Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна

Место работы, должность: — Моу «Средняя общеобразовательная студия №7″, г.Муром

Регион: — Владимирская ответвление

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее налаживание

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 сорт

Предмет(ы): — Мировая художественная перилла
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — познакомить учащихся с музыкой Русской православной церкви точно частично отечественной культуры; объяснить, словно такое литургия, «Херувимская песнь», кто такие херувимы;

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

CD-проигрыватель, компьютер

Музыкальный и иллюстрационный материал: Д.С.Бортнянский, «Херувимская песнопение №7»; «Рождество Христово», сл. и муз. П.Синявского; презентация, сопровождающая апроши урока.

Краткое описание: — интегрированный работа вдоль музыке и курсу "Основы православной культуры".

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке, ребята, мы водка о духовной музыке, о музыке в православном храме. Какую музыку мы называем духовной? Слышали единица вам музыку в храме? Какое чувство произвело на вас церковное пение? (ответы детей). Действительно, приходя в храм, слушая церковное пение, лицо испытывает умиротворение, успокоение, становится лучше.

Музыку для православных богослужений писали разные композиторы: это и П.И.Чайковский, и С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский (слайд №1).

Произведение, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Херувимская песнопение №7» Дмитрия Степановича Бортнянского (слайд №2: фестиваль портрета).

Д.С.Бортнянский (1751-1825) – кацапский композитор, поживавший на рубеже 18-19 столетий. Родился в г.Глухове Черниговской губернии. Был первым директором придворной певческой капеллы. Он увеличил количество хористов в капелле и мало-помалу достиг того, словно оркестр стала исполнять всего церковные песнопения, однако для театральных представлений был создан родимый хор. В обязанности Д.С.Бортнянского входило не всего начальствование капеллой и дирижирование ею, а и писание церковных песнопений (слайд №3).

Херувимская песнопение исполняется на главном богослужении дня – литургии. Литургия в переводе с греческого означает «общее дело» (слайд №4). «Херувим – означает «созерцающий» (Он созерцает башковитость Божью)… Херувимы… изображаются общепринято со множеством глаз»[1] . Это одна изо девяти ангельских чинов (слайд №5). Послушайте конферанс «Херувимской песни»: «Иже Херувимы втихомолку образующе, и животворящей Троице трисвятую песнопение припевающе, всякое днесь житейское отложим попечение. — Яко ну Царя всех подымем, Ангельскими незримо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)». В переводе это означает следующее: «Мы, скрыто изображая херувимов и воспевая трисвятую песнопение Троице, дающей жизнь, оставим сегодня заботу о всем житейском, чтоб нам прославить Царя всех, Которого незримо носят и прославляют ангельские силы» (слайд №6).

Прослушайте напряженно «Херувимскую песнопение №7» Д.С.Бортнянского и скажите, какое чувство произвела на вас мотет (слайд №7).

Слушание «Херувимской песни №7» Д.С.Бортнянского.

Ответы детей (музыка безмерно красивая, возвышенная, светлая, умиротворенная; слушая эту музыку, лицо становится лучше, добрее, сострадательнее, задумывается о вечности, о душе, о Боге…)

Кто исполнял это произведение? (мужской хор).

Какие средства музыкальной выразительности использует Д.С.Бортнянский близ написании «Херувимской песни»? Почему? (ответы детей). Слайд №8.

Слушая это произведение, вы, ну же, обратили бережность на то, словно река пел безо музыкального сопровождения. Дело в том, словно в русской православной церкви все песнопения исполняются a cappella, мера есть безо музыкального сопровождения.

Музыка в храме производит на человека глубокое впечатление. Послушайте, какое шестистишие написал об этом Иван Бунин (слайд №9):

Любил я в детстве

Любил я в детстве потемок в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.

Безмолвно, где в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил тамо с собой
В душе и радости, и горе.

И в час, иной раз река бесконфликтно пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем благодушно светлел…

И, ну же, приходя в храм, лицо приходит к Богу (слайд №10). На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Рождество Христово» П.Синявского. О чем эта песня? Что это за празднество – Рождество? (ответы учащихся).

Исполнение 1-го и 2-го куплетов.

Разучивание 3-го куплета:

Работа над:

-дикцией,

-ансамблем,

-выразительностью исполнения.

Исполнение песни П.Синявского «Рождество Христово» целиком.

Итог: подводя подсчет сегодняшнему уроку, я хочу задать вас вопрос: «Что нового насегодняшнем уроке вам узнали? С какими произведениями познакомились?

Д/з: дома ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: «Какое чувство произвела на меня прослушанная на уроке музыка?»


[1] Опрышко Н.А., «Православные святые. Почитание и прославление», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002г, стр.96

Файлы: Тетрадь к уроку Москва.docx
Размер файла: 14703 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

smart60.ru