Автор конспекта:
Автор(ы): — Зинченко Людмила Анатольевна
Место работы, должность: —
Учитель музыки МОУ "Репяховская ООШ" Краснояружского района
Регион: — Белгородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном
Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном. Причиной к написанию работы явились следующие факторы:
— необходимость технического развития учащихся;
— стремление повысить их интерес к техническому репертуару вообще и к гаммам и арпеджио в частности;
— заострить внимание учащихся на ладовых особенностях и их взаимосвязях в рамках звукоряда до мажора;
— воспитание у учащихся чувства формы, так как гаммы и арпеджио изложены в форме предложений и периодов.
Не секрет, что учащиеся без особого интереса, за редким исключением, относятся к техническому репертуару. Из своего опыта работы я пришла к убеждению, что назрела необходимость в перестройке технического воспитания учащихся-баянистов. На технических зачетах учащиеся играют предложенную комиссией гамму в заданной тональности. Исполняется гамма четвертными нотами, восьмыми, шестнадцатыми, триолями, в полиритмии, различными штрихами. И все это учащийся играет безучастно, автоматически. Отсутствие какой-либо художественной ценности технического материала и устаревшие методы обучения приводят к пассивности ученика, к отсутствию творческого начала и инициативы, к притуплению слуха, рассеиванию внимания не только играющего, но и слушающей его комиссии. Технический зачет превращается в формальное мероприятие.
В данной работе делается попытка пробудить живой интерес у учащихся к техническому материалу, предельно активизировать его слуховой аппарат, мышление и творческое начало; развить художественный вкус и гармоническое чутье.
За основу в работе взят до мажорный звукоряд с его многочисленными скрытыми потенциальными возможностями.
Известно, что звукоряд до мажора содержит в себе три мажорных и три минорных тональности: до мажор, соль мажор, фа мажор, ля минор, ре минор и ми минор.
Кроме этого, звукоряд до мажора содержит в себе семь натуральных диатонических ладов (ионийский — до мажор, дорийский — ре минор, фригийский — ми минор, лидийский — фа мажор, миксолидийский — соль мажор, эолийский — ля минор и локрийский лад, находящийся на седьмой ступени до мажора). Вышеперечисленные лады и положены в основу данной работы.
Играя последовательно все эти лады в терцовом соотношении, мы получаем целую цепь ладовых взаимосвязей. Например:
Т.е до мажору параллелен ля минор, фа мажору — ре минор, соль мажору -ми минор. Играя последовательно эти гаммы, мы получаем непрерывную смену тональностей и ладов, что активизирует слух исполнителя. Кроме того, параллельно изучаются народные лады, что обеспечивает связь теории с практикой.
Для более рельефного показа каждого лада, его следует играть дважды с обрамлением вводными тонами, чтобы дифференцировать каждую тональность. Например
и т.д.
Но прежде, чем приступить к изучению ладов, на начальном этапе изучения следует расчленить гамму на составные элементы: дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды и гексахорды.
Дихорды.
Дихорды состоят из двух звуков: тоники и вводного звука
Таким образом, каждый раз утверждается тоника лада за счет обыгрывания ее вводными тонами. Дихорды, как и все составные элементы гаммы следует для более прочного усвоения повторять несколько раз различными длительностями и штрихами.
Трихорды.
Трихорд состоит из трех различных звуков, находящихся на любых ступенях звукоряда.
Тетрахорды.
Тетрахорд состоит из четырех различных звуков и включает в себя половину гаммы.
Пентахорды.
Пентахорд состоит из пяти различных звуков гаммы. Исполнение его представляет определенную сложность в ритмическом отношении. Поэтому пентахорды рекомендуется изучать после гексахордов.
Гексахорды.
Гексахорд состоит из шести различных звуков гаммы. Октавное изложение:
Септахорды.
Септахорд состоит из семи различных звуков гаммы.
Изложение октавных гамм занимает большой по объему раздел работы, поэтому целесообразно перейти к арпеджио дихордов, трихордов.
Дихордные арпеджио.
Октавное изложение:
Трихордные арпеджио.
Октавное изложение:
Однооктавные гаммы.
Ионийский лад представляет собой натуральный мажор, эолийский — натуральный минор; характерной особенностью лидийского лада является повышенная четвертая ступень; минорный дорийский лад характерен повышенной шестой ступенью. Локрийский лад имеет две ладовые особенности: пониженную вторую и повышенную четвертую ступень, в его основе лежит уменьшенное трезвучие, что подчеркивает его неустойчивость. Миксолидийский мажорный лад имеет седьмую пониженную ступень; особенность фригийского минорного лада — вторая пониженная ступень. Здесь не случайно обращается внимание на особенности того или иного лада, ибо играя в терцовом соотношении натуральные мажорные и минорные гаммы, мы выходим из сферы влияния до мажорного звукоряда и попадаем в замкнутый круг, охватывающий все мажорные и минорные тональности.
Двухоктавные гаммы
Двухоктавные трихордные короткие арпеджио
Тетрахордные арпеджио
Трихордные длинные арпеджио
Тетрахордные длинные арпеджио
Доминантсептаккорд
Доминантсептаккорд и его обращение
Файлы: музыка.doc
Размер файла: 483840 байт.