Автор конспекта:
Автор(ы): — Ткачёва Наталья Фёдоровна

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Обучающая: повторить и обобщить значение наречия, познакомиться с историей его происхождения.

Развивающая: показать роль наречия как одного из выразительных средств языка; развитие умения логически излагать свои мысли, выделять главное, обобщать, составлять план;

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова, составление устного высказывания на грамматическую тему.

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Г.А.Богдановой, Е.М.Виноградовой

Используемое оборудование: —

компьютер, демонстрационный экран.

Краткое описание: —

Вводный урок по теме Наречие с использованием УМК под редакцией Г.А Богданова, Е,М. Виноградовой

Ход урока

1. Огрмомент ( сообщение темы и целей урока)

Эпиграф:

Нет слова, которое бы так замашисто, бойко не вырывалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово…

Н.В.Гоголь.

- А какое оно, русское слово?

- К какой части речи относятся эти слова?

2. Актуализация опорных знаний.

1. Запись и анализ предложения: На песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, неподвижно сидела большая белая чайка, подставив грудь алому сиянию зари, и медленно расширяла свои длинные перья навстречу морю.

Учащиеся дают общую характеристику предложения, объясняют знаки препинания, графически выделяют обособленные члены предложения.

2. Задание классу:

- Найдите в предложении наречия.

- На какие вопросы они отвечают?

- К чему относятся?

- Вспомните, что обозначают наречия. Определите значение наречий в предложении.

3. Сообщение ученика (индивидуальное задание) — презентация по теме «Наречие».

Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Поступить (как?) благородно, уехать (куда?) далеко, очень вежливый ( в какой степени?), сделал ( почему?) невзначай.

Общее грамматическое значение : признак действия или признак другого признака.

Морфологические признаки: не имеет рода, числа, падежа, не склоняется.

Синтаксическая роль: в предложении бывает обстоятельством. Береги честь смолоду. Может быть сказуемым: В лесу было тихо и сумрачно. Определением: Он любил макароны по- флотски.

3. Изучение нового материала. Роль наречий в речи.

1. Работа в группах по материалу учебника §59

Класс делится на 4 группы, каждая из которой получает задание (3-4 мин.):

1 группа: ознакомиться с текстом упр. 359 об этимологии наречия, объяснить связь между глаголом и наречием; работа с толковым словарем: значение слова «живописует».

2 группа: о роли наречий — 1-3 абзацы текста упр. 360;дополнить текстовый материал своими примерами, показывающими роль наречий в речи;

3 группа: 4-6 абзацы ; дополнить своими примерами;

4 группа: вставить на месте пропусков наречия ( на материале упр. 363), определить, какую роль они играют в предложениях.

2. Выступление учащихся. Учащиеся каждой группы рассказывают о происхождении наречия, о роли наречий в речи, приводят свои примеры. По ходу сообщений на доске составляется план текста. Делаются обобщающие выводы.

- Наречия на –о,-е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Термин «наречие» связан с латинским названием «adverbium», где ad-к, для, при, verbium- глагол. Название этой части речи показывает, что наречие обычно поясняет глагол.

  • Наречия «живописуют» глагол (конкретизируют, расширяют представление о глаголе).
  • Наречия — эпитеты.
  • Уточняют признак прилагательного, дают дополнительную характеристику.
  • Основное свойство наречий.
  • Употребление в различных типах речи.

4. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом упр. 361- чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Степь».

- С какой целью, по-вашему, автор использует много наречий?

- Как это связано с типом речи? Что обозначают данные наречия?

- Лингвистический эксперимент: перечитайте текст, исключив наречия. Сравните эти два текста. Что изменилось?

Учащиеся делают вывод о том, что наречия в тексте используются писателем неслучайно. Ему важно было передать звучание песни, с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно это действие. Наречия придают тексту точность, образность, выразительность. Отмечается также, что наречия являются средством связи предложений, а наречия, входящие в состав составного именного сказуемого, нельзя опустить, нарушается смысл предложения.

2. Задание: выпишите из текста наречия с типом строения: глагол + наречие, причастие + наречие, деепричастие + наречие, наречие + наречие; обозначьте главное и зависимое слово.

- Словам каких частей речи подчиняется наречие и каким способом связи присоединяется к ним? (примыкание)

3. Наречия — эпитеты.

— Писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли. Убедимся в этом, прочитав стихотворение П.Панченко. Текст проецируется на экране.

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым.

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым.

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно.

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.

- Автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции.

2. Работа с упр. 362.

- Выпишите 5 предложений, в которых наречия употреблены в переносном значении и становятся выразительным средством речи.

( Таинственно луна сквозь тонкий пар сияет. Торжественно и царственно стояла ночь. Солнце мирно догорало за рекой. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Береза по-детски встряхивает ветвями.)

5. Подведение итогов урока.

6. Задание на дом. Упр. 366, повторить степени сравнения прилагательных. Инд. задание: подобрать пословицы и фразеологизмы с наречиями, сделать вывод об их роли.

Файлы: Урок в 6 классе учитель русского языка и литературы.doc
Размер файла: 44544 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология