Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуреева Марина Вячеславовна
Место работы, должность: —
МОУ "СОШ №75" — учитель начальных классов
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
- Продолжить работу над поэтическими произведениями о Родине.
— Воспитывать любовь к малой и большой Родине
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
: видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.
Используемая методическая литература: —
: видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.
Используемое оборудование: —
Мультимедийная доска
Краткое описание: — ознакомление с новыми произведениями русских поэтов; выразительное чтение и анализ этих произведений; воспитание любви к малой и большой Родине;формирование активной жизненной позиции в качестве гражданина Отечества.
План урока:
Ι.Организация класса.
Просматривание видеоролика песни о Родине.
-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Слайд 1
-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХвека. Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина».
ΙΙ.Вступительная беседа.
Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
-Что мы Родиной зовем? Слайд 2
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
— Что мы Родиной зовем? Слайд 3
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
— Что мы Родиной зовем? Слайд 4
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
ΙΙΙ.Работа с деформированными пословицами.
— Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на
полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.
( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по
одному конверту.)
— Соберите и объясните пословицу:
1. Родина-мать, умей за неё постоять.
2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.
3. Человек без Родины, что соловей без песни.
4. Родная сторона и в горсти мила.
5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
— Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине). Слайд 5
ΙV.Работа над смысловым значением слова «Родина».
— Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).
— Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
— А вы знаете откуда пришло слово «родина», как оно образовалось? Слайд 6
— Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина – мать).
— Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
А.В.Жигулин «О, Родина!»
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят как старое живьё.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление моё.
Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Слайд 7
«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию
потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам
языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас
своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она
защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но
одна у человека родная мать – одна у него и родина.»
— Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»
(работа по группам на листочках)
•Родить – произвести на свет потомство.
•Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
•Родич – родственник, член рода.
•Родня – родственники.
•Родословная – перечень поколений одного рода.
•Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
•Народ – нация, народность, жители одной страны. Слайд 8
— Можно ещё много подобрать однокоренных слов… Слайд 9
V. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Русь)
— Кто автор? ( Иван Саввич Никитин) слайд 10
— О чем было это произведение?
— на прошлом уроке мы делили это произведение на части. У каждой группы в
желтых конвертах лежит отрывок этого произведения. Вам необходимо его
восстановить и придумать заголовок к своей части. ( по группам)
Проверка. Слайд 11
— Какова главная мысль стихотворения Никитина «Русь»?
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью. Слайд 12
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
VΙ. Физминутка.
VΙΙ. Знакомство с новым произведением.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним великим русским поэтом ХΙХ века:
Дрожжиным Спиридоном Дмитриевичем слайд 13
Учитель читает биографическую справку о поэте.
Чтение стихотворения учителем сопровождается показом слайдов. Слайды 14-
Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие впечатления оно у вас вызвало?
- Как вы думаете, а какое было настроение у автора, когда он писал это произ-
ведение? ( нежность, восторг, мечтательность, радость).
-В тексте встретились новые слова: молитвенно
чарующий
приветный
— Найдите значение этих слов в толковых словарях русского языка.(по группам)
Проверка. Слайд
— Чем Родина является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)
В ходе обсуждения на доске появляется схема:
— Как вы думаете, может ли картина на доске служить иллюстрацией к этому произведению? Почему? (да, так как художник использует теплые и светлые тона для выражения своих нежных чувств к родному краю)
VΙΙΙ. Разгадывание кроссворда. (если позволяет время)
— сегодня на уроке прозвучало много произведений русских поэтов о Родине, о родной природе. Многие произведения мы изучали ранее: и во2-м, и в 3-ем классах. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и проверить свои знания.
1. Автор стихотворения «Утро».
2. Этот поэт написал о крестьянских детях. ( Некрасов)
3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки. ( Тютчев)
4. Этот поэт описал красоту зимнего дня. ( Суриков)
5. Автор этих строк: «…». Слайд
ΙХ. Подведение итогов.
На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – Берегите Россию,
Нет России другой. Без нее нам не жить.
Берегите ее тишину и покой, Берегите ее,
Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть
Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,
И родное оконце Всею нашей судьбой.
В позабытом селе… Берегите Россию –
План урока:
Ι.Организация класса.
Просматривание видеоролика песни о Родине.
-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Слайд 1
-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХвека. Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина».
ΙΙ.Вступительная беседа.
Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
-Что мы Родиной зовем? Слайд 2
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
— Что мы Родиной зовем? Слайд 3
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
— Что мы Родиной зовем? Слайд 4
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
ΙΙΙ.Работа с деформированными пословицами.
— Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на
полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.
( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по
одному конверту.)
— Соберите и объясните пословицу:
1. Родина-мать, умей за неё постоять.
2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.
3. Человек без Родины, что соловей без песни.
4. Родная сторона и в горсти мила.
5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
— Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине). Слайд 5
ΙV.Работа над смысловым значением слова «Родина».
— Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).
— Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
— А вы знаете откуда пришло слово «родина», как оно образовалось? Слайд 6
— Как сказать по-другому о Родине? (Отечество, отчизна, Родина – мать).
— Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
А.В.Жигулин «О, Родина!»
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят как старое живьё.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление моё.
Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Слайд 7
«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию
потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам
языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас
своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она
защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но
одна у человека родная мать – одна у него и родина.»
— Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»
(работа по группам на листочках)
•Родить – произвести на свет потомство.
•Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
•Родич – родственник, член рода.
•Родня – родственники.
•Родословная – перечень поколений одного рода.
•Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
•Народ – нация, народность, жители одной страны. Слайд 8
— Можно ещё много подобрать однокоренных слов… Слайд 9
V. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Русь)
— Кто автор? ( Иван Саввич Никитин) слайд 10
— О чем было это произведение?
— на прошлом уроке мы делили это произведение на части. У каждой группы в
желтых конвертах лежит отрывок этого произведения. Вам необходимо его
восстановить и придумать заголовок к своей части. ( по группам)
Проверка. Слайд 11
— Какова главная мысль стихотворения Никитина «Русь»?
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью. Слайд 12
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
VΙ. Физминутка.
VΙΙ. Знакомство с новым произведением.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним великим русским поэтом ХΙХ века:
Дрожжиным Спиридоном Дмитриевичем слайд 13
Учитель читает биографическую справку о поэте.
Чтение стихотворения учителем сопровождается показом слайдов. Слайды 14-
Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие впечатления оно у вас вызвало?
- Как вы думаете, а какое было настроение у автора, когда он писал это произ-
ведение? ( нежность, восторг, мечтательность, радость).
-В тексте встретились новые слова: молитвенно
чарующий
приветный
— Найдите значение этих слов в толковых словарях русского языка.(по группам)
Проверка. Слайд
— Чем Родина является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)
В ходе обсуждения на доске появляется схема:
— Как вы думаете, может ли картина на доске служить иллюстрацией к этому произведению? Почему? (да, так как художник использует теплые и светлые тона для выражения своих нежных чувств к родному краю)
VΙΙΙ. Разгадывание кроссворда. (если позволяет время)
— сегодня на уроке прозвучало много произведений русских поэтов о Родине, о родной природе. Многие произведения мы изучали ранее: и во2-м, и в 3-ем классах. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и проверить свои знания.
1. Автор стихотворения «Утро».
2. Этот поэт написал о крестьянских детях. ( Некрасов)
3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки. ( Тютчев)
4. Этот поэт описал красоту зимнего дня. ( Суриков)
5. Автор этих строк: «…». Слайд
ΙХ. Подведение итогов.
На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – Берегите Россию,
Нет России другой. Без нее нам не жить.
Берегите ее тишину и покой, Берегите ее,
Это небо и солнце, Чтобы вечно ей быть
Этот хлеб на столе Нашей правдой и силой,
И родное оконце Всею нашей судьбой.
В позабытом селе… Берегите Россию –
Нет России другой!
Нет России другой!