Автор конспекта:
Автор(ы): — Некрасова Жанна Николаевна

Место работы, должность: — ЯНАО г. Ноябрьск МОУСОШ № 6; учитель начальных классов

Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — • познакомить с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова; • обсудить различия между внешними и внутренними приметами взрослой жизни: • формировать обще-учебные умения и навыки; • показать выразительность поэтического образа, созданного Н. А. Некрасовым; • продолжить работу: по обогащению и пополнению словарного запаса учащихся; над пословицами; фразеологизмами; • воспитывать интерес к предмету, культуру труда, трудолюбие.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • учебник «Литературное чтение», Н. А. Чуракова (3 класс, II часть);
  • толковые словарики русского языка М. Н. Неусыповой;

Используемая методическая литература: —

Малаховская О.В.;Тематическое планирование по литературе III класс (I-IV); ФНМЦ им. Л.В.Занкова, Москва 2003 г.

Используемое оборудование: —

  • портрет Н. А. Некрасова;
  • лента времени;
  • цветок – ноготок (с отрывными лепестками);
  • компьютер с проектором и экраном для показа слайдов;
  • 16 слайдов;

Краткое описание: — Тема данного урока актуальна всегда: очень интересна и полезна для детей сегодняшних, хотя и написана эта поэма давно. Отрывок из поэмы не оставляет равнодушным детей нашего поколения, помогает им в оценивании себя, своих поступков, заставляет посмотреть со стороны на окружающих детей, на «взрослую жизнь» и в шутку, и всерьёз. Я думаю, что на уроке дети пополнили свой словарный запас, узнав значения устаревших слов; работали над пословицами, поговорками, фразеологизмами. Отрывок их так «захватил», что они готовы были перечитывать его снова и снова, что необходимо для привития интереса к чтению, к предмету; для отработки навыка выразительного чтения; дети активно включались в разные виды деятельности на уроке, обсуждали, спорили, доказывали, делали выводы; вели диалог с учителем и друг с другом.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка. (1 слайд – пустой белый)

1. Упражнение: «Задуй свечу» в 1, 3 и несколько приёмов (для формирования навыка владения дыханием);

2. Упражнение: «Медвежата» - фраза: «Мам, мёду б нам…», начиная с маленьких медвежат и заканчивая взрослыми (для формирования навыка владения голосом);

3. Упражнение: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» - глубокий вдох, выдох со счётом – «Раз Егорка, два Егорка…» и т. д. до полного выдоха;

4. Упражнение: «ТА -ТА-ТА» читают с ударением сначала на первом, затем на втором и на третьем слоге (отработка правильного ударения);

5. Игра: «Поезд набирает (замедляет) ход» — работа над скороговоркой: Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску. (дети начинают говорить предложение- скороговорку медленно, заканчивают быстро; затем, наоборот)

У: — Что можно сказать о детях? (ответы детей)

Воспитательный момент: — Да, они дружны, но сладостей нужно есть в меру, беречь свои зубы и здоровье.

У: Молодцы, ребята, мы с вами подготовили речевой аппарат к работе, продолжаем наш урок.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

У: Послушайте отрывок :

«…Я проводил их всё тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Я их не бью ни весною, ни летом,

Шкура плохая, — линяет косой…»

- Из какого произведения эти строки, ребята? Кто говорит эти слова? Дед Мазай спас зайцев только потому, что сейчас не охотничий сезон? А почему? (заслушиваются ответы детей)

У: Ребята, кто вспомнит строки, в которых отношение деда к беззащитным животным противопоставлено поведению других людей. (Когда дети знакомились со стихотворением Н. А. Некрасова, то им предлагался отрывок для заучивания; на уроке дети вспомнили этот отрывок и рассказали наизусть все вместе.)

(«В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут, -

Нет! ещё мало! бегут мужики, ловят, и топят, и бьют их баграми…»)

У: Что вы можете сказать об отношении к животным Мазая и других людей?

Воспитательный момент, межпредметная связь, связь с нашим краем:

- А как обстоят дела в нашем крае, в ЯНАО? Есть ли у нас животные, которые находятся под охраной, редкие и исчезающие виды? (ответы детей)

2 слайд: Белый журавль – редкий исчезающий вид, занесён в Красную книгу.

3 слайд: Тундровый лебедь – редкий сокращающийся вид, занесён в красную книгу; чёрный журавль – охраняется, внесён в Красную книгу.

4 слайд: Чёрная казарка – включена в число особо охраняемых видов, гнездовья охраняются в Ямальском государственном заказнике.

(диалог учителя и учащихся после просмотра слайдов)

У (воспитательный момент, межпредметная связь): Ребята, посмотрите как давно написано стихотворение, а тема остаётся актуальной и в наши дни, спустя почти 150 лет; об этом, конечно, стоит задуматься: нужно бережно относиться к природе, к животным, не нарушать цепи питания, которая существует в каждой природной зоне , в природном сообществе, иначе это приведёт к гибели всего живого, в том числе и планеты.

5 слайд: пустой.

IV. Тема, цель урока.

У: - Кто автор стих. «Дедушка Мазай и зайцы»? (Дети: Н.А. Некрасов; вывешивается портрет.) В каком веке он жил, годы его жизни? (Д: показывают на ленте времени) Что можете сказать о поэте? (заслушиваются ответы детей) (Для учителя: детство провёл на Волге, жил очень бедно в Петербурге, любил просторы родных полей и лугов, шёпот зелёной травы, птичьи песни; первое стих. написал в 7 лет. Когда приезжал в деревню, ходил на охоту, много времени проводил в саду с крестьянскими ребятишками, затем изображал в стихах милых его сердцу сельских ребятишек; его стихи были просты, понятны, заставляли задуматься).

У: Как вы думаете, ребята, почему на уроке мы говорим об этом поэте, вспоминаем его стихи, наверно, не случайно? (ответы детей)

- Да, сегодня на уроке мы снова вернёмся к творчеству Н. А. Некрасова, познакомимся с новым произведением, будем работать над правильностью, выразительностью чтения, будем говорить об образе мальчика, созданного поэтом.

У: Как называется произведение? Прочитайте.

- Это отрывок из поэмы, понятно ли значение слова «поэма»? (Д: большое стихотворное произведение, если было бы непонятно, то обратились бы к толковому словарю.)

У: - Понятно ли значение слова «крестьянские»? (дети не совсем поняли, поэтому воспользовались толковыми словарями и нашли значение этого слова.) В XIX веке – дети, жившие в деревне.

- Ребята, послушайте отрывок из поэмы и попробуйте ответить: о ком идёт речь? (чтение отрывка учителем; пауза)

- Вам понравился отрывок? О ком же идёт речь? (ответы детей)

- Ребята, прочитайте отрывок «про себя», отметьте непонятные вам слова и обратите внимание на слова, при чтении которых авторы учебников просят заглянуть вас в словарь. (дети выполняют задание, пользуясь толковыми словарями)

У(проводится словарная работа): — В чьём словаре вы нашли значение слов? (в словаре Кота Учёного)

- Какие слова были непонятны? (выясняется и уточняется их значение) (Учитель, готовясь к уроку, предположил какие слова могли быть непонятны детям и подготовил слайды)

6 слайд: Баснизкий мужской голос.

Хворост – сухие, опавшие ветки деревьев, высохшие тонкие сучья или стволы.

Удила (с показом картинки) – часть сбруи – металлический стержень, вкладывающийся в рот упряжному животному.

У(межпредметная связь): Ребята, понятны ли вам слова: вестимо, шествуя, дровосек, грозный? Подберите к ним синонимы.

У: - Ребята, давайте попробуем ответить на первую часть вопроса 1 (с. 97)(Учитель уточняет , зачитывая вопрос.) - Как вы понимаете «Мужичок с ноготок»? Что значит «Мужичок»? (маленький мальчик, но по виду и осанке, похожий на взрослого, обратите внимание на суффикс) – Как понимаете слово «ноготок»? (тоже суффикс, слово многозначное: 1) плоский роговой покров на конце пальчика;

7 слайд: 2) однолетнее садовое растение с оранжево-желтыми цветами, лекарственная календула).

У: Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на главный вопрос (на доске): Можно ли назвать Власа взрослым человеком? (заслушиваются мнения учащихся)

- Ребята, в конце урока мы вернёмся к вашим ответам и решим, кто был прав. А этот красивый цветок (цветок- ноготок вывешивается на доску) будет помогать нам работать на уроке, придавая нам силу, уверенность и хорошее настроение, а его красивые лепестки с заданиями помогут больше узнать о мальчике и его семье.

(учитель открывает лепестки и читает задание)

1 лепесток: - Прочитайте отрывок «по цепочке» (по строчке) и докажите к какому жанру его можно отнести. (ответы учащихся: стихотворение, рифма, доказали) - Прочитайте и ответьте на 2 вопрос (с. 97). (ответы детей; размеренный неспешный ритм стихотворения, подчёркивающий ход крестьянской лошадки, везущей воз с хворостом; обратить внимание на знаки препинания (много запятых, многоточия) – Почему много знаков, как вы думаете, ребята? Как нужно читать отрывок? (ответы детей)

8 слайд: пустой

2 лепесток: — Прочитайте отрывок из поэмы в парах по две строчки, попробовав передать ритм, обращая внимание на знаки, передать чувства лирического героя к мальчику. (дети выполняют задание)

У: — Хорошо, ребята.

Физминутка 1.

У: - Ребята, давайте найдём и прочитаем строчку из стих., данную в скобках, и немного отдохнём, передавая движениями то, как приходится работать дровосеку в лесу. (дети выполняют движения)

3 лепесток: - Прочитайте отрывок выразительно по рядам . (дети читают)

- Подумайте: как ещё можно прочитать этот отрывок, ведь речь идёт о разговоре мальчика и лирического героя? (Д: по ролям) – Чьи роли будут? (ответы детей)

– Ответьте на 3 вопрос (с. 97) - Что значит «комичным»? (дети отвечают, находят, приём контраста, лежащий в основе образа мальчика: …в больших рукавицах … а сам с ноготок; крикнул малюточка басом)

У: - Ребята, я согласна с вами, что образ Власа, созданный Некрасовым в поэме, и выразителен, и комичен.

- Вам хочется перечитывать этот отрывок ещё и ещё раз? Почему? (выразительное чтение хором)

4 лепесток: Поработайте в группах: ответьте на вопросы и выполните задания. (задания лежат у каждой группы на партах)

У (физминутка 2): - Прежде чем начать работу в группах, сделаем упражнение для глаз: глаза быстро закрываем, дружно до пяти считаем, открываем, поморгаем и работать начинаем.

(Дети выполняют задания в группах ( задания для каждой группы вынесены на слайды), учитель открывает слайд, выполняется проверка выполненных заданий каждой группой.)

9 слайд: задания для I группы:

Прочитайте отрывок из поэмы по ролям.

Найдите и зачитайте в какое время произошла встреча лирического героя с мальчиком-тружеником?

Подумайте и скажите подходят ли данная пословица и поговорка к отрывку из поэмы: ЗИМА ЛОДЫРЯ МОРОЗИТ; МАЛ ДА УДАЛ? Докажите.

Назвали ли бы вы Власа взрослым? Почему?

Попробуйте создать образ мальчика ниткописью.

10 слайд: задания для II группы:

Прочитайте отрывок из поэмы по ролям.

Найдите и зачитайте: что сказал мальчик о своей семье? Почему? Каким годом провозглашён 2008 год? Почему?

Подходят ли пословицы для характеристики мальчика: ПО ОДЕЖДЕ НЕ СУДИ, ПО ДЕЛАМ ГЛЯДИ; РОДИТЕЛИ ТРУДОЛЮБИВЫ И ДЕТИ НЕ ЛЕНИВЫ? Почему?

Назвали ли бы вы Власа взрослым? Почему?

Попробуйте создать образ мальчика ниткописью.

11 слайд: задания для III группы:

Прочитайте отрывок из поэмы по ролям.

Можно ли сказать, что мальчик держался очень независимо, как взрослый человек? (найдите и зачитайте нужное)

Был ли он самостоятельным и ответственным? Подходят ли к образу мальчика, созданного поэтом, фразеологизмы: ОТВЕЧАТЬ ГОЛОВОЙ, ДЕРЖАТЬ УХО ВОСТРО, ХОДИТЬ ГОГОЛЕМ?

Назвали ли бы вы Власа взрослым? Почему?

Попробуйте создать образ мальчика ниткописью.

(Учитель уточняет что значит «ходить гоголем» – о человеке, который ходит важно, шествует; и что «гоголь» – дикая утка, по берегу ходит важно, вперевалочку, выпятив грудь вперёд и гордо откинув голову)

12 слайд: задания для IV группы:

Прочитайте отрывок из поэмы по ролям.

Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Докажите, обращаясь к тексту, что среди этих чувств есть и удивление, и уважение.

Подходят ли фразеологизмы: НЕ ВЕРИТЬ СВОИМ УШАМ, ДЕЛАТЬ БОЛЬШИЕ ГЛАЗА, ДИВУ ДАВАТЬСЯ к тому, какие чувства испытывает лирический герой по отношению к Власу?

Назвали ли бы вы Власа взрослым? Почему?

Попробуйте создать образ мальчика ниткописью.

13 слайд: задания для V группы:

Прочитайте отрывок из поэмы по ролям.

Как вы думаете, почему отрывок из поэмы помещён после стихотворения Б. Заходера? Какой приём лежит в основе этих произведений? Докажите.

Почему их поместили именно в эту главу? Есть ли различие между внешними и внутренними приметами взрослой жизни?

Назвали ли бы Власа взрослым? Почему?

Попробуйте создать образ мальчика ниткописью.

14 слайд: пустой.

У: Ребята, вот таким вы представили Власа, посмотрите. (вывешиваются ниткописи, приготовленные каждой группой)

V. Итог урока.

5 лепесток: Сопоставьте предположения, которые были у вас, когда вы отвечали на главный вопрос вначале, с вашим мнением в группах и ответьте еще раз на главный вопрос: Назвали ли бы вы Власа взрослым?

У: — Вы сделали это исходя из его внешнего вида (по взрослой одежде); судя по его манере общения с взрослым незнакомым человеком или благодаря его самостоятельности, чувству ответственности? (ответы детей)

VI. Рефлексия.

У: - Кому было сегодня интересно на уроке? Что было интересно?

- Кто задумался: трудно или нет быть взрослым; кто посмотрел на себя и свои поступки по-другому? Почему?

- Кто бы назвал себя взрослым? Почему? (Самооценка детьми своей работы на уроке; оценки за урок.)

15 слайд:

VII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение или выучить отрывок из поэмы наизусть. Написать отзыв.

16 слайд: Спасибо за урок. Молодцы!

Файлы: Пьеса.doc
Размер файла: 27136 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология