Автор конспекта:
Автор(ы): — Юрко Татьяна Болеславовна

Место работы, должность: — Гатчинская СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — пробудить творческую мысль учащихся, желание говорить и писать на предложенную тему, помочь им наметить сюжетные линии и выбрать образы для будущего сочинения; развивать логическое и образное мышление; воспитывать внимание к слову и любовь к родному языку.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, презентация

Краткое описание: — урок комплексного использования знаний и умений по русскому языку, развитию речи и теории литературы.

Ход урока:

Оргмомент и целеполагание

Критерии оценки. Карта самоконтроля

Алгоритмический уровень_________________________

Преобразующий _________________________

Эвристический _________________________

Творческий _________________________

  • Эмоциональная подготовка к восприятию темы.
  • Презентация с музыкальным сопровождением «Весна».

    3. Комплексная работа со словом (А-П-Э)

    - Дайте орфографическую характеристику слова «весна».

    - Запишите транскрипцию.

    - Образуйте однокоренные слова.

    - Предлагаю заглянуть в «Словарь живого великорусского языка. (Кто автор?)

    Перед вами фрагмент словарной статьи о слове «весна». Почему у Даля намного больше однокоренных слов? Что означают пометы? Почему эти слова не употребляются теперь? Какие слова кажутся поэтичными, и мы могли бы их использовать их для создания образов?

    Прочитав статью Даля, беру на себя смелость утверждать, что слово употребляется только в прямом значении. Что по этому поводу думаете?

    Как это проверить? Правильным ли будет утверждение, что во времена Даля слово «весна» в переносном значении не употреблялось? (Э)

    ВНИМАНИЕ! Задача на языковую догадку. Возможны разные написания: по весеннему и по-весеннему. В чём разница?

    По весеннему саду, посвистывая, гуляет ветерок.

    Солнце, очнувшееся от зимнего сна, засияло по-весеннему.

  • Создание ассоциативной панорамы для слова «весна».
  • См. слайд в презентации

    Синквейн. (П)

  • Проблемная ситуация. Знакомство со стихотворением К.Рассадина. Работа с новым словом «окказионализм».(Э)
  • Тредиаковский, Ломоносов, Боборыкин (общество, искусство, благодарность, дальновидность, созвездие, интеллигент)

    Пушкин (кюхельбекерно)

    Достоевский (стушеваться)

    Пастернак (солнцеворот)

    НЕ ТОРМОЗИ – СНИКЕРСНИ!

  • В мастерской у художников слова. Определение изобразительно-выразительных средств. Презентация. (А-П)
  • Наша мастерская. (П – Т)
  • I.Редактирование текста.

    НАЧАЛАСЬ ВЕСНА. (+ эпитет, олицетворение, ИВС по выбору)

    В ПРИРОДЕ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. (Преобразовать простое предложение в сложное, распространяя информацию, ИВС по выбору)

    СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРКО. (+ гипербола)

    КРУГОМ КРАСИВО.(+ сравнение)

    ЛЮДИ ПРИВЕТСТВУЮТ ВЕСНУ. (+ однородные сказуемые, прямая речь, осл. риторическим обращением)

    II. Образное соединение не связанных между собой слов в одном предложении.

    ВЕСНА – КАМЕНЬ

    ВЕСНА — КНИГА

    ВЕСНА — ОГОНЬ

    III. Составление предложений на основе найденных поэтами художественных образов.

    ЛЮБОБЫТНОЕ СОЛНЦЕ (А.Блок)

    СЕРЕБРЯНЫЙ РУЧЕЙ (Ф.Тютчев)

    ВЕСНА ШУТИТ (А.Барто)

    7. Неожиданный взгляд. Выразительное чтение стихотворений

    современных поэтов о весне. Выбор ключевых образов. (П-Э)

    8. ПОДАРИ ВЕСНУ! (Словесная импровизация)

    Домашнее задание по выбору.

    Итог урока. Каково же пространство у слова «весна»?

    Рефлексия.Что повторили? Что нового узнали? Что надо сделать?

    Анализ карт самоконтроля. Самоанализ (по желанию). Смайлики.

    Файлы: Урок развития речи Пространство слова.ppt
    Размер файла: 3500544 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология