Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубинчина Людмила Николаевна,учитель истории и обществознания

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюского муниципального района Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:

  • В процессе групповой работы развить навыки самообразования
  • Задуматься о роли человеческого потенциала в экологическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.
  • 3. Создать условия для развития интереса к настоящему своей Родины.

    Предметные:

    Создать условия, при которых на основе работы с источниками, ученик сможет

    1.Выяснить, что такое экологические проблемы, когда они стали заметными для человечества. Назвать основные элементы экологической ответственности. (стр.55 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Часть 3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобальные проблемы»? Привлекая знания обществоведческого курса, назовите не менее трёх глобальных проблем и одну из них проиллюстрируёте примером) .

    2.Используя задания в тематических тестах (О.А.Чернышёва, П.А.Ушаков Обществознание.) формулировать ответы на сложные задания.

    3.Уметь анализировать роль государства в решении современных экологических проблем.

    4.Продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности;

    Метапредметные:

    Создать условия, при которых ученик сможет

    1.Анализировать документы, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу.

    2.Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы.

    3.Работать с источниками.

    4.Составлять план на основе текста учебника.

    5.Анализировать материал «Целостность и противоречия современного мира». (стр.368 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион .Ростов-на-Дону.2010г.)

    Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 10

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    • Учебник. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 10 класс. М.; Просвещение, 2009.
    • Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. М.; Просвещение. 2008.
    • О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион.Ростов-на-Дону.2010г.

    Используемые ЦОР: —

    Презентация, карточки двух цветов (красные и зеленые,лист сотворчества, двусторонний скотч, ватман, маркеры, информационный лист, стендовый проект)

    Краткое описание: —

    Переговорная площадка адресована учителям-преподавателям истории и обществознания в старших классах общеобразовательной школы, а также всем, кто хочет понять, как устроен глобальный мир и какова в нём роль России.Разнообразие отчетов на ключевые вопросы для молодого поколения , начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, — несомненное достижение современной российской школы. Я ,как и все общество, ушла от принудительного единообразия, от идеологической засоренности. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип — все это становится основой методики преподавания гуманитарных наук и обществознания в особенности. Развивая умения мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы , доказывать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента, мы формируем у нашей молодёжи ключевые навыки для успешного освоения современного мира.

    Вид учебного занятия:групповая работа, индивидуальная.

    Методы: исследовательский; монологический (описание, объяснения); диалогический; практические, элементы критического мышления .

    Тип занятия:урок комплексного применение знаний.

    Ведущая деятельность учителя:организация групповой и индивидуальной работы, постановка системы перспектив.

    Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа

    Оборудование:

    • Учебник. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 10 класс. М.; Просвещение, 2009.
    • Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. М.; Просвещение. 2008.
    • О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион.Ростов-на-Дону.2010г.

    Цели урока:

    Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:

  • В процессе групповой работы развить навыки самообразования
  • Задуматься о роли человеческого потенциала в экологическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.
  • 3.Создать условия для развития интереса к настоящему своей Родины.

    Предметные:

    Создать условия, при которых на основе работы с источниками, ученик сможет

    1.Выяснить, что такое экологические проблемы, когда они стали заметными для человечества. Назвать основные элементы экологической ответственности. (стр.55 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Часть 3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобальные проблемы»? Привлекая знания обществоведческого курса, назовите не менее трёх глобальных проблем и одну из них проиллюстрируёте примером) .

    2.Используя задания в тематических тестах (О.А.Чернышёва, П.А.Ушаков Обществознание.) формулировать ответы на сложные задания.

    3.Уметь анализировать роль государства в решении современных экологических проблем.

    4.Продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности;

    Метапредметные:

    Создать условия, при которых ученик сможет

    1.Анализировать документы, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу.

    2.Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы.

    3.Работать с источниками.

    4.Составлять план на основе текста учебника.

  • Анализировать материал «Целостность и противоречия современного мира». (стр.368 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион .Ростов-на-Дону.2010г.)
  • Планируемые результаты в категориях ФГОС

    1.формирование у обучающихся личностных представлений об социальной ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности ценностям, закрёпленным в Конституции РФ;

    2.приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений;

    3.освоение приёмов работы с социальной значимой информацией, её осмысление;

    Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям;

    4.развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

    5.владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

    План-конспект

    Молодёжная переговорная площадка

    Экология и экономика: поиски равновесия.

    Структура урока:

    1. Вводная часть.

    1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

    2. Основная часть

    1. Версии.

    2.Актуализация знаний. Работа в группах над основной проблемой.

    3.Планирование деятельности.

    4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

    3. Заключительная часть

    1.Подведение содержательных итогов занятия. Выражение решения проблемы

    2.Рефлексия. Коллективное творчество.

    3.Разъяснение домашнего задания.

    Ход мероприятия.

    1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

    На фоне музыки “Лунная соната” учитель зачитывает стихотворение И.Губермана.

    Когда природе надоест

    Давиться ядом и обидой,

    Она заявит свой протест,

    как это было с Атлантидой.

    ***

    Мне кажется наука с ее трезвостью,

    Умом и сединою в волосах

    Копается в природе с наглой резвостью

    Мальчишки ,что копается в часах.

    И.Губерман

    Вопросы

    1.Какую картину вы видели перед собой, слушая музыку и текст?

    2.О каких проблемах, связанных с отношениями человека к природе, говорится в четверостишиях?

    3. Как соотносятся наука и природа в современном мире?

    Ведущий: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Дети обмениваются мнениями).

    Сегодня на уроке вы будете работать с листами сотворчества ( Приложение1 ). Запишите тему урока, Ф.И.)

    Тема сегодняшнего разговора: «Экология и экономика: поиски равновесия »

    На доске появляется тема переговорной площадки .

    Возникновение серьезных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество

    на рубеже тысячелетий, обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами,

    и решаться эти проблемы должны не только техническими средствами, но и путем

    переориентации ценностей, взглядов и поведения человека в окружающей среде. Речь идет

    о формировании нового мышления, позволяющего изменить потребительское отношение к

    природным ресурсам, осуществлять природопользование с учетом экологических

    возможностей биосферы.

    Причин этому много, и среди них на 1 место можно поставить экологическую

    безграмотность населения, отсутствие ответственного отношения каждого человека к

    природе. Приобщение молодежи к практической экологической работе является

    важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием

    формирования экологического мировоззрения.

    Давайте организуем «круглый стол» и рассмотрим вопросы, касающиеся экологии и экономики России.

    2.Версии.

    Давайте разделимся на три группы для дальнейшей нашей работы. Участники каждой группы будут играть свою роль:

    • 1 группа — роль промышленников
    • 2 группа — роль учёных.
    • 3 группа — роль политиков.

    Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой.

    Информация к размышлению.

    «Чтобы повелевать природой, необходимо повиноваться ей» (Ф.Бэкон)

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С.Тургенев)

    «В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия» (Р.Ингерсолл)

    Беседа к группам по вопросам:

    1 .Какие мысли о взаимодействии человека с природой отражены в каждом высказывании? Какие последствия человеческой деятельности отражаются сегодня в природе? Является ли человек «царём природы»?

    2Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобальные проблемы»?

    Привлекая знания обществоведческого курса, назовите не менее трёх глобальных проблем и одну из них проиллюстрируёте примером) .

    3.Актуализация знаний.

    – Чтобы проверить версии, выполните задания в тетради из дополнительного источника.

    – Сейчас вам предстоит поработать в группах.

    1 группа – Какие экологические проблемы появились с переходом к индустриальному обществу? Насколько они глобальны? Как решались эти проблемы?

    2 группа — Какие заболевания в 21 веке можно назвать глобальной угрозой существованию жизни на земле? Почему? Что вы знаете об этих заболеваниях?

    3 группа – Дайте собственный прогноз развития экологической ситуации на ближайшие годы. Какие факторы при этом вы учитываете? От каких условий будет зависеть , сбудется этот прогноз или нет?

    Прием «Светофор».

    Вопрос к классу.Согласны ли вы с этим? Голосуем “За” (зеленая карточка), “против” (красная карточка).

    4.Планирование деятельности.

    – Как вы думаете, что нам надо узнать?

    Ключевыми словами фиксирует на доске план действий по решению проблемы:

    Участники формулируют план действий по решению проблемы.

    Надо узнать:

    1.Промышленность как угроза окружающей среде.

    2.Общая плата за экологические ошибки.

    3.Болезни нового века.

    4.Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?

    5. Экология и бизнес.

    5.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

    Работа с источником (выполнение С 1 – С3)

    Приложение 2.( стр 368 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион .Ростов-на-Дону.2010г.)

    Обсудите в группе задание, распределите работу и договоритесь, кто будет отвечать

    – Давайте проверим, что у вас получилось.

    При проверке задания применяем алгоритм самооценки. Оценивается отметкой выступление представителя каждой группы, а словесной оценкой – работа всей команды.

    Представители от групп по очереди рассказывают, как они выполнили задание.

    Задания 1 группе

    1.В чём сущность процесса глобализации общества XXI в?

    Что придает особую целостность современному миру?

    2.Какие экологические проблемы наиболее остры в современном мире?

    3.В чем заключается принцип экологической ответственности и почему он важен в современном мире?

    Задания 2 группе

    1.Перечислите основные противоречия современного мира. Согласны ли вы с автором, утверждающим , что «указанные противоречия могут оказаться и тормозом . и двигателем развития мирового сообщества» ? Ответ обоснуйте двумя аргументами.

    2.Какие успехи в области клонирования вы знаете? Почему они являются успехами ? Как религиозные организации относятся к исследованиям учёных в этом направлении?

    Задания 3 группе

    1.В чём заключается основное противоречие в экономической сфере ? Почему автор утверждает, что проблемы стран с очень низким уровнем развития экономики становятся одновременно и проблемами высоко го развитых мировых держав? Провидите два аргумента в подтверждении данной мысли.

    2.Какова роль государства в решении современных экологических проблем?

    6.Формирование стратегии поведения.

    Ролевая игра «Ваше мнение»

    Можно ли решить экологические проблемы? Какие трудности в решении глобальных экологических проблем?

    7.Выражение решения проблемы.

    - Какой ответ на основной вопрос площадки мы можем дать? Учащимся было дано

    опережающее задание: составить обращение потомкам, которое бы содержало правила бережного отношения к окружающему миру. Итогом выполнения такого задания стали волшебные заповеди.

    Волшебные заповеди или обращение к потомкам.

    Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

    Мы, обращаясь к потомкам, заявляем:

    1.Мы хотим сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

    2.Мы хотим сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

    3.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить ландшафт и уберечь от разрушения почву, ведь все это связано с красотой и здоровьем людей.

    4.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить многообразие растительного мира, ведь без растений человек не сможет насладиться всей окружающей красотой.

    5. Мы хотим сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

    6.Мы хотим сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

    7.Мы хотим сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

    8.Мы хотим сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

    Люди, берегите Землю!

    В качестве определения нравственной позиции каждого учащегося было предложено выполнения задания в виде тестов «Познай людей и самого себя», связанного с темой пресс – конференции.( как поведет себя человек оставшись один на один со своей совестью в той или иной ситуации)

    Познай людей и самого себя.

    Подберите подходящий для вас вариант действий в следующих ситуациях:

    А) если бы я увидел, что мучают животное, то:

    1 – вмешался бы и постарался прекратить издевательство

    2 – прошел бы мимо

    3 – принял бы участие

    Б) если бы я стал свидетелем залпового сброса нечистот в реку, то:

    1 – не принял бы близко к сердцу

    2 – позвонил бы в прокуратуру, в редакцию газеты, на телевидение

    3 – написал бы гневное письмо директору предприятия

    В) если бы мне предложили принять участие в посадке деревьев, то:

    1 – участвовал бы с удовольствием

    2 – участвовал, если бы другие пошли

    3 – постарался бы уклониться

    Г) если бы представилась возможность безнаказанно руками выловить любое количество рыбы, идущей на нерест, то:

    1 – поймал бы столько, сколько смог унести

    2 – полюбовался бы рыбой, которая исполняет свой долг перед природой, потомством

    3 – позвал бы друзей, родных и постарался бы поймать как можно больше

    4 – поймал бы пару рыбин на уху.

