Автор конспекта:
Автор(ы): — Макарова Наталья Юрьевна

Место работы, должность: — Берёзовский отделение МБОУ Умётской СОШ, педагог-организатор

Регион: — Тамбовская ответвление

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее шлир

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 чин

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

  • Сформировать объективное познавание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
  • Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
  • Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
  • Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся на классе (аудитории): — 11

    Используемые учебники и учебные пособия: —

  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России елда XVI-XVIII век. 7 класс. “Просвещение”, Москва-2009.
  • В.В. Шаповал Дидактические материалы вдоль истории России XVI-XVIII веков. 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
  • Е.В. Симонова Поурочные разработки вдоль истории России, 7 класс, “Экзамен”, Москва-2006.
  • Хрестоматия. История России XVI- XVIII веков, 7 класс, Издательский дом “Новый учебник”, Москва-2007.
  • Используемая методическая литература: —

    Используемое оборудование: —

  • Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
  • Историческая фишка «Россия на 17в.;
  • Раздаточный материал с тем чтобы самостоятельной работы;
  • Мультимедийная установка;
  • Презентация к уроку.
  • Используемые ЦОР: —

    Портрет Бориса Годунова - images.yandex.ru

    Иллюстрированная эпопея Российского государства — http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-borisa-godunova-0

    Иллюстрации к уроку — http://ladyagata1452.ucoz.ru/photo/materialy_k_urokam/illjustracii_k_proizvedenijam_a_s_pushkina/boris_godunov/13-0-117

    Разноуровневый задача — http://www.proshkolu.ru/user/novitanya/file/1386921/

    Игровой задача «Русская эпопея на портрете" — http://www.rulex.ru/01020610.htm

    Электронные уроки- http://www.proshkolu.ru/user/egorca/file/2087876/

    Презентации — http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentatsiya-%22pravlenie-borisa-godunova%22 ,,

    http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Boris-Godunov/Boris-Godunov.html

    Краткое описание: — Урок предназначен с тем чтобы обучающихся 7-го класса. При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся на открытом доступе на сети Интернет. Используемые учебные материалы позволяют расширить картиночный материал вдоль данной теме с тем чтобы лучшего усвоения учащимися основных понятий. По окончанию изучения темы кажинный воспитанник имеет ей-ей проверить свои знания вдоль данной единица выполнив интерактивные проверочные задания и практикумы.

    Тема: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

    Цели урока:

  • Сформировать объективное познавание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
  • Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
  • Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
  • Задачи урока:

    Обучающие

    познакомить с характеристикой внешней и внутренней политики царей Федора Ивановича и Бориса Годунова.

    Развивающие

    — развивать у учащихся познавательный неравнодушие к предмету «история России» путем компьютерной презентации и элемента игры;

    — развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; с исторической картой;

    — развивать аналитическое дьявол школьников путем анализа текста учебника, исторического документа вдоль известному алгоритму, точно вдобавок работы с иллюстрацией,новыми понятиями.

    Воспитательные

    — Возбудить неравнодушие учащихся к прошлому.

    Оборудование урока:

  • Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
  • Историческая фишка «Россия на 17в.;
  • Раздаточный материал с тем чтобы самостоятельной работы;
  • Мультимедийная установка;
  • Презентация к уроку.
  • Методические рекомендации:

  • Тип урока:комбинированный
  • Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
  • Выставление оценок на конце урока всем ученикам.
  • Структура и шествие урока

    I.Организация начала урока

    Приветствие, разработка рабочих мест к уроку

    II. Актуализация знаний

    2.1. Постановка проблемы, темы, цели урока

    Учитель: ребята, вы погодите какие-нибудь телевизионные программы, посвящённые судебным делам? Какие? А словно поголовно происходит судебный процесс? (ответы детей)

    Вот настоящее мы с вами станем участниками одного судебного процесса. Но это довольно особливый суд, нам предстоит настоящее судить одна историческую личность. Мы должны будем разве обвинить этого человека, разве оправдать. О деятельности этой личности говорили многие писатели, поэты, композиторы. Как, например, васин александр николаевич К.Д. Бальмонт, который таким манером оценил инициативность этого человека: (слайд, моностих зачитывается учителем на фоне увертюры изо оперы Мусоргского «Борис Годунов»)

    В глухие дни Бориса Годунова,

    Во мгле Российской пасмурной страны,

    Толпы людей скиталися безо крова,

    И вдоль ночам всходило две луны.

    Два солнца вдоль утрам известность с неба,

    С свирепостью на дольный вселенная смотря.

    И ропот протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"

    Из тьмы лесов стремился ступень царя.

    На улицах иссохшие скелеты

    Щипали с жадностью чахлую траву,

    Как скот,- озверены и неодеты,

    И сны осуществлялись наяву.

    Гроба, отяжелевшие от гнили,

    Живым давали дымный жуткий хлеб,

    Во рту у мертвых корм находили,

    И кажинный дом был печальный вертеп.

    Среди людей блуждали танат и злоба,

    Узрев комету, дрогнула земля.

    И на эти дни Димитрий встал изо гроба,

    В Отрепьева нечужой дьявол переселя.

    Посмотрите, какую страшную картину описывает поэт! Не никак династия вам, словно это моностих звучит словно обвинение? В чём же обвиняет васин александр николаевич Бориса Годунова?

    Итак, проблематика нашего урока «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова». Наша цель: рассмотреть данную тему и ответить на вопрос: виновен династия Борис Годунов на том, словно на России к началу XVIIвека сложилась тяжёлая ситуация? (вопрос появляется на слайде) В антипассат урока мы должны будем выявить «плюсы» и «минусы» политики Бориса Годунова. Эти сведения вы будете записывать на тетрадь на определённый столбик, точно я буду «складывать» эти сведения на чаши весов древнегреческой богини правосудия Фемиды (образ богини представлен на слайде на определённых этапах урока)

    2.2 Установление связи с изученным материалом на 6 классе

    Давайте вспомним: правлением какого русского царя заканчивается эпопея России XVIвека? (учащиеся называют царя ИванаIVВасильевича Грозного, его очертания появляется на слайде)

    А словно вы можете рассказать об этом царе?

    Примерные ответы:

  • Даты правления: 1533-1584
  • Реформы избранной рады
  • Вёл активную внешнюю политику
  • Ввёл опричнину
  • В итоге ученики одновременно с учителем делают увод о том, словно на результате опричнины Россия оказалась на грани экономического кризиса.

    III. Изучение нового материала

    Часть 1.

    1.1. Рассказ учителя

    Сейчас вы должны будете послушать меня, точно засим дать отзыв на вопрос: благодаря тому после смерти Ивана Грозного фактическим правителем становится Борис Годунов? (по быстрее своего рассказа наставник на слайде выводит схему «Дети Ивана Грозного», которую учащиеся записывают на тетрадь)

    Последние дни Ивана Грозного были отягощены не исключительно физическими страданиями, так и размышлениями о своём наследнике. Выбор у царя был невелик. После трагической смерти старшего сына Ивана царём мог стать его второстепенный сын, царевич Фёдор, разве младшенький сын, царевич Дмитрий. По воспоминаниям современников, особа Фёдора заставляла серьёзно задуматься о способностях управлять государством. Дмитрий был ещё на младенческом возрасте. Это понимал и Иван Грозный. Оставляя престол Фёдору, он поручил сына и фон заботам бояр – Ф.И.Мстиславского, Н.Р.Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова

    Царь Фёдор не отличался ни задатками государственного деятеля, ни хорошим здоровьем. Основным занятием нового царя были молитвы, визит монастырей. Началась авиахимборьба за взаимовлияние на нового царя, основными участниками которой стали Шуйский и Годунов. Победу одержал присный родич царя – Б.Годунов, Шуйский погиб на тюрьме. Положение Годунова упрочило и то, словно его кузина Ирина была женой нового царя.

    14 лет занимал престол Фёдор, 13 изо них ведь правил Борис Годунов.

    Теперь вернёмся к вопросу, который я задала вы на начале мои рассказа. (вопрос опять-таки выводится на слайде; ученики высказывают своё мнение)

    Борис Годунов стремился преодолеть разруху, на стране началось шлир городов, крепостей

    Задание:найти и показать города, которые возникли на это срок (Самара, Царицын, Уфа, Курск, Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара)

    Историческая фишка «Смутное срок на России начала XVIIвека» представлена на слайде, она же находится и на учебниках, на странице 25.

    1.2. Работа с исторической картой

    Работая с картой, учащиеся приходят к выводу, словно сильно затрагивались районы Поволжья, Сибири на севере, на западе, на юге.

    Учитель: словно вы думаете, врученный наличие разрешается отнести к «плюсам» разве «минусам» политики Б.Годунова? (учащиеся записывают на столбец с плюсом шлир новых городов. Учитель «кладет» крестик на одна чашу весов и показывает это на слайде)

    Давайте вспомним, чем было вызвано приращение замковый зависимости на конце XVIвека? (учащиеся должны вспомнить о Ливонской войне, наставник задаёт наводящие вопросы)

    1.3. Установление связи с изученным материалом на 6 классе

    Да, заправду многие поместья конца XVIвека опустели. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось стойче привязать крестьян к владельцам земли.

    В полоса правления Фёдора Ивановича правительство Б.Годунова издаёт указ об «урочных летах 1597г. (название указа и срок его принятия выводятся на слайде)

    Данный общеисторический отчетность находится на учебниках на странице 11, наставник вдобавок представляет его на слайде. Прочитав врученный документ, учащиеся отвечают на задача №1, который предложен после документа.

    1.4. Работа с историческим документом

    В итоге беседы вдоль данному историческому документу, учащиеся делают вывод, словно указ способствовал окончательному оформлению крепостного права, пожизненно прикрепил крестьян к земле.

    Учитель задаёт вопрос:«Подумайте, благодаря тому указ получил такое название? Что такое урок?»

    Примерный ответ:урок – это медиана времени, таким манером есть урочные река – это определённое число времени.

    Учитель: Вспомните, был династия на истории России ступень этого подобный указ?

    Примерный ответ:да, это указ о «заповедных летах» 1581г., который временно запрещал Юрьев день.

    Учитель: верно, так на полоса правления Фёдора Ивановича врученный указ стал действовать постоянно.

    Не забывайте о том, словно мы настоящее на суде. Как вы думаете, приятие данного указа является положительным разве отрицательным на два счета деятельности Б.Годунова?

    Учащиеся, словно правило, относят врученный наличие к отрицательной стороне. Тогда наставник вероятно задать вопрос:«Подумайте, точно мог династия Б.Годунов не так решить экономические проблемы страны, где-нибудь основой экономики на тот пора являлся вещь крепостных?»

    В результате беседы наставник обязан привести учащихся к мысли о том, словно не так Б.Годунов поступить не мог, это была вынужденная мера. Поэтому вдоль данному вопросу учащиеся могут разойтись вот мнениях.

    Вспомните, какую амплуа играла православная автокефалия вот время средневековой России? (ответы учеников)

    Б.Годунов стремился заручиться поддержкой духовенства. Удалось династия ему это, давайте выясним. Учащиеся самостоятельно читают сноска параграфа, биг 9, и находят ответы на вопросы, которые задаёт учитель. Вопросы представлены на слайде:

    1.5. Работа с учебником

  • В каком году было введено патриархат на России?
  • Кто стал первым патриархом?
  • Какое значительность с тем чтобы Русской православной церкви имело пролог патриаршества?
  • В итоге беседы вдоль данному вопросу наставник обязан сказать о том, словно предприятие учреждения патриаршества исходила не от церкви, точно от первых государственных лиц.

    Учитель: давайте подумаем, к «плюсам» разве к «минусам» политики Б.Годунова мы отнесём врученный факт?

    Учащиеся должны сказать о том, словно пролог патриаршества является положительным на два счета на политике Б.Годунова

    Перед учащимися ставится проблемное задание: на слайде появляются утверждения, связанные с внешней политикой Б.Годунова. Учащиеся, прочитав сноска учебника, должны выбрать внутри приведённых на скобках слов верные, полученные выражения записать на тетрадь. (утверждения см. на презентации урока) После этого учащиеся должны найти нужные территории на исторической карте, которая есть на учебнике на странице 25. Данную карту наставник вдобавок выводит на слайде.

    1.6. Работа с учебником и исторической картой

    В итоге беседы вдоль этому вопросу учащиеся одновременно с учителем делают увод о том, словно Б.Годунов был вовсю осторожным политиком, он предпочитал вести переговоры с иностранными государствами, точно не войну.

    Учитель: Итак, давайте решим, к который стороне, к оправданию разве к обвинению, мы отнесём врученный факт.

    Учащиеся должны отнести внешнюю политику Б.Годунова к «плюсам».

    В конце изучения первой части данной темы наставник задаёт классу держащийся вопрос:«Дайте оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова на годы правления Фёдора Ивановича».

    Учащиеся должны сказать о том, словно на эти годы Б.Годунов вёл успешную внутреннюю и внешнюю политику: были построены новые города и укреплены многие существующие, было введено патриаршество, велась успешная внешняя политика. Отрицательным на два счета являлся лишь исключительно указ об «урочных летах», так это была вынужденная мера.

    Учитель: итак, счастливо оставаться о правлении Бориса Годунова мы ничего отрицательного сказать не можем, благодаря тому же Бальмонт на своём стихотворении, говоря о времени Б.Годунова, описал страшную картину? Может, он ошибался?

    На слайде появляется самовоспроизведение картины И.Глазунова «Царевич Дмитрий». Учитель, не говоря о названии картины, предлагает учащимся подумать, кто это мог быть.

    Учитель: словно же случилось, благодаря тому капельный Дмитрий мёртв?

    Часть 2.

    2.1. Постановка проблемы

    Малолетний царевич одновременно с матерью, Марией Нагой, на 1584г., согласно завещанию Ивана Грозного, был выслан на линия – Углич. События, о которых говорит перспектива И.Глазунова, произошли 15 река 1591г. (дата выводится на слайде)

    2.2. Рассказ учителя

    В врученный журфикс государыня с сыном возвратилась изо церкви. Пока шли приготовления к застолью, мамка Василиса Волохова позвала Дмитрия гулять и вывела ребёнка вот двор. Что стряслось дальше, аутентично не известно. Но наличие на том, словно Дмитрий был убит разве погиб на глазах нечужой няньки. Обезумевшая от горя царица, укзала на стоявших недалеко сына и племянника дьяка Михаила Биготявского, Даниила, Никиту Качалова, и сына В.Волоховой, Осипа Волохова, словно убийц Дмитрия. К вечеру успокоились жители Углича, все заподозренные на убийстве были убиты.

    Московские следователи, не имевшие возможности допросить подозреваемых, записали показания непосредственных свидетелей обвинения. Выводы свелись к тому, словно «небрежием Нагих» царевич ненамеренно закололся ножом, играя с дети на «тычку».

    Как вы думаете, кому была выгодна танат Дмитрия?

    На Б.Годунова, словно единственное заинтересованное на таком исходе событий лицо, легла видение организатора и руководителя этого заговора. Смерть Дмитрия открывала Годунову срезанный линия к русскому престолу, таким манером словно у царя Фёдора не было наследника.

    В 1598г. 6 января умер правитель Фёдор Иванович, не оставив наследника. (дата смерти выводится на слайде) В стране разразился династический кризис.

    Итак, давайте подумаем, не на пример мы запишем танат Дмитрия: на самооговор разве на защиту Б.Годунова?

    Учащиеся запишут врученный наличие на обвинение.

    Учитель ставит перед учащимися проблематичный вопрос: «почему Б.Годунов, грезивший о царской власти, крохотку некогда отказался от трона?»Учащиеся отзыв на врученный задача ищут на учебнике, на странице 8.

    Примерный ответ:Годунов хотел, с тем чтобы он стал избранным царём, с тем чтобы национальность не думал о том, словно он захватил престол.

    2.3. Работа с учебником

    Учитель: скажите, точно разрешается династия говорить о том, словно правитель Борис был заправду хорошим человеком?

    Примерный ответ: нет, правитель Борис, не церемонился с другими претендентами на престол. Он расправился с дальними родственниками Рюриковичей – с Романовыми. И врученный факт, разрешается отнести к отрицательной стороне его деятельности.

    Далее рассматриваются события 1601-1603г.г. Учитель, рассказывая об сих событиях, выводит понемножку на слайде схему, которую учащиеся записывают на тетрадь. Схема представлена на презентации к уроку.

    В ходе своего рассказа наставник задаёт вопрос:«Как вы думаете, могло династия хватить хлеба изо московских амбаров всей России? Что могло начаться на России благодаря этого?

    2.4. Рассказ учителя, разговор с учащимися

    Далее подобает упомянуть о восстании Хлопко.

    Учитель: Как вы думаете, кого обвинили вот всех сих проблемах?

    Конечно же, Б.Годунова. Тут-то ему припомнили и танат Дмитрия.

    А отныне давайте опять-таки вернёмся к стихотворению Бальмонта. Скажите, васин александр николаевич говорит об сих голодных годах? Учащиеся зачитывают нужные строки.

    Ребята, словно вы думаете, какое душевное пребывание могло быть у Б.Годунова?

    Примерный ответ:Борис переживает; возможно, его мучает совесть.

    Ребята, давайте послушаем слова самого Бориса. Учащимся предлагается урывок изо поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов». (отрывок читает наизусть раньше настроенный ученик)

    Ах! чувствую: пешка не вероятно нас

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина неужли совесть.

    Так, здравая, она восторжествует

    Над злобою, надо темной клеветою -

    Но разве на ней единое пятно,

    Единое, ненамеренно завелося;

    Тогда — беда! словно язвой моровой

    Душа сгорит, нальется ретивое ядом,

    Как молотком стучит на ушах упрек,

    И всё тошнит, и черепушка кружится,

    И мальчики кровавые на глазах……

    И радешенек бежать, точно некуда…. ужасно!

    Да, жалок тот, на килоом убежденность нечиста.

    После прочтения данного отрывка, учащиеся сделают увод о том, словно царя заправду мучила совесть, словно ему было плохо.

    Учитель: точно на это срок на арене событий появляется человек, о котором В.О.Ключевский позже скажет: «Он был исключительно испечён на польской печке, точно заквашен на Москве». (высказывание выводится на слайд)

    Учитель ставит перед учащимися проблему: используя сноска параграфа на странице 10, выяснить, о килоом идёт речь, и благодаря тому нестор Ключевский таким манером сказал об этом человеке.

    Во срок беседы вдоль данному вопросу появляется скамейка с изображением

    Лжедмитрия I и Марины Мнишек.

    2.5. Работа с учебником, проведение проблемного задания

    Покажите линия продвижения самозванца на Москву. Почему Лжедмитрий выбрал собственно экой путь?

    Примерный ответ:самозванец выбрал долгосрочный линия посредством Чернигов и Северские земли, таким манером словно на сих местах оставались недовольные политикой Б.Годунова – это были объединение народных выступлений.

    2.6. Работа с исторической картой

    Учитель: на январе 1605г. войска самозванца были разбиты правительственными войсками, и он отошёл на Путивль. Но не на военных победах, не на армии была его настоящая мощь и сила, точно на том, словно национальность видел на нём законного наследника престола.

    13 апреля 1605г. правитель Борис умирает возле невыясненных обстоятельствах на Кремле. Он успел благословить на империя своего сына Фёдора, так тот был убит восставшими москвичами.

    Давайте подумаем, словно расположение складывается на врученный пора на России?

    Примерный ответ:Государство остаётся безо царя, на стране голод, появляется самозванец. Может быть выдвинуто мнение о том, словно на стране непонятная ситуация.

    Учитель: действительно, на России начинается Смутное время, так об этом мы водка на следующих уроках.

    IV. Итог

    Сейчас давайте вернёмся к суду. Как вы думаете, виновен династия Б.Годунов на том, словно на России началось Смутное время?

    Однозначных оценок вдоль данному вопросу нет. Одни детушки защищают Б.Годунова, точно другие – обвиняют. Учитель же приводит учащихся к мысли о том, словно причины Смутного времени были заложены ещё на полоса правления Ивана Грозного, словно Борис Годунов пытался предотвратить «катастрофу», так ему это не удалось, на силу того словно что он был не популярен на народе, его не поддерживал национальность из-за «тёмных», «кровавых» пятен на его правлении. Б.Годунов с открытой душой хотел помочь своему государству, так не смог.

    Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

    В качестве домашнего задания учащимся предлагается не исключительно прочитать параграф учебника, так и попробовать дать письменный отзыв на вопрос: виновен династия Б.Годунов на том, словно на России начала XVIIвека наступило Смутное время?

    Файлы: задание с тем чтобы ИД.zip
    Размер файла: 1164600 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология