Автор конспекта:
Автор(ы): — Тищенко Александр Николаевич
Место работы, должность: — учитель физики, МОУ Красненская сош Красненского района Белгородской области
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
1. Ввести понятие напряженности электрического поля.
2. Научить применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.
3. Совершенствуя развитие общеучебных умений и навыков обучающихся на старшей ступени обучения, учить элементам творческого поиска на основе приема обобщения.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Физика 10 класс Мякишев, Буховцнв
Краткое описание: — Урок изучения нового материала,В начале урока актуализация знаний учащихся,изучение нового материала с использованием демонстрационного материала, при закреплении материала используется тренажер по определению напряженности
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Как вы видите, на доске нет темы урока, вы запишите ее чуть позже, а сейчас запишите в своих тетрадях число и «классная работа».
II. Актуализация знаний
Представьте себе. Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными, и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза: “Атом – это делимая частица”, то в этой одной фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения.
Задание 1.
Перечислить информацию, которую можно получить из этой фразы.
Ответы учеников.
· Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.
· Протоны и нейтроны состоят из кварков.
· Атом имеет “планетарную” модель.
· Существует два рода зарядов – положительные и отрицательные.
· Тела, имеющие заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды разного знака, взаимно притягиваются.
· Силы, с которыми взаимодействуют заряженные тела, называются электромагнитными.
· Вокруг заряженных тел (частиц) существует электрическое поле.
· Электрическое поле материально, оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем.
· Электрическое поле можно обнаружить по его действию на некоторые заряженные тела.
Итак, вы убедились, что одна фраза может нести в себе огромную информацию не только о самом атоме, но и о том, что может возникать вокруг заряженных тел, т.е. об электрическом поле.
III. Изучение нового материала
Сейчас посмотрите опыт, но без комментария.
Опыт:
Приближаем и удаляем заряженную стеклянную палочку к электрометру.
Ответьте на следующие вопросы:
Что вы наблюдали? Что происходит по мере удаления заряженной палочки?
Ответ ученика: электрическое поле можно обнаружить по его действию на приборы. Также по мере удаления источника электрического поля можно увидеть его ослабевание, и наоборот, по мере приближения, его усиление.
Недостаточно утверждать, что электрическое поле существует. Необходимо ввести количественную характеристику электрического поля.
Такой характеристикой является физическая величина – напряженность.
Настало время записать тему урока: «Напряженность электрического поля». Сегодня на уроке вы должны познакомиться с характеристикой электрического поля – напряженностью и научиться применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.
Напряженность электрического поля – векторная физическая величина, равная отношению силы Кулона, с которой поле действует на пробный положительный заряд, помещенный в данную точку поля, к этому заряду:
E= F/ q
Единица измерения напряженности – ньютон на кулон [Н/Кл]
Напряженность – это силовая характеристика электрического поля.
С учетом закона Кулона напряженность поля равна (задание: вывести формулу самостоятельно):
E= kq/ r2
Решим несколько задач на определение напряженности:
Задача 1.Найдите заряд, создающий электрическое поле, если на расстоянии 5см от заряда напряженность поля 1,6 * 105 Н/Кл.
Дано: Решение:
r= 5см = 0,05м E= kq/ r2
Е = 1,6 * 105 Н/Кл q= Е r2/ k
Найти q-? q= 4,4 * 10-8 Кл.
Ответ: q= 4,4 * 10-8 Кл.
Напряженность – векторная величина. Направление вектора напряженности совпадает с направлением силы Кулона, действующий на единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля. Рассмотрим несколько примеров:
а)
б)
в)
—
Задание 2.(Выполняется по вариантам. У доски с оборотной стороны тоже самое задание выполняют два учащихся, затем сверяем) Определить направление вектора напряженности в точке А:
Вокруг нас огромное количество источников электрического поля и каждое характеризуется напряженностью.
Принцип суперпозиции полей: если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряженности которых
и т.д., то результирующая напряженность поля в этой точке равна сумме напряженностей этих полей:
Непрерывные линии, касательные к которым в каждой точке, через которую они проходят, совпадают по направлению с векторами напряженности называют силовыми линиями электрического поля или линиями напряженности.
Работа с тренажером по определению напряженности поля . (интерактивная доска)
IV. Итог урока. П.91, 92 упр.17(5)
На сегодняшнем уроке мы обобщили знания об электрическом поле и познакомились с его характеристикой – напряженностью.
Задание 4 (рефлексия).
Вам предлагается составить из звеньев цепочку. Вам известно первое и последнее звено. Логически объясните сделанный выбор.
Файлы: разработка урок.doc
Размер файла: 63488 байт.