Автор конспекта:
Автор(ы): — Лисюкова Елена Александровна

Место работы, должность: — ГОУ СОШ № 236 , учитель русского языка и литературы

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1.постичь «невозможный» роман во всей его сложности и глубине /книга-читатель-культура/;

2.показать трагическую любовь героя романа в конфликте с окружающей пошлостью;

3. заострить внимание на незыблемости высоких нравственных принципов.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

доминанты жизни и творчества писателя,

мультимедийное оборудование,

компьютер,

презентация

коллажи: «Трехмерность романа» и «Троеплановость образов»,

эпиграф к уроку " Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели."

Краткое описание: — Урок с использование современных образовательных технологий. Урок предназначен для учащихся 11 классов. На уроке используются разные виды работы: комментированное чтение; беседа по тексту анализируемых подробно фрагментов/2,12,23,24,31,32 гл/; индивидуальные проблемные задания; эвристическая беседа; диспут; творческая работа.

ТЕМА УРОКА: «Мастер и Маргарита»

Художественное своеобразие романа М.А. Булгакова.

Сочетание в нем фантастики с философски-библейскими

мотивами.

Сатира и глубокий психологизм.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: постичь «невозможный» роман во всей его сложности и

глубине /книга-читатель-культура/; показать трагическую

любовь героя романа в конфликте с окружающей пошлостью;

заострить внимание на незыблемости высоких нравственных

принципов.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

доминанты жизни и творчества писателя, мультимедийное

оборудование, компьютер, презентация

коллажи: «Трехмерность романа» и «Троеплановость образов»,

эпиграф к уроку.

Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели.

ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: комментированное чтение;

беседа по тексту анализируемых подробно фрагментов

/2,12,23,24,31,32 гл/;

индивидуальные проблемные задания;

эвристическая беседа;

диспут;

творческая работа.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ .

Слайд №1

Слайд №2

В 30-е годы был написан замечательный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Выдержав заклятие огнем и мраком, этот роман дошел до нашего читателя уже в «новую» эпоху, сменив некоторые канонизированные произведения, созданные в 30-е годы. Хорошо это или плохо?

Наверное, хорошо, уже хотя бы потому что замечательные произведения Мастера вышли из забвения. Прав был Воланд : «Рукописи не горят».

Да, этот роман сложный со всех сторон. У нас еще мал опыт анализа совершенно нового и с историко-литературной , и с эстетической стороны романа. В нем нет прозрачной аллегории, как в «Собачьем сердце», нет и конкретности исторических событий «Белой гвардии», «Дней Турбиных» и «Бега». Но нам нужен и этот шедевр, как одно из сокровищ «золотого фонда», проверенного временем.

Вот на сегодняшнем занятии мы и попробуем, хотя бы в общем, постичь идею и этого романа.

Вам предложены доминанты, по которым мы и начнем нашу работу /доминанты прилагаются/.

-Внимательно прочитайте историческую справку 30-х годов и ответьте, почему Мастер, как и автор, не верил, что роман может быть напечатан?

-Перед вами три высказывания о Воланде трех критиков: Лакшина, Яновской и Яблокова. Как, по вашему мнению, кто из них более объективен в оценке его?

УЧИТЕЛЬ. Выслушав высказывания учеников, прокомментировав их, высказывает и свое мнение.

2.КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА И БЕСЕДЫ.

-Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского романа?

/ «настоящее», в котором существуют москвичи, «прошедшее» время, в котором разворачиваются события романа Мастера/.

-Каковы три смысловые «ключа» романа?

/доминанты/.

Завязка беседы и в тексте, и на уроке слова, с которыми арестованный обратился к прокурору: «добрый человек»? Это и есть «преступление».

/Сталкиваются не два мировоззрения, а два мира. Один , привычный и удобный- мир зла, другой, кажущийся фантомом, иллюзией, свет которого даже не мерещится в душах людей, — мир добра./

-Так что же исповедует Иешуа?

-Что есть истина? /Разговор по 2 главе романа и по картине Н.Ге «Что есть истина»/

-Что ответил Иешуа на иронический вопрос прокурора? Что бы ответили вы?

-Чем поразителен ответ Иешуа?

/В том, что арестованный доказывает на деле – он избавляет Пилата от мучительной головной боли, — что истина оказывается вполне реальным, а не абстрактным человеческим понятием: она исходит от человека и замыкается на человеке/.

-Примирился ли Пилат с такой простотой? Поверил ли он в то, что сострадание избавило его от страданий?

-«А теперь скажи, что это ты все время употребляешь слова «добрый человек»? Ты всех, что ли , так называешь?» «Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете».

Далее беседа с элементами диспута.

-Это утверждает Иешуа, доставленный сюда по доносу «доброго человека» Иуды из Кариафа. Действительно ли все люди добры? А может быть , это только булгаковский Иешуа проповедует, а Иисус Христос проповедует совсем иное?

/Предлагается библейский миф –Еангелие от Матфея – именно этот эпизод./

-Почему же Пилат , желая спасти арестованного , не может этого сделать?

Эта тема основного содержания романа Мастера о Понтии Пилате.

История Мастера и Маргариты. / «Свободен!Свободен!» «Я погибаю вместе с тобой!»/

-Какова сюжетная и композиционная роль истории Мастера и Маргариты?

-Мастер, кто он-борец или пропагандист?

-Кому он соответствует в системе образов романа?

/Работа по коллажу/.

3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Сравнительная характеристика Мастера и Иешуа.

1.М.А.Булгаков рассказывает о духовных муках и радостях Мастера в тот момент, когда инквизиторы от литературы возводили на Голгофу самого автора.

Как Иешуа за его проповедь Добра Пилат приговаривает к смерти на кресте.

2.Обоим им нет места в реальном мире.

3.Смысл жизни в проповеди Добра и Истины, в свободном творчестве, в любви, без этих добродетелей жизнь бессмысленна.

4.Оба они жертвы доноса.

5. Оба обладают даром прозрения.

Слайд № 3, Слайд №4

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ.

Формула Мастера и Маргариты: «Свободен! Свободен!» и «Я погибаю вместе с тобой!»- привлекает читателя. Их сила- в их внутренней независимости, в их независимой любви и независимом творчестве, т.е. в этом они и противостоят всем героям романа – вольным или невольным колодникам. Этим они привлекают и Бога, и Сатану. Наши герои не погибают вместе, а обретают еще большую свободу, абсолютную свободу. Потому-то им и дано право освобождать от вечных мук других.

Слайд №5

4.ВЫВОДЫ ПО УРОКУ. ОБОЩЕНИЯ. ИТОГИ.

-Так откуда берутся злые люди?

-Что имел в виду Иешуа, когда говорил о новой вере? / не зло, а добро; не вера, а истина./

-Так каков же итог тысячелетнего развития человечества?

/Появление Волада со свитой в Москве. Булгаков пытается ответить на этот вопрос /.

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на общую интонацию, атмосферу сцены в театре Варьете, характерную и для всего романа/ самые жуткие вещи происходят как бы не всерьез, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то вселенского глумления человека над самим собой, над всем родом человеческим/.

-Кого и за что наказывает Воланд?

-Где действует Сатана и его подручные?

/там, где отсутствует добро, где иначе не может быть исправлено зло, а нужно наказание/.

-Соответствует ли число наказаний масштабам зла? жадности? равнодушия? эгоизма, бессердечия, лжи, предательства, трусости?

/анализ коллажа/

ВЫВОД: где бессильно добро, там и зло не всесильно.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ 12 ГЛАВЫ.

-Рухнул ли храм старой веры? Перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на миссианскую роль?

-Или есть в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие после гибели Христа? /Варьете-это искушения, придуманные не дьяволом, а самими людьми/.

-Кто просит оторвать голову Бенгальскому?

-Кто просит вернуть ему голову?

-Как правильнее? «Милосердие лишь иногда стучится в сердца» или «Милосердие все же стучится в сердца?»

-Так что, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине? Что для него жизнь, проповедь и гибель Христа? /словно и не было его/.

-Может быть во зле спасение человечества?

-Тогда почему в романе сатаническая сила — лишь воплощение человеческого зла, — хотя иногда и способного восстановить справедливость?

КОММЕНТАРИЙ ЭПИГРАФА К РОМАНУ.

-Откуда милосердие в глумливой толпе?

-Как эта тема /тема милосердия/ прослеживается далее в романе?

/Маргарита прощает незыблемый грех Фриде, Мастер – Пилату. Заметим , не Бог, а человек прощает/.

-Так кто есть булгаковский Сатана?

/умница и истинный рыцарь, а его свита – симпатичнейшие ребята. Они никого не побуждают совершать дурные поступки и никакого зла не сеют. Напротив: все зло выводят на чистую воду и наказывают, суровее всего обходясь с тем злом, которое таят в себе люди, сами заточившие себя в неволю: Берлиоз- в неволю догм и стереотипов; буфетчик- в оковы собственного скупердяйства; Николай Иванович / сосед Маргариты/- в плен инструкций, установлений, казенных бумаг/.

-Так что же первично в жизни Добро, Зло?

/люди добры от природы, а обстоятельства вынуждают их творить зло. Добро надо высвободить, а не датьвластью/.

Слайд №6

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология