Автор конспекта:
Автор(ы): — Рузанова Наталья Валерьевна
Место работы, должность: — МОУ гимназия № 77
Регион: — Самарская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — элемент мероприятия
Краткое описание ресурса: — Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося – это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения учащихся и учителей. Контроль – это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на других предметах, контроль выполняет две функции – собственно проверочную и диагностическую.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося – это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения учащихся и учителей.
Контроль – это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же, как и на других предметах, контроль выполняет две функции – собственно проверочную и диагностическую.
В первом случае, целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае, контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
Существует несколько способов проверки знаний учащихся.
- Для текущей проверки мы обычно используем устный опрос или тестирование. У некоторых ребят устный опрос вызывает отрицательные эмоции. Это связано с разными факторами: неуверенность, волнение, страх публичного выступления, недостаток знаний, неумение выразить свою мысль. Полагаться только на результаты теста мы не можем.
- Я в своей работе второй год пользуюсь методом «копилки».
Заключается он в следующем:
- За несколько дней до зачёта по той или иной теме учащиеся получают контрольные вопросы. Обычно я использую вопросы, которые расположены в учебнике в конце раздела и добавляю несколько вопросов на повторение.
Работа в группах
- Дома все готовятся самостоятельно.
- Для успешной работы учителю важно хорошо знать класс и правильно распределить детей. Перед зачётом делю класс на группы (4 — 6 человек) по своему усмотрению. Распределяю детей так, чтобы в каждой группе были учащиеся разного уровня знаний. Ребята знают, что для зачёта в конце урока я выберу любого ученика из группы, и его оценку получит каждый.
- Даю время для подготовки, подхожу к каждой группе и тихо наблюдаю, слушаю. Каждый учащийся проговаривает ответы на все вопросы зачёта в своей группе, т.е. 4 — 6 раз на слух воспринимается материал зачёта.
Примеры на каждый вопрос у ребят не должны повторяться. В результате заинтересованы все, поэтому более подготовленные дети объясняют и помогают тем, кто затрудняется. Никто не знает, кто пойдёт за всех отвечать, но каждый чувствует ответственность, которая на него ляжет. Подвести товарищей никто не хочет.
Во время наблюдения я вижу, что даже самые стеснительные и неуверенные в себе начинают отвечать, тут же отмечаю себе слабые места в знаниях отдельных учащихся. В такой работе проявляется чувство товарищества, сплочённости, что помогает сплочению классного коллектива.
Этот метод снимает напряжение и сохраняет психическое здоровье ребёнка, который отвечает в узком кругу одноклассников. Когда один выходит отвечать, все за него переживают, стараются подсказать. Чтобы избежать этого, я даю каждому в группе карточки с индивидуальными заданиями (разного уровня).
Сами ребята, считают, что этот метод помогает почувствовать себя уверенным перед ответом учителю. В зависимости от сложности темы, иногда после работы в группах просто меняю по одному ученику, и группа сама опрашивает «новичка», а я наблюдаю. Ребята очень любят такие зачёты и ждут без чувства страха.