Автор конспекта:
Место работы, должность: — школа искусств
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально — теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха — метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003
Используемое оборудование: —
Музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, карточки трезвучий, наглядные пособия, цветные карандаши.
Используемые ЦОР: —
запись пьесыЛ. Бетховен"Весело — грустно"
Краткое описание: — Обучающие задачи урока: 1. Повторить и закрепить теоретические сведения 2. Ввести новую терминологию 3. Освоить новые музыкальные формулы Развивающие задачи: 1. Развивать музыкальное мышление 2. Развивать ладовые ощущения 3. Развивать музыкально-слуховые представления учащихся Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в группе 2. Воспитывать творческую активность
Ход урока
I.Организационный момент Игра – приветствие «Добрый день»
Приветствие учителя и учащихся, эмоциональный настрой.
— Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Вхождение в тему
Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы:доска (построение больших и малых терций).
Проведение:учитель предлагает ученикам определить тип интервала (терции) выписанные на доске – (фа, ля — Б3; ля, до — м3); (фа, ля b — м3; ля b, до — Б3). Данные терции выписываются в трезвучия, и совместно с учениками формируют его определение.
- Трезвучием называется аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям.
Объявление темы урока.
III. Объяснение нового материала
Цель: научить строить и определять вид трезвучий, овладеть новой терминологией
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы:разноцветные мелки, схемы
Проведение:учащиеся выполняют практические задания на дидактическом материале и в тетрадях, следуя указаниям педагога.
-Ребята, давайте выясним, какую формулу имеет трезвучие? Для этого нам с вами нужно выписать получившиеся терции. Посмотрите внимательно и скажите, отличаются ли они друг от друга и чем. (Сравнивают получившиеся формулы).
Послушайте ребята и скажите, какой лад у первого трезвучия (мажор – веселый, радостный, светлый).
Мажорный (от итальянского «больший») поэтому его называют еще большое трезвучие.
Давайте послушаем второе трезвучие и определим его лад (минор – грустный, печальный, темный).
Минорный (от итальянского «меньший») поэтому его называют еще малое трезвучие.
IV. Закрепление нового материала
Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности
Участники: работа парами, хором все учащиеся
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал, нотная запись на доске, цветные карандаши.
Проведение:упражнения, игровое задание
Игра «Разноцветные аккорды»
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: каждому из вас я раздаю карточки, где выписано аккордовая последовательность. Вам нужно определить и закрасить мажорное трезвучие карандашом светлых тонов, а минорное – карандашом холодных тонов.
Побеждает тот, кто правильно справится с заданием. Желаю удачи!
V. Слуховой анализ. Игра «Музыкальный паровозик»
Проверка выполненного задания. Я предлагаю вам отправиться в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике, а заодно проверить и оценить себя.
Цель:развитие музыкально-слуховых представлений учащихся
Необходимые материалы: карточки с последовательностью трезвучий
Участники: все учащиеся
Проведение:учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры
На доске выкладывается паровозик мажорных и минорных трезвучий, те, кто справился с заданием, получают — высокие оценки.
Я поздравляю тех, кто справился с заданием.
А сейчас к вашему вниманию я предлагаю послушать отрывок из пьесы Л. Бетховена и определить, сколько в ней частей и какого они лада.
Пьеса двух частная: первая ее часть написана в мажоре, она веселого характера; а вторая – в миноре, и звучит она грустно.
Давайте теперь вместе постараемся определить ее название. «Весело — грустно».
VI. Подведение итогов.
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Участники: все учащиеся.
Проведение:учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.
— Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины – мажорное и минорное трезвучие, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, определяли на слух звучание мажорных и минорных трезвучий. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.
На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы.
VII. Домашнее задание
- играть и петь мажорные и минорные трезвучия.
- запомнить формулу пройденных трезвучий