Автор конспекта:
Автор(ы): — Асватова Ирина Витальевна
Место работы, должность: —
учитель физики МБОУ СОШ № 45 г.Челябинска
Регион: — Челябинская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
Описаны методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике+презентация
Методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.
Исходя из анализов ЕГЭ, начиная с 2002 года, мы видим, что характер типичных ошибок практически не меняется: формализм знаний (ученик знает формулы, но не всегда понимает их смысл и область применимости); недостаточное умение применять имеющиеся знания при выполнении заданий в изменённой, а тем более в новой ситуации; слабое понимание сути физических явлений и процессов (плохо выполняются качественные задачи); недостаточная сформированность таких общеучебных умений, как анализ графиков, табличных данных, фотографий физических явлений, процессов, экспериментальных установок; слабая математическая подготовка; неумение оценивать реальность полученных результатов – абсурдные ответы не смущают школьников, результаты ими не пересчитываются; слабое понимание области применимости физических законов в условиях конкретных задач. Еще больше огорчает, когда ошибки делаются по невнимательности, когда учащиеся попадают в «ловушки» (не перевел в систему СИ; не увидел размерность или параметры системы координат и т.д.).
Как научить ребенка избегать этих ошибок? В своей практике я применяю следующие приемы:
1. Использование общей схемы решения задач.
1. Запиши данные
Наглядно увидишь через какие величины должен быть выражен ответ
2. Сделай рисунок (схему); представь
Это позволит лучше интуитивно понять условие
3.Проверь
Увидишь все ли данные учтены, все ли величины выражены в системе СИ
4. Запиши основные законы для конкретной ситуации, составь алгебраическую систему уравнений
Ключевой этап решения
5. Реши систему уравнений
Математический этап решения
6. Проверь: детально, на размерность , на разумность
Избежишь «случайных» ошибок
Данную схему можно использовать при решении задач любого уровня сложности. Основная задача применения схемы – избежать «случайных» ошибок. Если решается задача уровня А, то в целях экономии времени, рекомендуется записывать только буквенные обозначения данных величин, что поможет быстрее вспомнить нужные формулы.
2. Придумай числовые данные.
А всегда ли учащийся может оценить разумность полученного результата? Для решения этой проблемы ученикам даются задачи без цифровых данных. Например такие:
a) С какой силой взаимодействуют два маленьких заряда, находящихся в вакууме на расстоянии ______ друг от друга? Заряд каждого шарика равен _____ .
b) КПД идеального теплового двигателя ______ . Чему равна температура нагревателя, если температура холодильника _____ ?
Каждый учащийся придумывает свои числовые данные и решает задачу, используя их. Придуманные данные и полученные результаты анализируются. Данный прием учит ребят сопоставлять цифровые данные, оценивать их соответствие действительности.
3. Расширь вопрос.
Этот прием применяется при решении задач уровня А.
Рассмотрим на примере следующей задачи:
Какими носителями электрического заряда создается ток в полупроводниках, не содержащих примесей?
1) Только электронами
2) Только ионами
3) Электронами и ионами
4) Электронами и дырками
При решении такой задачи не только выбирается правильный ответ, но и спрашивается каким веществам соответствуют остальные носители электрического заряда. Таким образом мы повторяем сразу несколько тем. Еще данный прием готовит ребят к решению задач-соответствий (В1).
4. Придумай задачу.
Как уже отмечалось, выполнение заданий в изменённой или в новой ситуации вызывает затруднение. Прежде всего ученика нужно психологически подготовить к решению таких задач, объяснить, что проверяются только те знания, которые содержит кодификатор элементов содержания. Если физическая ситуация не ясна, то ее нужно проанализировать, опираясь только на бесспорные положения, в отношении которых имеется абсолютная уверенность.
Чтобы качественная задача не показалась неожиданной и сложной, учащимся рекомендуется, при изучении теоретического материала, мысленно представлять себя на месте составителей КИМов, и самим придумывать качественные вопросы и отвечать на них.
Если в тренировочных материалах нам встречаются необычные расчетные задачи, мы их не только решаем, но и придумываем похожие по принципу решения. Например, решив задачу:
Как изменится температура идеального газа, если уменьшить его объем в 2 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением pV2=const?
Учащиеся предложили и решили такую задачу:
Как изменится температура идеального газа, если увеличить его давление в 4 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением p1/2V=const?
Все изложенные выше приемы учат ребят сознательно подходить к решению задач. Опыт показывает, что лучше сознательно и вдумчиво решить несколько задач, чем многократно подставлять в формулы заданные величины, не задумываясь о их физическом смысле.
Файлы: подготовка к ЕГЭ.ppt
Размер файла: 293376 байт.