Автор конспекта:
Автор(ы): — Баркова Наталья Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ НОШ №1 п. Эльбан

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок

Тема: Н.А. Некрасов «Славная осень!…».

Цели: 1. Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с одним из его стихотворений; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.

2. Развивать познавательные процессы, речь, расширять словарный запас.

3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению замечать её красоту; воспитанию здорового образа жизни; умение быть культурным «слушателем» и «читателем».

Оборудование:

1) карточки с речевой разминкой, с трудными словами из стихотворения, со словами: эпитет, сравнение; 2) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова, книги с его стихами, 3) мультимедиа, ноутбук, экран, грамзаписи с разными мелодиями.

  • Работа над темой урока.
  • - А только ли грустное настроение может вызывать осень? Как думаете? Давайте это выясним.

    1.- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте название этого раздела на странице 167.

    2.На доске: Поэтическая тетрадь №2.

    - И начинают её стихиодного из замечательнейших, великих русских поэтов Николая Алексеевича Некрасова.

    . Показываю на портрет.

    Доска:Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877)

    3.Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.

    Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя

    отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.

    4.- Посмотрите на книги, которые находятся на выставке. Прочитайте их названия, рассмотрите иллюстрации.

    — Как думаете, о чём писал Николай Алексеевич Некрасов?

    - Действительно, став известным русским поэтом, писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.

    5.Знакомство со стихотворением.

    — Давайте теперь познакомимся с одним из его стихотворений. Откройте учебник на странице 168.

    — Есть ли у стихотворения название? Как его определить? (По первой строчке.)

    — А теперь послушайте. Постарайтесь во время моего чтения представить картины, которые с помощью слов рисует автор.

    После чтения:

    — Что представили? Какие картины увидели? Что запомнилось?

    Прочитайте теперь стихотворениешепотом с заданием:

    над непонятными словами ставьте точки.

    Повторное чтение по цепочке:

    1 и 2 строки:

    — Что значит славная? Как понимаете?

    Доска: Славный:1) пользующийся славой, достойный славы.

    2) очень хороший, приятный, симпатичный.

    - Что автор говорит о воздухе осенью? (ядрёный). Понятно ли вам значение этого слова? Прочитайте его значение на доске.

    Доска: Ядрёный– свежий, здоровый.

    — А какой воздух может быть свежим, здоровым? (чистый, прозрачный, слегка морозный).

    — Какую целебную силу имеет такой воздух?

    Что значит бодрит? Прочитайте на доске.

    Бодрит– придаёт бодрости, энергии.

    — Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья?

    (В лесу, в парке, на свежем воздухе).

    - Прочитайте 3 и 4 строки:

    — Как поэт говорит о реке? Что значит студёной?

    Студёный– очень холодный

    — А что Н.А. Некрасов говорит про первый лёд на реке?

    Прочитайте правильно:не-о-креп-ший — некрепкий, тонкий.

    -Какое средство выразительности использует?

    Доска: опора.

    -Какое слово помогло определить, что это сравнение?

    -Почему поэт сравнивает тонкий осенний лёд с тающим сахаром?

    — Вот как это выглядит в природе.

    Мультимедиа.

    - Прочитайте следующие 4 строки:

    — Как в стихотворении показано, что лес изменился, что деревья сбросили листву?

    — Про какую мягкую постель говорит здесь автор? (Про опавшие листья). Почему он так их называет? Какое средство выразительности использует?

    — Какими увидел листья автор во время прогулки?

    Доска:Поблёкнуть — стать блеклым, лишиться яркости, свежести.

    — Какое средство выразительности использует?

    — Какое слово помогло определить, что это сравнение?

    — А вы наблюдали сами такую картину? Расскажите.

    — Какой тип предложения здесь использует автор? Почему? Какое своё чувство выражает поэт?

    Работа с карточкой – помощником.

    Восхищение, восторг.

    Мультимедиа.

    6. Физминутка.

    Доска: До глубины души.

    — Как понимаете это выражение? (Очень сильно).

    — Можно ли отнести к стихотворению? Как?

    — Сколько слов в выражении?

    Столько раз:

    · голову наклоняем вперёд – назад

    · вправо – влево

    · плечи вперёд – назад

    · круговращение туловищем

    · столько раз сделайте вдох и выдох.

    9 и 10 строки:

    — Прочитайте теперь последние 2 строки стихотворения.

    — Какие дни мы называем ясными? (Солнечные). А какие мы называем тихими? (Когда нет ветра.)

    — Значит, какую погоду здесь описывает поэт? (Солнечную, безветренную.)

    — Скажите: картины какой осенней поры – ранней, золотой или поздней нарисованы в этом стихотворении?

    (Скорее время, когда золотая осень плавно переходит в позднюю.)

    — Какие строки стихотворения повторяются дважды?

    — Как, думаете, зачем? (Чтобы подчеркнуть, как нравится это время года, эта погода поэту)

    — Какое настроение вызывает это стихотворение?

    Чудесное, прекрасное, радостное.

    — Отличаются ли чувства поэта, жившего в 19 веке, от ваших чувств?

    Карточки настроения.

    Это говорит о том, что меняется время и люди, но чувства, которые человек испытывает при виде красоты природы остаются навсегда.

    Работа с карточкой – помощником.

    — Придвиньте к себе карточки.

    — Подумайте, зачем автор написал это стихотворение? Покажите номер ответа.

    Индивидуальные карточки:

    1.Чтобы сказать о том, что настала осень.

    2. Чтобы передать свою радость.

    3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы.

    4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание у читателей.

    — Почему так думаете?

    Вывод:

    - Так только ли грустное настроение может вызывать осень?

    Доска: чудесное, прекрасное, радостное.

    — Отчего это зависит? (От состояния окружающей природы)

    7.Подготовка к выразительному чтению.

    — С какой интонацией: грустной или радостной, прочитаете это стихотворение? Почему?

    — Какие слова вам подсказывают интонацию?

    — В каком темпе: быстром или медленном? Почему?

    — Какие строки особенно выделите голосом? Почему?

    — Прочитайте самостоятельно. Подчеркните слова, которые, по вашему мнению, следует выделить голосом при чтении.

    8.Выразительное чтение.

    Оценивание.

    — Чьё чтение вам понравилось больше всего? Почему?

    9. Экскурсия в художественную галерею.

    — А теперь мы отправимся с вами в художественную галерею и посмотрим картины художников, на которых изображена осень.

    Мультимедиа.

    — В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Картину какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?

    — А теперь мы с вами поиграем в игру «Музыкальная загадка».

    — Подумайте, какая мелодия наиболее подходит к этому времени года и к стихотворению?

    — Почему?

    10. Итог:

    — На этом мы заканчиваем урок. Вам понравилось в гостях у осени?

    — Какое стихотворение на тему осени сегодня читали? Кто его автор?

    — Что для вас сегодня стало открытием?

    — Что нужно делать, чтобы каждый день стал открытием? (читать).

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология