Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева О.В.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №30

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить учащихся с пьесами«Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 2

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Музыка» для 2 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.

Используемая методическая литература: —

Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред Поповой Т.В. — М.: изд-во "Музыка", 1974.

Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.

Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

Используемое оборудование: —

Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор

Краткое описание: — Урок посвящен знакомству с фортепианным циклом "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. Дети должны понять, что каждый творец по своему отражает увиденное, вносит свой элемент творчества и выдумки, как это сделал великий русский композитор М.П.Мусоргский, посетивший выставку рисунков своего друга-художника В.Гартмана.

Музыкальное впечатление. «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского

Цель урока:

познакомить учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

Обучающие: в процессе проведения блиц-опроса выявить степень усвоения материала по пройденным темам, дать определение термина «сюита», обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю посетить картинную галерею. Но для того, чтобы туда попасть, вам нужно найти ключ. Готовы? Тогда в путь.

(Класс делится на несколько групп – обычно по рядам, т.е. на 3 группы. По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ – капитан группы шаг вперед)(Прием «Шаг за шагом»)

Блиц-опрос:

1. Что такое «программное произведение»?

2. Что такое миниатюра?

3. Вступление бывает в начале или в конце произведения?

4. Что такое «темп»?

5. Как называется ансамбль, состоящий из трех исполнителей?

6. Как называется спокойная монотонная песня с частыми повторами?

7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?

8. Как называется «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики героя и которая неоднократно появляется в произведении?

9. Кто такой солист?

У. Молодцы. До заветного ключа нам осталось пройти совсем немного. Задание для всего класса.

Игра «Картинки-ассоциации» (Прием «Ассоциативный ряд»)

На карточках изображены сказочные персонажи, предметы, люди, животные и т.п. Учитель показывает картинки, а дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет и спеть хотя бы один куплет.

— Молодцы! Преодолев все препятствия, вы получаете заветный ключ!

Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете — что?(Прием «Послушать-сговориться – обсудить»)(Эти рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)

— Правильно. И еще одна общая черта: на каждую из этих картинок М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название СЮИТА – последовательность самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений его друга, художника Виктора Гартмана, внезапно умершего. Через год после его смерти была организована выставка талантливого художника. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского и работа закипела. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.

Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Сегодня мы остановимся на трех из них.

«Балет невылупившихся птенцов»

— В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений)( Прием «Шаг за шагом»)

«Избушка на курьих ножках»

— Правильно. Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный,игрушечный пряничный домик)

-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка. Но Мусоргский изобразил хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана. Предлагаю вам послушать и назвать хозяйку этой избушки. (Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»)

— Догадались как зовут хозяйку?

— Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.)

— Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?

-Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Предлагаю еще раз внимательно посмотреть на рисунок и предложить свою версию. (Ученики разбиваются на подгруппы по 5-6-человек и придумывают свои мини-сказки. Можно это задание предложить в качестве домашнего, если не хватит времени урока)(Прием «Изобретательские задачи»)

«Богатырские ворота»

— Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

— Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

(Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил).

— «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

— Какая пьеса вам понравилась больше?

— Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

— Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

— Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

— Как вы думаете, все ли мы сделали на уроке? Чего–то не хватает? Чем можно закончить урок? Песней. Исполняется песня «Спор Маши и Вити»

Заключение.

- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику) К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В.Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

Рефлексия.

(Прием «Два смайлика» по аналогии «Шесть шляп»)

Довольны ли вы своими ответами? Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным)

Домашнее задание.Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология