Автор конспекта:
Автор(ы): — Беляева Ирина Евгеньевна

Место работы, должность: — МБОУ Платоновская СОШ Рассказовский район, преподаватель музыки

Регион: — Тамбовская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее пылеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 буржуазия

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Создать условия для осознания и осмысления того, подобно тому подобно понять биогенность музыкального произведения дозволяется и без помощи программы (слов).

Тип урока: — Комбинированный задача

Используемые учебники и учебные пособия: —

.Осовицкая З.,Казаринова А. « В мире музыки».М., Музыка,1999…………………

2.Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки».- М., «Знание», 1979.

3. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка, 7 кл.; М.: Дрофа, 2004.

4. Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. Нотная сборник и методические рекомендации для учителя. — М.: Дрофа, 2003

5. Ильин С. « Поют барды», Л., « Музыка», 1990.

6. Науменко Т. И. Музыка. 7 кл.: Дневник музыкальных размышлений:

Пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2003.-32 с.:ил.

Используемая методическая литература: —

1. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: Academ A, 1998.

2 .Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая автокоррекция музыкально- педагогической деятельности- М., 2001.

3. Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М.,2003.

4. Арановский М. Г. Проблемы музыкального мышления.- М.,1974.

5. Огороднов М. Музыкально – певческое пылеобразование в общеобразовательной школе, М.: « Просвещение», 1989.

6. Емельянов « Развитие голоса. Координация и тренинг», С.-Пб.: « Лань», 2000.

7. Лебедева Г.К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки.: Автореф. Канд.дисс. – М.,1981.

8. Уколова Л.И., Осеннева М.С Музыка в школе. Выпуск 2:Песни и хоры для учащихся средних классов. — М.,Музыка,2005.

9. Щетинин М.Н. Дыхательная электрогимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2004.

Используемое оборудование: —

-портрет композитора, самовоспроизведение картины, стихотворение, рассказ, тест, словарик эмоциональных терминов по Ражникову, таблицы ( темповая и « Говорим о музыке», тексты песен, цветные карандаши;

-А. Калныньш «Музыка» (пение);

-П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» изо фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

-А Скрябин Этюд № 12 ступень идеограмма минор (слушание);

-М Горький «Песнь о Буревестнике» (чтение);

-А. Рылов «В голубом просторе» (просмотр репродукции картины);

— «Лебединый крик»» (пение);

-Ю. Визбор «Милая моя» (пение).

Используемые ЦОР: —

Мультимедийные средства. интерактивная доска, компьютер.

Краткое описание: — Ребята. на предыдущих уроках. размышляя о том,каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием программная музыка. Для большего усвоения сего понятия предлагаю выполнить испытание №1, кто выполнит тест, получит оценку пять.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Задачи урока.

Дидактические ( образовательные):

— анагенез системы знаний, нацеленных на прозрение средств музыкальной выразительности;

— анагенез умения сравнивать музыкальное вырабатывание с другими видами искусства, находить их конгруэнтгость кунак с другом;

— анагенез слушательской культуры.

Развивающие:

-развитие мыслительных способностей детей;

-развитие интереса к музыке путем творческое самовыражение

-развитие музыкального слуха, вокальных способностей.

Воспитательные:

-воспитание в детях целеустремлённости, жизнелюбия, стремления к творчеству, прекрасному;

-воспитание эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: комбинированный (урок углубления знаний).

Методы:словесный , убедительно – слуховой, междисциплинарных взаимодействий, анагенез стилеразличения, научности, проблемного обучения, творческий.

План – конспект

Ход урока.

I.Организационный момент.

Музыкальное приветствие: бульба А. Калныньша, слова В. Пурвса « Музыка».( Приложение 1.)

II. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения сего понятия я предлагаю выполнить испытание №1 и №2. Кто выполнит испытание №1 — получит оценку «4», а кто испытание №2 — получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают поверхность теста). ( Приложение 2.)

№1

1. Программная блюз — музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение;

б) произведение, не имеющее конкретного названия;

в) вырабатывание изобразительного искусства;

г) обозреватель по информатике.

2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» ( нужное подчеркнуть):

а) Н.А. Римский-Корсаков;

б) А. Вивальди;

в) П.И. Чайковский;

г) В. А. Моцарт.

3. Какому месяцу соответствует название пьесы изо цикла « Времена года» (соединить стрелками):

Ноябрь «Масленица»

Февраль «На тройке»

Декабрь «Святки»

Март «Песня жаворонка»

4. Какое изо перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):

а) Море и вертолетоносец Синдбада;

б) Царевич и царевна;

в) Сирены;

г) Багдадский парад и корабль, членящийся о скалу.

5. Какое изо перечисленных дальше произведений вам немедля услышите?

а )Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» Iчасть;

б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В.Моцарт Симфония №40 Iчасть;

г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».

№2

1. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?

а) 1860

б) 1902;

в) 1888;

г) 1900.

2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное вырабатывание разве вырабатывание изобразительного искусства называется:

а) полифоническая музыка;

б) симфоническая музыка;

в) программная музыка;

г) вокальная музыка.

3. Кто изо композиторов написал фортепьянный круг «Времена года»?

а) И. Бах

б) Э. Григ;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

4. Как называется IIIчасть симфонической сюиты «Шехеразада»?

а) Море и вертолетоносец Синдбада;

б) Багдадский парад и корабль, членящийся о скалу;

в) Фантастический предание Календера-царевича;

г) Царевич и царевна.

5. У какого инструмента важно голосочек темы Шехеразады?

а) флейта;

б) скрипка;

в) виолончель;

г) труба.

6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?

а) А. Пушкин;

б) Н. Некрасов;

в) А.Толстой;

г) М. Лермонтов.

7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?

а) Р. Вагнер;

б) К. Дебюсси;

в) Чайковский;

г) Л. Бетховен.

8. Какое изо перечисленных дальше произведений вам немедля услышите?

а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;

б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В. Моцарт Симфония №40 Iчасть;

г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».

Учитель собирает выполненные работы, а вслед после тем с учащимися проговаривает ответы на тест.

Итак, для того, чтобы музыкальное биогенность было нам больше понятно, композиторы пользуются программностью. Но навеки ли это так?

Тема нашего урока: «Когда блюз не нуждается в словах».

Цель урока: нам предстоит узнать, подобно тому подобно биогенность музыкального произведения дозволяется понять и без помощи программы.

III.Есть великое уймища музыкальных произведений, слабый программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, невзирая на неявка литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.

Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1872 — 1915). ( Приложение 3.) Как справедливый бастард XIX века Скрябин понимал нескладность и неправидность русского общества. Понимал он и необходимость социальных катастроф, ждал бури. Поэтому в своей музыке он выразил тревожный, напряжённый темп своего времени, когда-либо русское ао прибывало в томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу впоследствии революции в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров после подписью В.И. Ленина в реестр «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.

Сегодня мы послушаем нашумевший всему миру « Этюд №12» ступень идеограмма минор.

-Можем ли мы по названию произведения определить музыкальное содержание?

-А подобно тому подобно же такое «этюд»?

Etud– франц — маркшейдерия (работаем в тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые дозволяется исполнять на эстраде, подобно художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, без сомнения же, Скрябин.

Иногда «Этюд №12» называют патетическим, а это не доминанта программности: это только указывает на неотъемлемый произведению патетичный нотка звучания. Его Скрябин исполнял особливо зачастую и в кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл в запас многих пианистов мира. В музыке его, подобно тому подобно набат, важно тсс к свободе.

Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием преподаватель раздаёт вопросы учащимся).

Музыкально-теоретический анализ.( приобщение 4.)

— Какой отображение возникает в вашем сознании?

— Что вам можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)

— Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).

— Что напоминает всколыхненный аккомпанемент?

— Какова макродинамика (тихо, громко, колоссально громко)?

— Какой мугам (мажор разве минор)?

— Как развивается отображение (плавно разве с резкими контрастами, разве нарастающе)?

— Каков биоритм (пульсирующий, триольный, порывистый)?

— К чему привело развитие?

— Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).

Вывод.Именно средства музыкальной выразительности и передают биогенность пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.

— Какие чувства вам испытали, слушая произведение?

— Какие события изо вашей жизни напоминает эта музыка?

— Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

— Что бы вы хотелось сделать впоследствии прослушивания сего этюда?

— А дозволяется ли совершить неудовлетворительный акция впоследствии прослушанной музыки?

Вывод.Оказывается, блюз не навеки нуждается в словах. Человек способен воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.

Современники А.Н. Скрябина называли его рисунок «Буревестником».

— Кто этакий буревестник?

— Попробуйте сопоставить эмоция музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.

Читаю « Песнь о Буревестнике». ( Приложение5.)

— Созвучны ли эти произведения?

Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам всяк по куплету), спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию) .( Приложение 6.)

— Обратите забота на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» ( Приложение 7.)

— Соответствует ли сцена настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?

— Какие чувства вызывает у вы эта картина?

Повторное слушание «Этюда №12» А. Скрябина (во времена слушания рисуем цветовую гамму).

У Скрябина был индивидуальный дание видеть тональности в цвете. Посмотрим ваши работы.

IV. Итог урока.

— С каким произведением Скрябина мы познакомились?

— Этот рисунок относится к программной разве не программной музыке?

— А подобно вам думаете, рисунок Скрябина — это этюд-упражнение разве концертный этюд? Почему?

— Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения?

— Понравился ли он вам?

Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора изо его дневника: «Я приближенно счастлив, подобно тому подобно благо б я мог одна крупицу моего счастья сообщить целому миру, приближенно живот показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.

Я хочу творить. Я хочу непринужденно творить. Я хочу умышленно творить. Жизнь — деятельность, стремление, борьба».

И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал уныние и победил его».

V. Оценивание учащихся.

Критерии оценки:

— Насколько броско и несокрушимо проявляется у учащихся ориентация к музыке, задорность ею, амур к ней;

— Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её экстазный тон и определять образное содержание;

— Умеют ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий;

— Каков поверхность исполнительской культуры, насколько развита талант творчески, броско и чувствительно передавать в пении, игре на музыкальных инструментах, в благозвучно — ритмических движениях биогенность и тон исполняемых произведений.

VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине по прослушанным после бутылка произведениям.

VII. Наш задача годится к завершению, а мы с вами оживленно встретимся. Так звучат слова в песне Ю. Визбора «Милая моя».

Завершением урока послужит коллективное воплощение песни « Милая моя» Ю. Визбора. ( Приложение 8.)

Приложения:

1. Тест №1 и №2.

2. Слова песен: А.Калныньш « Музыка» , Ю. Шевчук « Осень» , Ю. Визбор «Милая моя».

3. ТекстМ. Горький « Песнь о Буревестнике».

4. Портреткомпозитора — А. Скрябина.

5. Репродукция картиныА. Рылова « В голубом просторе».

6. Словарик терминов по Ражникову.

7. Таблицы: « Музыкальныетемпы» и « Говорим о музыке».

8. Презентация урока.

Файлы: Презентация3.ppt
Размер файла: 3079680 байт.

Рубрики: Искусство Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология