаций; • Формирование мотивации к самоопределению. 3. Развивающая: • Самоорганизация труда; • Коммуникативные навыки развития; • Умение делать выводы, анализировать, предсказывать результат.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • В.Я.Коровина. Учебник-хрестоматия для 9 класса. — М.: Просвещение, 2006г.
  • О.С.Габриелян. Химия.9 класс. — М.: Просвещение, 2005г.
  • Используемая методическая литература: —

  • М.Булгаков. Рассказ "Морфий".
  • Настольная книга учителя химии.
  • А.Гин. Приемы педагогической техники.
  • Интернет-ресурсы
  • Используемое оборудование: —

    • Мультимедийный проектор EPSON
    • Microsoft Word 2003
    • Microsoft PowerPoint 2003

    Используемые ЦОР: —

    Авторские ЦОРы:

    • Творчество М.Булгакова.
    • Органические соединения.

    Краткое описание: — Данное занятие может быть проведено после изучения темы «Литература ХХ века» (литература) и «Особенности органических соединений» (химия), а также в качестве внеклассного мероприятия. Идея педагогической поддержки, которая реализуется на данном занятии, выдвигает на передний план компонент осмысления жизни как таковой и осмысление вечных проблем жизни, стоящих перед каждым новым поколением и перед каждым отдельным человеком. Наркомания является одной из важных проблем современного мирового сообщества, вызвавшей острую необходимость решительных действий в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательном пространстве. Происходит неуклонное омоложение наркомании в нашей стране, и в этой ситуации повышается ответственность со стороны лиц, работающих с детьми, в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании. Предложенные на занятии такие активные формы воспитательной работы с учащимися, как ролевая игра, проектная деятельность, позволяют участникам мероприятия создать педагогические условия стимулирования активности и самореализации во взаимодействии: педагог – ребенок, педагог — детский коллектив, ребенок – ребенок и ребенок – коллектив. В период подготовки к занятию учащиеся получили опережающее задание, ориентированное на групповую и индивидуальную деятельность

    Учебный предмет: литература, химия
    Класс: 9
    Тема занятия: «Мой выбор»
    Анискова Светлана Петровна, учитель литературы высшей категории,
    Соколова Татьяна Николаевна, учитель химии высшей категории

    Пояснительная записка
    Данное занятие может быть проведено после изучения темы «Литература ХХ века» (литература) и «Особенности органических соединений» (химия), а также в качестве внеклассного мероприятия.
    В 14-15 лет подростки поднимаются на более высокую ступень психологического и физического развития. У них свой подход к области человеческих отношений, появляются новые критерии оценки других людей. В связи с этим психологи отмечают у детей этого возраста желание и стремление научиться управлять собой.
    Идея педагогической поддержки, которая реализуется на данном занятии, выдвигает на передний план компонент осмысления жизни как таковой и осмысление вечных проблем жизни, стоящих перед каждым новым поколением и перед каждым отдельным человеком.
    Наркомания является одной из важных проблем современного мирового сообщества, вызвавшей острую необходимость решительных действий в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательном пространстве. Происходит неуклонное омоложение наркомании в нашей стране, и в этой ситуации повышается ответственность со стороны лиц, работающих с детьми, в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
    В последнее время в литературе все чаще встречается упоминание об одном из видов отклоняющегося поведения – «аддитивном» поведении, под которым понимают злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак.
    Предложенные на занятии такие активные формы воспитательной работы с учащимися, как ролевая игра, проектная деятельность, позволяют участникам мероприятия создать педагогические условия стимулирования активности и самореализации во взаимодействии: педагог – ребенок,
    педагог — детский коллектив, ребенок – ребенок и ребенок – коллектив.
    В период подготовки к занятию учащиеся получили опережающее задание, ориентированное на групповую и индивидуальную деятельность.

    Цели:
    1. Обучающая:
    • Анализ художественного произведения;
    • Формирование представления о химической связи органических веществ.
    2. Воспитывающая:
    • Формирование ценностных ориентаций;
    • Формирование мотивации к самоопределению.
    3. Развивающая:
    • Самоорганизация труда;
    • Коммуникативные навыки развития;
    • Умение делать выводы, анализировать, предсказывать результат.

    Условия, необходимые для проведения занятия:
    1. ПК, мультимедиа.
    2. ЦОРы (литература, химия).
    3. Рассказ М.Булгакова «Морфий».
    4. Справочная литература.

    ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
    1. Вступительное слово.
    Ведущий. Наша жизнь с победами, взлетами, падениями, иногда неудачами… Посмотри – на улице много людей… Вот кто-то спешит домой, на работу, кто-то на долгожданную встречу с любимым человеком, а кто-то идет в никуда – отсутствующий взгляд, растерянный вид, неуверенная походка.
    Это человек, который сделал свой выбор – выбор в пользу смерти. Он идет по дороге, у которой есть одна остановка – СМЕРТЬ. Этот путь может быть длинным, а может оборваться в любую минуту…. Темнота, страдание, холод, боль, одиночество встречают человека на этом пути. Почему он выбрал эту дорогу – сначала такую красивую, но такую хрупкую, как стекло…

    2. Стихотворение «Быть или не быть…» (ученик)
    Быть или не быть?
    Вот в чем вопрос…
    Привычным ли теченьем плыть
    По морю горести и слез,
    А, может быть, шагнуть в ту бездну,
    Что наслаждение сулит?
    Один лишь шаг, и я исчезну.
    Так что же делать, о какие муки,
    Куда же мне несчастному свернуть?

    Не будь невеждой, в мире есть науки.
    Они тебе подскажут путь.

    Ведущий. Сегодня на занятии мы попытаемся соединить научные знания и полет авторской фантазии. На уроках литературы вы познакомились с творчеством М.Булгакова, а на уроках химии изучили виды химической связи. И это позволит нам попытаться найти пути решения проблемы, которая в последнее время стала особенно актуальной, проблемы наркомании.
    В рамках внеклассного чтения вы познакомились с рассказом М.Булгакова «Морфий», в котором освещается данная проблема. Класс предварительно был разделен на группы: теоретики, литературоведы, биохимики. Каждая группа получила опережающее задание.
    Итак, тема нашего занятия – «МОЙ ВЫБОР»
    (слайд 1)
    3. «Теоретики» напомнят нам, что значит слово «наркомания».
    (слайд 2)
    Ученик. — В природе немало веществ, способных оказывать на человека наркотическое воздействие. Подобными свойствами обладает сок снотворного мака, индийской конопли, листьев южноамериканского кустарника «кока», некоторых ядовитых грибов.
    Число различных наркотиков естественного происхождения веками удерживалось на одном уровне, но в 30-х годах ХХ века внезапно появился новый препарат естественного происхождения – ЛСД, историю которого невозможно обойти молчанием.
    В небольшом городке Франции был испечен хлеб из пшеничной муки, зерна которой подвергались резкой смене температуры и влажности. Свежий душистый хлеб попал в местную больницу, где произошел странный случай. Поев хлеба, больные менялись, становились возбужденными, болтливыми, у некоторых появлялись галлюцинации.
    Более чем странное поведение больных привлекло внимание врачей. В результате многочисленных лабораторных исследований был выделен плесневый микроскопический грибок спорыньи, который в период хранения при больших колебаниях температуры и влажности поразил зерна пшеницы: в них накопился алкалоид, обладающий наркотическим свойством.
    Тайна опасного открытия не могла удержаться в одной стране. В США из этого алкалоида был изготовлен самый дешевый наркотик — ЛСД, который даже в самых ничтожных дозах обладает дурманящим свойством.
    Ученик. Классификация наркотических средств: (слайд)
    • Депрессанты
    Барбитураты (бирбамил, люминал и др.)
    Бензодиазепины (диазепам, реланиум, элениум и др.)
    • Галлюциногены: ЛСД, РСР, грибы рода Psilotsibum.
    • Каннабиоиды: Марихуана (верхушки цветов конопли), Гашиш (смола конопли), Гашишное масло (спиртовой экстракт гашиша).
    • Опиаты: Маковая соломка, Героин, Морфин, Кодеин, Метадон.
    • Стимуляторы: Амфетамин, Кокаин, Экстази, Эфедрин.
    • Растворители: клей, бензин, заправка для зажигалок, аэрозоли и т.п.
    (слайд 3-5)
    4. Литературоведы.
    Ученик. Вот древняя притча, дошедшая до наших дней. Однажды холодным вечером трое путников подъехали к крепостной стене, окружавшей город, и остановились перед воротами. Крепостные ворота тогда запирались на ночь, и путники вынуждены были заночевать под открытым небом. На их счастье, поблизости оказался караван-сарай, теплая уютная чайхана, где можно было плотно поужинать горячим жирным пловом, выпить виноградного вина или душистого чая, а затем отдохнуть на мягкой подстилке. Приехавший на коне выпил вина, приехавший на верблюде выкурил трубочку с анашой, а тот, кто приехал на осле, принял дозу опиума.
    Через некоторое время принятые средства начали оказывать на путников свое "волшебное" действие. Всадник, приехавший на коне, громко воскликнул: "Чего мы будем мерзнуть под дождем всю ночь? Давайте взломаем ворота и проникнем в город!" Ему возразил путник, приехавший на верблюде: "Зачем ломать ворота? Мы можем проникнуть в город через замочную скважину!" Их спор рассудил прибывший на осле: " А зачем нам вообще туда пробираться? Ведь здесь так хорошо и уютно!"

    5. Ведущий. Каково воздействие каждого наркотика на организм?
    (обсуждение, вывод)
    Ученик. В первом случае человек не мог соизмерить свои желания с объективными возможностями. Во втором — все казалось возможным, доступным, легко разрешимым, даже нелепое, невозможное, нереальное. В третьем — человек погрузился в полное благодушие, ему было уютно и тепло даже под дождем…
    6. Ведущий. Испытав состояние эйфории однажды, человек хочет испытать его снова и снова. В результате у него развивается пагубное пристрастие. Резко меняется отношение к окружающему миру, теряются ценностные ориентиры, способности, былые привязанности. Наркотики разрушают нервную систему и пагубно влияют на все органы и ткани.
    Вот что думают об этом Ш.Холмс и доктор Ватсон, герои романа Конан Дойля "Знак четырёх".
    (сценка)
    Ватсон: Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и удовлетворенно вздохнул.
    Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены, но не мог к ней привыкнуть. Но в тот же день… я не выдержал и взорвался…
    Холмс: Возможно, вы правы, Ватсон. Наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь.
    Ватсон: Но подумайте, какую цену вы за это платите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и в конце концов к слабоумию. Вы ведь очень хорошо знаете, какая реакция наступает потом. Нет, Холмс, право же, игра не стоит свеч! Как можете вы ради каких-то нескольких минут возбуждения рисковать удивительным даром, каким природа наделила вас? Поймите, я говорю с вами не просто как приятель, а как врач, отвечающий за здоровье своего пациента.
    7. Ведущий. Что же побуждает человека пробовать наркотическое вещество? (дискуссия)
    • Желание испытать новые ощущения,
    • не могут отказаться от предложения попробовать,
    • улучшить свои способности,
    • успокоиться,
    • забыться и так далее.
    8. Ведущий. Существует ошибочное мнение, что после одного приема наркотика зависимость возникнуть не может. Так ли это? Ответ на этот вопрос искали биохимики, им слово.
    Биохимики…
    9. Литературоведы
    В рассказе «Морфий» отразился морфинизм М.Булгакова, пристрастившегося к наркотику после заражения дифтеритными пленками во время работы земским врачом в селе Никольское.
    Анализ текста
    — Герой рассказа доктор Поляков однажды, почувствовав боль в желудке, вспрыснул себе морфий. И какие ужасные события стали следствием одного укола, можно судить по выдержкам из дневника доктора.
    (работа в группах по тексту)

    10. Задания по группам
    А) Биохимики — Как изменялась дозировка приема морфина?
    Б) Теоретики – Можно ли защитить себя от употребления наркотиков?
    Мог ли доктор Поляков поступить иначе?
    В) Литературоведы — Выявить стадии зависимости по выдержкам из дневника доктора.
    (дискуссия; ответы на вопросы)
    — Сколько лет было доктору? (25)
    — Когда он первый раз попробовал морфий? (при приступе боли)
    — Что испытывал при первом употреблении? ("Не могу не воздать хвалу тому, кто первый извлек морфий…")
    — Почему ввел вторую дозу? (опасался возврата приступа)
    — Что чувствует герой через месяц с начала приема наркотика? (может работать только после укола)
    — К чему приходит в финале? (герой погибает — застрелился)
    — А был ли у героя другой выход? Был ли выбор?
    — Каковы стадии наркотической зависимости?
    (обсуждение, слайд)
    11. Стихотворение Владимира Высоцкого
    Меня опять ударило в озноб,
    Грохочет сердце, словно в бочке камень,-
    Во мне живет мохнатый злобный жлоб
    С мозолистыми цепкими руками.
    Но я собрал еще остаток сил,-
    Теперь его не вывезет кривая:
    Я в глотку, в вены яд себе вгоняю-
    Пусть жрет, пусть сдохнет,-
    Я перехитрил!
    (слайд)
    11. Ведущий. — Люди, страдающие наркоманией, долгое время не обращаются к врачу. В больницу попадают в состоянии сильного отравления ядами (передозировка) или в состоянии "ломки". Без помощи врачей от страшной зависимости избавиться нельзя. Ежегодно "белая смерть" уносит десятки тысяч молодых жизней. О наркомании сегодня говорят как о "белой чуме". Есть и другое заболевание, сравнение с которым напрашивается здесь. Это проказа, при которой отмирают нервные клетки и клетки кожи, а человек ничего не чувствует.
    Наркомания — проказа души. Отмирают привязанности, чахнут способности, мир сужается и скудеет, а больной не осознаёт этого.
    К сожалению, многие талантливые люди прошлого столетия, такие, как М.Булгаков, В.Высоцкий, поэты серебряного века, попробовав наркотик, намного сократили свою жизнь, лишив нас возможности насладиться теми произведениями, которые они могли еще создать.
    (слайд, песня)
    — Жизнь, похожая на ад, и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства и ложной романтики! Подумайте! Стоит ли за несколько минут сомнительного счастья отдавать свою жизнь? Выбор за вами!
    (заключительный слайд "ВЫБОР ЗА ВАМИ")
    12. Рефлексия "Дерево жизни":

    Файлы: Мой выбор. Презентация.ppt
    Размер файла: 2159616 байт.

    Рубрики: Литература Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология