Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуреева Марина Вячеславовна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ №75" — учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

- Продолжить работу над поэтическими произведениями о Родине.

— Воспитывать любовь к малой и большой Родине

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

: видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.

Используемая методическая литература: —

: видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.

Используемое оборудование: —

Мультимедийная доска

Краткое описание: — ознакомление с новыми произведениями русских поэтов; выразительное чтение и анализ этих произведений; воспитание любви к малой и большой Родине;формирование активной жизненной позиции в качестве гражданина Отечества.

План урока:

Ι.Организация класса.

Просматривание видеоролика песни о Родине.

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Слайд 1

-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХвека. Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина».

ΙΙ.Вступительная беседа.

Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

-Что мы Родиной зовем? Слайд 2

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

— Что мы Родиной зовем? Слайд 3

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

— Что мы Родиной зовем? Слайд 4

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

ΙΙΙ.Работа с деформированными пословицами.

— Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на

полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

одному конверту.)

— Соберите и объясните пословицу:

1. Родина-мать, умей за неё постоять.

2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

3. Человек без Родины, что соловей без песни.

4. Родная сторона и в горсти мила.

5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

— Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине). Слайд 5

ΙV.Работа над смысловым значением слова «Родина».

— Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).

— Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

— А вы знаете откуда пришло слово «родина», как оно образовалось? Слайд 6

— Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина – мать).

— Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

А.В.Жигулин «О, Родина!»

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят как старое живьё.

В тебе одной – и утешенье,

И исцеление моё.

Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Слайд 7

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию

потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам

языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас

своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она

защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но

одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

— Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»

(работа по группам на листочках)

•Родить – произвести на свет потомство.

•Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

•Родич – родственник, член рода.

•Родня – родственники.

•Родословная – перечень поколений одного рода.

•Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

•Народ – нация, народность, жители одной страны. Слайд 8

— Можно ещё много подобрать однокоренных слов… Слайд 9

V. Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Русь)

— Кто автор? ( Иван Саввич Никитин) слайд 10

— О чем было это произведение?

— на прошлом уроке мы делили это произведение на части. У каждой группы в

желтых конвертах лежит отрывок этого произведения. Вам необходимо его

восстановить и придумать заголовок к своей части. ( по группам)

Проверка. Слайд 11

— Какова главная мысль стихотворения Никитина «Русь»?

Уж и есть за что

Русь могучая

Полюбить тебя,

Назвать матерью. Слайд 12

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

VΙ. Физминутка.

VΙΙ. Знакомство с новым произведением.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним великим русским поэтом ХΙХ века:

Дрожжиным Спиридоном Дмитриевичем слайд 13

Учитель читает биографическую справку о поэте.

Чтение стихотворения учителем сопровождается показом слайдов. Слайды 14-

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало?

- Как вы думаете, а какое было настроение у автора, когда он писал это произ-

ведение? ( нежность, восторг, мечтательность, радость).

-В тексте встретились новые слова: молитвенно

чарующий

приветный

— Найдите значение этих слов в толковых словарях русского языка.(по группам)

Проверка. Слайд

— Чем Родина является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)

В ходе обсуждения на доске появляется схема:

— Как вы думаете, может ли картина на доске служить иллюстрацией к этому произведению? Почему? (да, так как художник использует теплые и светлые тона для выражения своих нежных чувств к родному краю)

VΙΙΙ. Разгадывание кроссворда. (если позволяет время)

— сегодня на уроке прозвучало много произведений русских поэтов о Родине, о родной природе. Многие произведения мы изучали ранее: и во2-м, и в 3-ем классах. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и проверить свои знания.

1. Автор стихотворения «Утро».

2. Этот поэт написал о крестьянских детях. ( Некрасов)

3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки. ( Тютчев)

4. Этот поэт описал красоту зимнего дня. ( Суриков)

5. Автор этих строк: «…». Слайд

ΙХ. Подведение итогов.

На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию – Берегите Россию,

Нет России другой. Без нее нам не жить.

Берегите ее тишину и покой, Берегите ее,

Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть

Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,

И родное оконце Всею нашей судьбой.

В позабытом селе… Берегите Россию –

План урока:

Ι.Организация класса.

Просматривание видеоролика песни о Родине.

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Слайд 1

-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХвека. Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина».

ΙΙ.Вступительная беседа.

Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

-Что мы Родиной зовем? Слайд 2

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

— Что мы Родиной зовем? Слайд 3

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

— Что мы Родиной зовем? Слайд 4

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

ΙΙΙ.Работа с деформированными пословицами.

— Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на

полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

одному конверту.)

— Соберите и объясните пословицу:

1. Родина-мать, умей за неё постоять.

2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

3. Человек без Родины, что соловей без песни.

4. Родная сторона и в горсти мила.

5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

— Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине). Слайд 5

ΙV.Работа над смысловым значением слова «Родина».

— Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).

— Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

— А вы знаете откуда пришло слово «родина», как оно образовалось? Слайд 6

— Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина – мать).

— Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

А.В.Жигулин «О, Родина!»

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят как старое живьё.

В тебе одной – и утешенье,

И исцеление моё.

Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Слайд 7

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию

потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам

языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас

своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она

защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но

одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

— Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»

(работа по группам на листочках)

•Родить – произвести на свет потомство.

•Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

•Родич – родственник, член рода.

•Родня – родственники.

•Родословная – перечень поколений одного рода.

•Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

•Народ – нация, народность, жители одной страны. Слайд 8

— Можно ещё много подобрать однокоренных слов… Слайд 9

V. Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Русь)

— Кто автор? ( Иван Саввич Никитин) слайд 10

— О чем было это произведение?

— на прошлом уроке мы делили это произведение на части. У каждой группы в

желтых конвертах лежит отрывок этого произведения. Вам необходимо его

восстановить и придумать заголовок к своей части. ( по группам)

Проверка. Слайд 11

— Какова главная мысль стихотворения Никитина «Русь»?

Уж и есть за что

Русь могучая

Полюбить тебя,

Назвать матерью. Слайд 12

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

VΙ. Физминутка.

VΙΙ. Знакомство с новым произведением.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним великим русским поэтом ХΙХ века:

Дрожжиным Спиридоном Дмитриевичем слайд 13

Учитель читает биографическую справку о поэте.

Чтение стихотворения учителем сопровождается показом слайдов. Слайды 14-

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало?

- Как вы думаете, а какое было настроение у автора, когда он писал это произ-

ведение? ( нежность, восторг, мечтательность, радость).

-В тексте встретились новые слова: молитвенно

чарующий

приветный

— Найдите значение этих слов в толковых словарях русского языка.(по группам)

Проверка. Слайд

— Чем Родина является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)

В ходе обсуждения на доске появляется схема:

— Как вы думаете, может ли картина на доске служить иллюстрацией к этому произведению? Почему? (да, так как художник использует теплые и светлые тона для выражения своих нежных чувств к родному краю)

VΙΙΙ. Разгадывание кроссворда. (если позволяет время)

— сегодня на уроке прозвучало много произведений русских поэтов о Родине, о родной природе. Многие произведения мы изучали ранее: и во2-м, и в 3-ем классах. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и проверить свои знания.

1. Автор стихотворения «Утро».

2. Этот поэт написал о крестьянских детях. ( Некрасов)

3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки. ( Тютчев)

4. Этот поэт описал красоту зимнего дня. ( Суриков)

5. Автор этих строк: «…». Слайд

ΙХ. Подведение итогов.

На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию – Берегите Россию,

Нет России другой. Без нее нам не жить.

Берегите ее тишину и покой, Берегите ее,

Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть

Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,

И родное оконце Всею нашей судьбой.

В позабытом селе… Берегите Россию –

Нет России другой!

Нет России другой!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология