Автор конспекта:
Автор(ы): — Тищенко Александр Николаевич

Место работы, должность: — учитель физики, МОУ Красненская сош Красненского района Белгородской области

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

1. Ввести понятие напряженности электрического поля.
2. Научить применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.
3. Совершенствуя развитие общеучебных умений и навыков обучающихся на старшей ступени обучения, учить элементам творческого поиска на основе приема обобщения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физика 10 класс Мякишев, Буховцнв

Краткое описание: — Урок изучения нового материала,В начале урока актуализация знаний учащихся,изучение нового материала с использованием демонстрационного материала, при закреплении материала используется тренажер по определению напряженности

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Как вы видите, на доске нет темы урока, вы запишите ее чуть позже, а сейчас запишите в своих тетрадях число и «классная работа».

II. Актуализация знаний

Представьте себе. Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными, и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза: “Атом – это делимая частица”, то в этой одной фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения.

Задание 1.

Перечислить информацию, которую можно получить из этой фразы.

Ответы учеников.

· Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.

· Протоны и нейтроны состоят из кварков.

· Атом имеет “планетарную” модель.

· Существует два рода зарядов – положительные и отрицательные.

· Тела, имеющие заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды разного знака, взаимно притягиваются.

· Силы, с которыми взаимодействуют заряженные тела, называются электромагнитными.

· Вокруг заряженных тел (частиц) существует электрическое поле.

· Электрическое поле материально, оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем.

· Электрическое поле можно обнаружить по его действию на некоторые заряженные тела.

Итак, вы убедились, что одна фраза может нести в себе огромную информацию не только о самом атоме, но и о том, что может возникать вокруг заряженных тел, т.е. об электрическом поле.

III. Изучение нового материала

Сейчас посмотрите опыт, но без комментария.

Опыт:

Приближаем и удаляем заряженную стеклянную палочку к электрометру.

Ответьте на следующие вопросы:

Что вы наблюдали? Что происходит по мере удаления заряженной палочки?

Ответ ученика: электрическое поле можно обнаружить по его действию на приборы. Также по мере удаления источника электрического поля можно увидеть его ослабевание, и наоборот, по мере приближения, его усиление.

Недостаточно утверждать, что электрическое поле существует. Необходимо ввести количественную характеристику электрического поля.
Такой характеристикой является физическая величина – напряженность.

Настало время записать тему урока: «Напряженность электрического поля». Сегодня на уроке вы должны познакомиться с характеристикой электрического поля – напряженностью и научиться применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.

Напряженность электрического поля – векторная физическая величина, равная отношению силы Кулона, с которой поле действует на пробный положительный заряд, помещенный в данную точку поля, к этому заряду:

E= F/ q

Единица измерения напряженности – ньютон на кулон [Н/Кл]

Напряженность – это силовая характеристика электрического поля.

С учетом закона Кулона напряженность поля равна (задание: вывести формулу самостоятельно):

E= kq/ r2

Решим несколько задач на определение напряженности:

Задача 1.Найдите заряд, создающий электрическое поле, если на расстоянии 5см от заряда напряженность поля 1,6 * 105 Н/Кл.

Дано: Решение:

r= 5см = 0,05м E= kq/ r2

Е = 1,6 * 105 Н/Кл q= Е r2/ k

Найти q-? q= 4,4 * 10-8 Кл.

Ответ: q= 4,4 * 10-8 Кл.

Напряженность – векторная величина. Направление вектора напряженности совпадает с направлением силы Кулона, действующий на единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля. Рассмотрим несколько примеров:

а)

б)

в)

Задание 2.(Выполняется по вариантам. У доски с оборотной стороны тоже самое задание выполняют два учащихся, затем сверяем) Определить направление вектора напряженности в точке А:

Вокруг нас огромное количество источников электрического поля и каждое характеризуется напряженностью.

Принцип суперпозиции полей: если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряженности которых

и т.д., то результирующая напряженность поля в этой точке равна сумме напряженностей этих полей:

Непрерывные линии, касательные к которым в каждой точке, через которую они проходят, совпадают по направлению с векторами напряженности называют силовыми линиями электрического поля или линиями напряженности.

Работа с тренажером по определению напряженности поля . (интерактивная доска)

IV. Итог урока. П.91, 92 упр.17(5)

На сегодняшнем уроке мы обобщили знания об электрическом поле и познакомились с его характеристикой – напряженностью.

Задание 4 (рефлексия).

Вам предлагается составить из звеньев цепочку. Вам известно первое и последнее звено. Логически объясните сделанный выбор.

Файлы: разработка урок.doc
Размер файла: 63488 байт.

Рубрики: Физика Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология