Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Ольга Николаевна

Место работы, должность: — Оржевский филиал МБОУ Уметской СОШ, учитель начальных классов

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

  • образовательная: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах;
  • развивающая: познакомить детей с летосчислением;
  • воспитательная: воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас» часть 1, 4 класс. М. 2007г.

2. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, М.2007 г.

3. Рабочая тетрадь к учебнику Г.И. Годера «История Древнего мира» 5 класс.

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Краткое описание: — Данный урок посвящен изучению и закреплению исторических сведений и предназначен для учеников 4 класса. Знание истории необходимо для дальнейшего развития человечества.

Тема «Мир глазами историка».

Цель урока:

  • образовательная: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах;
  • развивающая: познакомить детей с летосчислением;
  • воспитательная: воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

План урока:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Чем занимаются археологи.

4. Счет лет в истории.

5. Решение задач.

5. Исторические карты.

6. Закрепление.

Новые термины:

История, исторические источники, археолог, летописи, архив, римские цифры.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I Организационный момент, сообщение темы урока.

— Знакомство с детьми.

— Презентация.Сегодня мы с вами поговорим об истории. История – это очень интересный, увлекательный предмет. На уроках истории, как на машине времени, мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

II Актуализация знаний.

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…» Что же такое история?

— Как вы думаете, вчерашний день – это история? Почему?

III Изучение нового материала.

История-это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ. Вы, ваши родители, я — пишем историю сегодня, от нас зависит, какой она будет сейчас

Мы помним, что было неделю назад, а как люди узнали, что происходило много лет назад?

Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях ( на уроках истории мы ведем словари, куда записываем словарные слова).

Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах. Архив – это хранилища документов.

До наших дней сохранились замечательные постройки, такие, например, как пирамиды. Кто знает, что такое пирамиды? Где они находятся? Пирамиды – это гробницы правителей Египта (фараонов).

Это замок. Раньше в замках жили рыцари. Замки строили на холмах, окружали крепостной стеной. Как вы думаете, почему?

Посмотрите, какая была раньше посуда, давайте сравним с посудой, которой мы пользуемся сейчас.

Это комната. Обратите внимание, в комнате красивая мебель, красивый резной потолок, стены, украшенные картинами. Так раньше обустраивали свои комнаты богатые люди.

Древние монеты, украшения, старое оружие – дают нам представление о прошлом. ( Можно задать вопрос, обращаясь к мальчикам: «Кто знает, как называется это оружие?» Катапульт – метательная машина.)

Так раньше одевались люди. Девочки, посмотрите, какое красивое платье!

Старинные сооружения, летописи, монеты – это исторические источники. Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Многие исторические источники были обнаружены, благодаря археологам. Кто такой археолог? Археологи – это ученые, которые ведут раскопки. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Какое событие было раньше, а какое позже.

Большие отрезки времени – называют годами. Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой.

Сто лет – это столетие или век.

Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков.

Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат. Посмотрите, это «линия времени». Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра ( а пишем сокращенно н.э.) Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событии – война, основание города – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры.

Если другое событие произошло на один год раньше, т.е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т.д. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э.

1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата.

Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима (это Колизей -один из знаменитых древних памятников Рима).

А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени».

Рим Москва

_________________________/___________/____________/________________________

753 1147

До нашей эры Наша эра

Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

Можно решать задачи не только по математике, но и по истории.

Решим задачу: Какой из двух городов — Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше? Что мы для этого сделаем?

Ответы детей. Решение: 753+1147=1900 Рим старше Москвы.

IVЗакрепление.

Фамилия, имя__________

1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

— 1861 г. –

— 2001 г. –

— 1097 г. –

— 1359 г. –

-1242 г. –

2. Отметь на линии времени следующие даты:

Р.Х.

____________________________/______________________________________

74 г. до н.э.

1380 г.

114 г. до н. э.

1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.

Р.Х.

2010 г.

_____________________________/_____________________________________

5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.

30 г. Р.Х. 14 г.

_________________________/_____/_________/___________________________

V. Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком» 1

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!

VI. Д.з. стр.42-46

Файлы: Исторические источники.rar
Размер файла: 28202 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология