Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Наталья Олеговна

Место работы, должность: — МОУ ЦО ППК шк. №26 руководитель оркестра народных инструментов

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний каждого отдельного человека через музыку. Создание своего музыкального образа.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемое оборудование: —

Магнитофон

Краткое описание: — Организационный момент, прослушивание произведения в исполнении разных музыкантов, характеристика создаваемых ими образов произведения и создание собственного образа. Подведение итогов.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств» (Р. Шуман)

  • Сообщение темы урока
  • - В течение последних месяцев мы с вами разучили нотный текст песни «Катюша». Но достаточно ли этого для слушателя? Конечно, нет, у любого произведения есть собственный характер. И сегодня мы с вами попробуем создать свой образ этой песни.

    3. Работа по теме урока:

    Для того чтобы понять, что хотел передать автор через свою музыку надо знать историю ее создания.

    Выступает учащийся с докладом: В 1938 году состоялась премьера песни М. Блантера «Катюша» в исполнении Государственного джаз-оркестра Союза ССР. В то время люди уже предчувствовали войну, ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании, в том же году Красная Армия вела тяжелую борьбу с японскими самураями. По этим причинам тема Родины, тема защиту ее от посягательств врага была темой самой важной. Так в советскую песенную лирику вошла тема любви девушки и война, защитника Родины. Матери, жены, невесты провожали сыновей , мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, об этом и пелись песни. Образ тоскующей женщины ожидающей война с поля брани вызывал сочувствие и сострадание. Но музыка и слова «Катюши

    Выражали светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиней песни гордится тем, что ее любимый – «Боец на дальнем пограничье». В устах миллионов людей она звучала как песня не о грусти разлуки, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о патриотических чувствах людей. В годы Великой Отечественной войны эта песня зазвучала по-другому. Ее именем ласково «окрестили» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага и музыке появились более суровые интонации, маршеобразные ритмы. Было и несколько вариантов стихов:

    Шли бои на море и на суше,

    Грохотали выстрелы кругом,

    Распевала песенки катюша,
    Под Калугой, Тулой и орлом.

    На магнитофоне прослушиваются несколько вариантов исполнения этой песни. (песенный со словами, инструментальный в исполнении духового оркестра, и в исполнении оркестра русских народных инструментов)

    - Наверное, вы заметили, что у каждого исполнителя эта песня звучит по-разному. Какие образы и настроения вы услышали в только что прослушанных вариантах «Катюши»?

    Итог урока: дети рассказывают о тех образах, которые они представили себе, слушая эту музыку. Учащиеся предложили первый куплет исполнить в лирическо-песеном жанре, воплощая образ любви девушки и война, второй куплет в более воинственном характере, как напоминание о суровом времени войны (этот образ получился за счет добавления партии большого барабана и звучания главной темы у альтовых домр, на октаву ниже).

    - Как вы думаете, получился у нас свой характер этой песни? Давайте мы попробуем исполнить ее так, чтобы слушатель мог представить все переживания человеческих чувств, заложенных в этой песне.

    Оркестр исполняет «Катюшу».

    Домашнее задание: Нарисовать те образы, которые больше всего запомнились вам сегодня.

    Файлы: Makarova Tatyana Ivanovna.doc
    Размер файла: 45568 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология