Автор конспекта:
Автор(ы): — Асватова Ирина Витальевна

Место работы, должность: —

учитель физики МБОУ СОШ № 45 г.Челябинска

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Описаны методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике+презентация

Методические приемы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.

Исходя из анализов ЕГЭ, начиная с 2002 года, мы видим, что характер типичных ошибок практически не меняется: формализм знаний (ученик знает формулы, но не всегда понимает их смысл и область применимости); недостаточное умение применять имеющиеся знания при выполнении заданий в изменённой, а тем более в новой ситуации; слабое понимание сути физических явлений и процессов (плохо выполняются качественные задачи); недостаточная сформированность таких общеучебных умений, как анализ графиков, табличных данных, фотографий физических явлений, процессов, экспериментальных установок; слабая математическая подготовка; неумение оценивать реальность полученных результатов – абсурдные ответы не смущают школьников, результаты ими не пересчитываются; слабое понимание области применимости физических законов в условиях конкретных задач. Еще больше огорчает, когда ошибки делаются по невнимательности, когда учащиеся попадают в «ловушки» (не перевел в систему СИ; не увидел размерность или параметры системы координат и т.д.).

Как научить ребенка избегать этих ошибок? В своей практике я применяю следующие приемы:

1. Использование общей схемы решения задач.

1. Запиши данные

Наглядно увидишь через какие величины должен быть выражен ответ

2. Сделай рисунок (схему); представь

Это позволит лучше интуитивно понять условие

3.Проверь

Увидишь все ли данные учтены, все ли величины выражены в системе СИ

4. Запиши основные законы для конкретной ситуации, составь алгебраическую систему уравнений

Ключевой этап решения

5. Реши систему уравнений

Математический этап решения

6. Проверь: детально, на размерность , на разумность

Избежишь «случайных» ошибок

Данную схему можно использовать при решении задач любого уровня сложности. Основная задача применения схемы – избежать «случайных» ошибок. Если решается задача уровня А, то в целях экономии времени, рекомендуется записывать только буквенные обозначения данных величин, что поможет быстрее вспомнить нужные формулы.

2. Придумай числовые данные.

А всегда ли учащийся может оценить разумность полученного результата? Для решения этой проблемы ученикам даются задачи без цифровых данных. Например такие:

a) С какой силой взаимодействуют два маленьких заряда, находящихся в вакууме на расстоянии ______ друг от друга? Заряд каждого шарика равен _____ .

b) КПД идеального теплового двигателя ______ . Чему равна температура нагревателя, если температура холодильника _____ ?

Каждый учащийся придумывает свои числовые данные и решает задачу, используя их. Придуманные данные и полученные результаты анализируются. Данный прием учит ребят сопоставлять цифровые данные, оценивать их соответствие действительности.

3. Расширь вопрос.

Этот прием применяется при решении задач уровня А.

Рассмотрим на примере следующей задачи:

Какими носителями электрического заряда создается ток в полупроводниках, не содержащих примесей?

1) Только электронами

2) Только ионами

3) Электронами и ионами

4) Электронами и дырками

При решении такой задачи не только выбирается правильный ответ, но и спрашивается каким веществам соответствуют остальные носители электрического заряда. Таким образом мы повторяем сразу несколько тем. Еще данный прием готовит ребят к решению задач-соответствий (В1).

4. Придумай задачу.

Как уже отмечалось, выполнение заданий в изменённой или в новой ситуации вызывает затруднение. Прежде всего ученика нужно психологически подготовить к решению таких задач, объяснить, что проверяются только те знания, которые содержит кодификатор элементов содержания. Если физическая ситуация не ясна, то ее нужно проанализировать, опираясь только на бесспорные положения, в отношении которых имеется абсолютная уверенность.

Чтобы качественная задача не показалась неожиданной и сложной, учащимся рекомендуется, при изучении теоретического материала, мысленно представлять себя на месте составителей КИМов, и самим придумывать качественные вопросы и отвечать на них.

Если в тренировочных материалах нам встречаются необычные расчетные задачи, мы их не только решаем, но и придумываем похожие по принципу решения. Например, решив задачу:

Как изменится температура идеального газа, если уменьшить его объем в 2 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением pV2=const?

Учащиеся предложили и решили такую задачу:

Как изменится температура идеального газа, если увеличить его давление в 4 раза при осуществлении процесса, в котором давление и объем газа связаны соотношением p1/2V=const?

Все изложенные выше приемы учат ребят сознательно подходить к решению задач. Опыт показывает, что лучше сознательно и вдумчиво решить несколько задач, чем многократно подставлять в формулы заданные величины, не задумываясь о их физическом смысле.

Файлы: подготовка к ЕГЭ.ppt
Размер файла: 293376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

dezinfo.net