    Теперь посмотрите выбранные вами ответы и подумайте о том, что может произойти, если все люди в природе будут вести себя именно так, как вы. Что произойдет с природой, если все выберут из этого вопросника следующие варианты ответов: а -3; в – 1; в – 3; г – 1 или г — 3

    8. Рефлексия. Коллективное творчество.

    Учитель возвращается к эпиграфу, просит прочитать его.

    Вопрос: Как вы думаете, именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?

    Можно ли их исправить в одиночку?

    Я предлагаю вам создать общее полотно под названием “Сердечная дружба”. Вашему вниманию предлагается набросок, выполненный на фоне. Описание картины я буду читать. Задача каждого выходящего к доске – нарисовать то, что он слышит в описании картины.

    Сердечная дружба

    1. Жила была одна девочка по имени Сердце. Она была необычайной красоты: глубокого синего цвета глаза, небольшой аккуратный носик и нежные чувственные губы.

    2. Сердце была мила, словно ангел, от этого у нее с рождения были крылья.

    3. Однажды ей захотелось быть по особенному красивой и она решила надеть свою самую пышную юбочку.

    4. В тот день она вышла на чистую, свежую полянку, и увидела неподалёку юношу.

    5. Она подошла к нему поближе и увидела на его голове корону: юноша оказался принцем из соседнего королевства.

    6. Ему настолько понравилась Сердце, что он сорвал для неё самый прекрасный цветок на поляне.

    7. Она ответила ему взаимностью и у него за спиной выросли крылья от счастья.

    8. Они взялись за руки и жили потом долго и счастливо.

    Давайте поаплодируем друг другу и нашему совместному творчеству. Напишите в своих маршрутных картах, о чем была история.

    Подведение итогов площадки , заключительное слово учителя.

    Как это страшно – умиранье рода

    Всех поголовно, всех до одного.

    Когда опустошенная природа

    Уже не в силах сделать ничего.

    И поползет проказа запустенья,

    И пересохнут ниточки воды,

    И птицы вымрут. И падут растенья,

    И зверь не обойдет своей беды.

    И сколько тут корысти не ищи ты,

    Какой ты отговоркой не владей,

    Земля защиты, требует, защиты,

    Она спасенья просит у людей.

    Итоги урока.

    Д/З: выбрать одно из высказываний на ему глобальных проблем ин написать эссе.

    Приложение 1.

    Лист сотворчества____________________________________(Ф.И)

    Тема:

    Слова подсказки (для формирования темы площадки)

    Экология

    Экономика

    поиски равновесия

    Глобальные проблемы – это____________________________________

    _________________________________________________________________.

    Мои пожелания.

    Мини – проект 1группы._____________________________________________

    Мини –проект 2 группы______________________________

    Мини – проект 3группы._____________________________________________

    Описание картины.

    Сердечная дружба.

    Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:

  • Какими Вы были в начале нашей встречи
  • В конце встречи.
  • Приём обратной связи "Рожицы".

    Приложение 2.

    Текст ( стр 368 О.А.Чернышёва , П.А.Ушаков Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. Легион .Ростов-на-Дону.2010г.)

    Целостность и противоречия современного мира.

    Человечество встретило XXI в. процессом глобализации, заключающимся в формировании общепланетарного экономического, научного, информационного пространства. Особое значение в придании целостности современному миру имеет развитие международных коммуникативно-информационных сетей. Символическим актом «рождения» информационной эры считается запуск первого искусственного спутника Земли, ставшего технологическим капитализатором формирования подлинно глобальной связи, более совершенным, по сравнению со спутниковой связью, средством коммуникации стали компьютерные сети Интернет, в которых скорость и объем передаваемой информации значительно возрастают. В компьютерных сетях можно проводить международные научные конференции, совершать экономические сделки, непосредственно обращаться людям разных континентов. Несмотря на тенденцию к целостности и единству, в современном мире сохраняются противоречия в сфере экономики, культуры и социальных отношений. Эти противоречия имеют глобальный характер и рассматриваются в масштабе международной деятельности.

    В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между Севером и Югом.

    Развитые страны Севера — это индустриальные и постиндустриальные общества с передовыми технологиями в производстве и с устойчивыми системами общественного обеспечения. Они потребляют большую часть энергии, производимой на планете, эксплуатируют большую часть ее ресурсов. Экономические успехи развитых стран сопровождаются появлением проблем культурно-психологического характера. Что могут предложить миру развивающиеся страны? Их вклад –сырье для промышленности, сельскохозяйственная продукция, дешевый труд людей, рынок для сбыта продукции не самого лучшего качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций, страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции. Проблемы одних и других становятся общими.

    В сфере культуры существуют противоречия между традиционными и техногенными культурами и между культурами с различной религиозной ориентацией. Традиционная культура свойственна развивающимся странам. Для нее характерна устойчивая система моральных и других духовных ценностей. Поведение человека в такой культурной среде определяется традициями прошлого и ценностями настоящего времени, к которым относятся постоянство среды обитания 9что обеспечивает успешную социальную адаптацию ), самоконтроль, самовоспитание. Для техногенной культуры характерны пребывание традиций, относительно быстрая смена системы духовных ценностей. Наиболее общими из них являются гибкость социальных связей, изменение взглядов на мир, безболезненный переход от одних видов деятельности к другим, быстрая адаптация к новой среде обитания.

    В мире так сложилось, что традиционные культуры ориентируются на исламскую религию, а техногенные, главным образом, на христианство. Это двойное разделение создает дополнительные сложности для устранения противоречий в сфере культуры.

    В социальной сфере существует противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Его можно определить как противоречия развития мирового сообщества , или «противоречия роста». Суть его в том ,что мировое сообщество , с одной стороны, стремится к неограниченному росту по всем параметрам, с другой стороны, имеются естественные ограничения для роста. Рост приводит к кризису, а затем к падению численности населения, производство продуктов питания ,другой необходимой продукции.

    В 1968 году создана общественная международная ассоциация учёных и промышленников для обсуждения проблем и противоречий роста человечество – так называемый «римский клуб» . Его исследования по проекту «Сложное положение человечества» выделили пять основных факторов, которые определяют и , в итоге , ограничивают рост мирового сообщества на нашей планете: численность населения , сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, промышленное производство ,загрязнение среды.

    Социально- экономическим противоречием является противоречие между человеческим и машинным фактором современного производства .Хотя повсеместно в мире имеется тенденция к автоматизации производства , человеческий фактор приобретает все большее значение. Человек по-прежнему остается рядом с машиной : он составляет программы для компьютеров ,он обслуживает механизмы и управляет ими. Уровень

    интеллектуальной и гуманитарной подготовки человека определяет безопасность современного мира.

    Указанные противоречия могут оказаться и тормозом, и двигателем развития мирового сообщества. Необходимы научный подход к их выявлению и сотрудничеству вех стран в их разрешении .

    В.И. Филоненко.

    С1.В чём сущность процесса глобализации общества XXI в?

    Что придает особую целостность современному миру?

    С2. Перечислите основные противоречия современного мира. Согласны ли вы с автором, утверждающим , что «указанные противоречия могут оказаться и тормозом . и двигателем развития мирового сообщества» ? Ответ обоснуйте двумя аргументами.

    С3. В чём заключается основное противоречие в экономической сфере ? Почему автор утверждает, что проблемы стран с очень низким уровнем развития экономики становятся одновременно и проблемами высоко го развитых мировых держав? Провидите два аргумента в подтверждении данной мысли.

    Файлы: программа Подросток и закон.docx
    Размер файла: 35532 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология