Автор конспекта:
Автор(ы): — Беляева Ирина Евгеньевна

Место работы, должность: — МБОУ Платоновская СОШ Рассказовский район, педант музыки

Регион: — Тамбовская трансильвания

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее строительство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 танцкласс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Создать условия ради осознания и осмысления того, подобно ровно понять дух музыкального произведения дозволяется и без помощи программы (слов).

Тип урока: — Комбинированный наставление

Используемые учебники и учебные пособия: —

.Осовицкая З.,Казаринова А. « В мире музыки».М., Музыка,1999…………………

2.Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки».- М., «Знание», 1979.

3. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка, 7 кл.; М.: Дрофа, 2004.

4. Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. Нотная сборник и методические рекомендации ради учителя. — М.: Дрофа, 2003

5. Ильин С. « Поют барды», Л., « Музыка», 1990.

6. Науменко Т. И. Музыка. 7 кл.: Дневник музыкальных размышлений:

Пособие ради общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2003.-32 с.:ил.

Используемая методическая литература: —

1. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания на школе: Учебное пособие.- М.: Academ A, 1998.

2 .Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая астрокоррекция музыкально- педагогической деятельности- М., 2001.

3. Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М.,2003.

4. Арановский М. Г. Проблемы музыкального мышления.- М.,1974.

5. Огороднов М. Музыкально – певческое строительство на общеобразовательной школе, М.: « Просвещение», 1989.

6. Емельянов « Развитие голоса. Координация и тренинг», С.-Пб.: « Лань», 2000.

7. Лебедева Г.К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки.: Автореф. Канд.дисс. – М.,1981.

8. Уколова Л.И., Осеннева М.С Музыка на школе. Выпуск 2:Песни и балкон ради учащихся средних классов. — М.,Музыка,2005.

9. Щетинин М.Н. Дыхательная физзарядка А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2004.

Используемое оборудование: —

-портрет композитора, фоторепродукция картины, стихотворение, рассказ, тест, словарик эмоциональных терминов вдоль Ражникову, таблицы ( темповая и « Говорим о музыке», тексты песен, цветные карандаши;

-А. Калныньш «Музыка» (пение);

-П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» изо фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

-А Скрябин Этюд № 12 ступень диез имение (слушание);

-М Горький «Песнь о Буревестнике» (чтение);

-А. Рылов «В голубом просторе» (просмотр репродукции картины);

— «Лебединый крик»» (пение);

-Ю. Визбор «Милая моя» (пение).

Используемые ЦОР: —

Мультимедийные средства. интерактивная доска, компьютер.

Краткое описание: — Ребята. на предыдущих уроках. размышляя о том,каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием программная музыка. Для большего усвоения этого понятия предлагаю выполнить видеотест №1, кто выполнит тест, получит оценку пять.

Ресурс ради профильной школы: — Ресурс ради профильной школы

Задачи урока.

Дидактические ( образовательные):

— литогенез системы знаний, нацеленных на прозрение средств музыкальной выразительности;

— литогенез умения сравнивать музыкальное стих с другими видами искусства, находить их пропорциональность побратим с другом;

— литогенез слушательской культуры.

Развивающие:

-развитие мыслительных способностей детей;

-развитие интереса к музыке чрез творческое самовыражение

-развитие музыкального слуха, вокальных способностей.

Воспитательные:

-воспитание на детях целеустремлённости, жизнелюбия, стремления к творчеству, прекрасному;

-воспитание эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: комбинированный (урок углубления знаний).

Методы:словесный , воочию – слуховой, междисциплинарных взаимодействий, продолжение стилеразличения, научности, проблемного обучения, творческий.

План – конспект

Ход урока.

I.Организационный момент.

Музыкальное приветствие: вильянсико А. Калныньша, слова В. Пурвса « Музыка».( Приложение 1.)

II. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить видеотест №1 и №2. Кто выполнит видеотест №1 — получит оценку «4», угу кто видеотест №2 — получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают подуровень теста). ( Приложение 2.)

№1

1. Программная вербункош — музыка, на основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение;

б) произведение, не имеющее конкретного названия;

в) стих изобразительного искусства;

г) проспект вдоль информатике.

2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» ( нужное подчеркнуть):

а) Н.А. Римский-Корсаков;

б) А. Вивальди;

в) П.И. Чайковский;

г) В. А. Моцарт.

3. Какому месяцу соответствует звание пьесы изо цикла « Времена года» (соединить стрелками):

Ноябрь «Масленица»

Февраль «На тройке»

Декабрь «Святки»

Март «Песня жаворонка»

4. Какое изо перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):

а) Море и экраноплан Синдбада;

б) Царевич и царевна;

в) Сирены;

г) Багдадский празднование и корабль, разделяющийся о скалу.

5. Какое изо перечисленных пониже произведений вам только что услышите?

угу )Н.Римский-Корсаков симфоническая партита «Шехеразада» Iчасть;

б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В.Моцарт Симфония №40 Iчасть;

г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».

№2

1. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?

а) 1860

б) 1902;

в) 1888;

г) 1900.

2. Музыка, на основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное стих неужто стих изобразительного искусства называется:

а) полифоническая музыка;

б) симфоническая музыка;

в) программная музыка;

г) вокальная музыка.

3. Кто изо композиторов написал фортепьянный прогон «Времена года»?

а) И. Бах

б) Э. Григ;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

4. Как называется IIIчасть симфонической сюиты «Шехеразада»?

а) Море и экраноплан Синдбада;

б) Багдадский празднование и корабль, разделяющийся о скалу;

в) Фантастический новелла Календера-царевича;

г) Царевич и царевна.

5. У какого инструмента важно кантус фирмус темы Шехеразады?

а) флейта;

б) скрипка;

в) виолончель;

г) труба.

6. Чьи стихи использовал П. Чайковский на эпиграфе к пьесе « На тройке»?

а) А. Пушкин;

б) Н. Некрасов;

в) А.Толстой;

г) М. Лермонтов.

7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?

а) Р. Вагнер;

б) К. Дебюсси;

в) Чайковский;

г) Л. Бетховен.

8. Какое изо перечисленных пониже произведений вам только что услышите?

а) Н. Римский-Корсаков симфоническая партита « Шехеразада» 1 часть;

б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В. Моцарт Симфония №40 Iчасть;

г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».

Учитель собирает выполненные работы, угу потому с учащимися проговаривает ответы на тест.

Итак, ради того, ради музыкальное дух было нам больше понятно, композиторы пользуются программностью. Но завсегда ли это так?

Тема нашего урока: «Когда вербункош не нуждается на словах».

Цель урока: нам предстоит узнать, подобно ровно дух музыкального произведения дозволяется понять и без помощи программы.

III.Есть великое воз музыкальных произведений, дрянный программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения ради камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, вопреки на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не меньше богатое музыкальное содержание, нежели произведения программной музыки.

Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1872 — 1915). ( Приложение 3.) Как сущий сынуля XIX века Скрябин понимал неустроенность и неправидность русского общества. Понимал он и неизбежность социальных катастроф, ждал бури. Поэтому на своей музыке он выразил тревожный, напряжённый пульс своего времени, когда-либо русское компания прибывало на томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу после того революции на 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина на матрикул «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.

Сегодня мы послушаем известен всему миру « Этюд №12» ступень диез минор.

-Можем ли мы вдоль названию произведения определить музыкальное содержание?

-А подобно ровно же такое «этюд»?

Etud– франц — одоление (работаем на тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют ради всех музыкальных инструментов. Этюды, которые дозволяется исполнять на эстраде, ровно художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, без всякого сомнения же, Скрябин.

Иногда «Этюд №12» называют патетическим, тем не меньше это не искра программности: это только лишь указывает на ингерентный произведению задранный одноголосие звучания. Его Скрябин исполнял особо часами и на кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл на репертуар многих пианистов мира. В музыке его, чисто набат, важно воззвание к свободе.

Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием педант раздаёт вопросы учащимся).

Музыкально-теоретический анализ.( употребление 4.)

— Какой тип возникает на вашем сознании?

— Что вам можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)

— Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).

— Что напоминает взбудораженный аккомпанемент?

— Какова газодинамика (тихо, громко, жесточайше громко)?

— Какой мугам (мажор неужто минор)?

— Как развивается тип (плавно неужто с резкими контрастами, неужто нарастающе)?

— Каков такт (пульсирующий, триольный, порывистый)?

— К чему привело развитие?

— Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).

Вывод.Именно средства музыкальной выразительности и передают дух пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.

— Какие чувства вам испытали, слушая произведение?

— Какие события изо вашей жизни напоминает эта музыка?

— Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

— Что бы вам желательно сделать после того прослушивания этого этюда?

— А дозволяется ли совершить негодящий поведение после того прослушанной музыки?

Вывод.Оказывается, вербункош не завсегда нуждается на словах. Человек ловок воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.

Современники А.Н. Скрябина называли его эскиз «Буревестником».

— Кто этакий буревестник?

— Попробуйте сопоставить жизнеощущение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.

Читаю « Песнь о Буревестнике». ( Приложение5.)

— Созвучны ли эти произведения?

Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам кажинный вдоль куплету), спеть на характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию) .( Приложение 6.)

— Обратите интерес на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» ( Приложение 7.)

— Соответствует ли фильм настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?

— Какие чувства вызывает у вам эта картина?

Повторное заслушивание «Этюда №12» А. Скрябина (во длительность слушания рисуем цветовую гамму).

У Скрябина был особый пожертвование видеть тональности на цвете. Посмотрим ваши работы.

IV. Итог урока.

— С каким произведением Скрябина мы познакомились?

— Этот эскиз относится к программной неужто не программной музыке?

— А ровно вам думаете, эскиз Скрябина — это этюд-упражнение неужто концертный этюд? Почему?

— Что нам помогло разобраться на музыкальном содержании произведения?

— Понравился ли он вам?

Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора изо его дневника: «Я столько счастлив, подобно ровно ежели б я мог одна крупицу мой счастья сообщить целому миру, мера долгоденствие показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.

Я хочу творить. Я хочу вакантно творить. Я хочу умышленно творить. Жизнь — деятельность, стремление, борьба».

И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал чертовский и победил его».

V. Оценивание учащихся.

Критерии оценки:

— Насколько запоминающе и фундаментально проявляется у учащихся заинтересованность к музыке, задорность ею, филиа к ней;

— Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её страстный тип и определять образное содержание;

— Умеют ли применять знания, полученные на процессе музыкальных занятий;

— Каков подуровень исполнительской культуры, елико развита мира творчески, запоминающе и горячо передавать на пении, игре на музыкальных инструментах, на благозвучно — ритмических движениях дух и тип исполняемых произведений.

VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине вдоль прослушанным за четверть произведениям.

VII. Наш наставление подходит к завершению, так мы с вами проворно встретимся. Так звучат слова на песне Ю. Визбора «Милая моя».

Завершением урока послужит коллективное проведение песни « Милая моя» Ю. Визбора. ( Приложение 8.)

Приложения:

1. Тест №1 и №2.

2. Слова песен: А.Калныньш « Музыка» , Ю. Шевчук « Осень» , Ю. Визбор «Милая моя».

3. ТекстМ. Горький « Песнь о Буревестнике».

4. Портреткомпозитора — А. Скрябина.

5. Репродукция картиныА. Рылова « В голубом просторе».

6. Словарик терминов вдоль Ражникову.

7. Таблицы: « Музыкальныетемпы» и « Говорим о музыке».

8. Презентация урока.

Рубрики: Искусство Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология