Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Наталья Олеговна
Место работы, должность: — МОУ ЦО ППК шк. №26 руководитель оркестра народных инструментов
Регион: — Псковская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний каждого отдельного человека через музыку. Создание своего музыкального образа.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 17
Используемое оборудование: —
Магнитофон
Краткое описание: — Организационный момент, прослушивание произведения в исполнении разных музыкантов, характеристика создаваемых ими образов произведения и создание собственного образа. Подведение итогов.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Ход урока:
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств» (Р. Шуман)
- В течение последних месяцев мы с вами разучили нотный текст песни «Катюша». Но достаточно ли этого для слушателя? Конечно, нет, у любого произведения есть собственный характер. И сегодня мы с вами попробуем создать свой образ этой песни.
3. Работа по теме урока:
Для того чтобы понять, что хотел передать автор через свою музыку надо знать историю ее создания.
Выступает учащийся с докладом: В 1938 году состоялась премьера песни М. Блантера «Катюша» в исполнении Государственного джаз-оркестра Союза ССР. В то время люди уже предчувствовали войну, ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании, в том же году Красная Армия вела тяжелую борьбу с японскими самураями. По этим причинам тема Родины, тема защиту ее от посягательств врага была темой самой важной. Так в советскую песенную лирику вошла тема любви девушки и война, защитника Родины. Матери, жены, невесты провожали сыновей , мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, об этом и пелись песни. Образ тоскующей женщины ожидающей война с поля брани вызывал сочувствие и сострадание. Но музыка и слова «Катюши
Выражали светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиней песни гордится тем, что ее любимый – «Боец на дальнем пограничье». В устах миллионов людей она звучала как песня не о грусти разлуки, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о патриотических чувствах людей. В годы Великой Отечественной войны эта песня зазвучала по-другому. Ее именем ласково «окрестили» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага и музыке появились более суровые интонации, маршеобразные ритмы. Было и несколько вариантов стихов:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом,
Распевала песенки катюша,
Под Калугой, Тулой и орлом.
На магнитофоне прослушиваются несколько вариантов исполнения этой песни. (песенный со словами, инструментальный в исполнении духового оркестра, и в исполнении оркестра русских народных инструментов)
- Наверное, вы заметили, что у каждого исполнителя эта песня звучит по-разному. Какие образы и настроения вы услышали в только что прослушанных вариантах «Катюши»?
Итог урока: дети рассказывают о тех образах, которые они представили себе, слушая эту музыку. Учащиеся предложили первый куплет исполнить в лирическо-песеном жанре, воплощая образ любви девушки и война, второй куплет в более воинственном характере, как напоминание о суровом времени войны (этот образ получился за счет добавления партии большого барабана и звучания главной темы у альтовых домр, на октаву ниже).
- Как вы думаете, получился у нас свой характер этой песни? Давайте мы попробуем исполнить ее так, чтобы слушатель мог представить все переживания человеческих чувств, заложенных в этой песне.
Оркестр исполняет «Катюшу».
Домашнее задание: Нарисовать те образы, которые больше всего запомнились вам сегодня.
Файлы: Makarova Tatyana Ivanovna.doc
Размер файла: 45568 байт.