Автор конспекта:
Автор(ы): — Зинченко Людмила Анатольевна

Место работы, должность: —

Учитель музыки МОУ "Репяховская ООШ" Краснояружского района

Регион: — Белгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном. Причиной к написанию работы явились следующие факторы:

— необходимость технического развития учащихся;

— стремление повысить их интерес к техническому репертуару вообще и к гаммам и арпеджио в частности;

— заострить внимание учащихся на ладовых особенностях и их взаимосвязях в рамках звукоряда до мажора;

— воспитание у учащихся чувства формы, так как гаммы и арпеджио изложены в форме предложений и периодов.

Не секрет, что учащиеся без особого интереса, за редким исключением, относятся к техническому репертуару. Из своего опыта работы я пришла к убеждению, что назрела необходимость в перестройке технического воспитания учащихся-баянистов. На технических зачетах учащиеся играют предложенную комиссией гамму в заданной тональности. Исполняется гамма четвертными нотами, восьмыми, шестнадцатыми, триолями, в полиритмии, различными штрихами. И все это учащийся играет безучастно, автоматически. Отсутствие какой-либо художественной ценности технического материала и устаревшие методы обучения приводят к пассивности ученика, к отсутствию творческого начала и инициативы, к притуплению слуха, рассеиванию внимания не только играющего, но и слушающей его комиссии. Технический зачет превращается в формальное мероприятие.

В данной работе делается попытка пробудить живой интерес у учащихся к техническому материалу, предельно активизировать его слуховой аппарат, мышление и творческое начало; развить художественный вкус и гармоническое чутье.

За основу в работе взят до мажорный звукоряд с его многочисленными скрытыми потенциальными возможностями.

Известно, что звукоряд до мажора содержит в себе три мажорных и три минорных тональности: до мажор, соль мажор, фа мажор, ля минор, ре минор и ми минор.

Кроме этого, звукоряд до мажора содержит в себе семь натуральных диатонических ладов (ионийский — до мажор, дорийский — ре минор, фригийский — ми минор, лидийский — фа мажор, миксолидийский — соль мажор, эолийский — ля минор и локрийский лад, находящийся на седьмой ступени до мажора). Вышеперечисленные лады и положены в основу данной работы.

Играя последовательно все эти лады в терцовом соотношении, мы получаем целую цепь ладовых взаимосвязей. Например:

Т.е до мажору параллелен ля минор, фа мажору — ре минор, соль мажору -ми минор. Играя последовательно эти гаммы, мы получаем непрерывную смену тональностей и ладов, что активизирует слух исполнителя. Кроме того, параллельно изучаются народные лады, что обеспечивает связь теории с практикой.

Для более рельефного показа каждого лада, его следует играть дважды с обрамлением вводными тонами, чтобы дифференцировать каждую тональность. Например

и т.д.

Но прежде, чем приступить к изучению ладов, на начальном этапе изучения следует расчленить гамму на составные элементы: дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды и гексахорды.

Дихорды.

Дихорды состоят из двух звуков: тоники и вводного звука

Таким образом, каждый раз утверждается тоника лада за счет обыгрывания ее вводными тонами. Дихорды, как и все составные элементы гаммы следует для более прочного усвоения повторять несколько раз различными длительностями и штрихами.

Трихорды.

Трихорд состоит из трех различных звуков, находящихся на любых ступенях звукоряда.

Тетрахорды.

Тетрахорд состоит из четырех различных звуков и включает в себя половину гаммы.

Пентахорды.

Пентахорд состоит из пяти различных звуков гаммы. Исполнение его представляет определенную сложность в ритмическом отношении. Поэтому пентахорды рекомендуется изучать после гексахордов.

Гексахорды.

Гексахорд состоит из шести различных звуков гаммы. Октавное изложение:

Септахорды.

Септахорд состоит из семи различных звуков гаммы.

Изложение октавных гамм занимает большой по объему раздел работы, поэтому целесообразно перейти к арпеджио дихордов, трихордов.

Дихордные арпеджио.

Октавное изложение:

Трихордные арпеджио.

Октавное изложение:

Однооктавные гаммы.

Ионийский лад представляет собой натуральный мажор, эолийский — натуральный минор; характерной особенностью лидийского лада является повышенная четвертая ступень; минорный дорийский лад характерен повышенной шестой ступенью. Локрийский лад имеет две ладовые особенности: пониженную вторую и повышенную четвертую ступень, в его основе лежит уменьшенное трезвучие, что подчеркивает его неустойчивость. Миксолидийский мажорный лад имеет седьмую пониженную ступень; особенность фригийского минорного лада — вторая пониженная ступень. Здесь не случайно обращается внимание на особенности того или иного лада, ибо играя в терцовом соотношении натуральные мажорные и минорные гаммы, мы выходим из сферы влияния до мажорного звукоряда и попадаем в замкнутый круг, охватывающий все мажорные и минорные тональности.

Двухоктавные гаммы

Двухоктавные трихордные короткие арпеджио

Тетрахордные арпеджио

Трихордные длинные арпеджио

Тетрахордные длинные арпеджио

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд и его обращение

Файлы: музыка.doc
Размер файла: 483840 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология