Автор конспекта:
Автор(ы): — Семёнова Людмила Геннадьевна

Место работы, должность: — МБОУ»СОШ№1″,учитель технологии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

1. Ознакомление с традициями праздника Масленицы; с русскими частушками, пословицами, обычаями и культурой народа Уфалея.

2. Воспитание возрождения народных традиций; уважения к русской культуре.

3. Изучение литературных источников по данной теме.

4. Выполнение практической работы: выпекание блинов.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Используемая литература:

1. Симоненко В.Д. Технология 6 класс – М.: Вентана — Граф, 2003;

Используемая методическая литература: —

Используемая литература:

1. Соколова С.Е., Барылкина Л.П. Технология – М.: 5 за знания, 2006;

2. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв – Екатеринбург: Сократ,2003

3. Журнал «Крестьянка»,№ 3,1985

4. Газета г. В. Уфалей «NiCo»

Используемое оборудование: —

Кухонное оборудование, продукты.

Инструкционно – технологические карты по приготовлению блинов, карточки с частушками и поговорками о Масленице, реферат по Масленице.

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: — Конспект учебного занятия «Народные праздники города Верхнего Уфалея. Масленица»

Ход учебного занятия

1. Организационный момент:контроль посещаемости, проверка рабочей одеждыготовность класса к уроку.

2. Повторение тем прошлых уроков: по технике безопасности и санитарной гигиене; виды теста; замес теста.

3. Изучение нового материала: (Беседа)

— Какие народные праздники вы знаете, которые отмечают в г. В. Уфалее? (Рождество, Новый год, Пасха, Троица, Масленица).

Три девочки в народных костюмах поют зазывную Масленице:

«Маслена неделя

В Уфалей прилетела,

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

На гулянье поспешила!»

Масленица – этот древне — русский народный праздник, один из самых любимых в народе праздников. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Он не имеет устойчивой датировки. Его празднуют за 8 недель до Пасхи целую неделю.

— Что является главным угощением на Масленицу? (Блины)

Девочка по реферату знакомит с праздником Масленицы.

Русский народ величает Масленицу «Честной Масленицей», Широкой Масленицей», «Весёлой Масленицей». Это – весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. В старину Масленица считалась самым весёлым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. Само слово появилось в ХVI веке.

Дни масленицы были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник – встреча Масленицы

Вторник – заигрыши

Среда – лакомка

Четверг – разгул

Пятница – тёщины вечёрки

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – прощёный день

— Как проводят этот праздник у нас?

В прощёный день уфалейцы собираются на спортивном стадионе и в центре города, чтобы проводить зиму и встретить весну.

« В это воскресенье – проводы Зимы.

В яркое, весеннее разодеты мы.

В той – и этой улочке возгласы слышны:

— Ча – ай с вареньем!

— Булочки!

— Русские блины – ы!..»

На спортивном стадионе сотрудники Центра досуга организовали семейный праздник для жителей всего города. Были проведены конкурсы для семей никелевого завода, в которых участвовали дети. Зрители тоже принимали участие в многочисленных конкурсах от которых не было отбоя, они стремились попасть в лидеры соревнований: будь – то бег в мешках, перетягивание каната, кулачные бои или конкурс частушек. На скорость отведывали блины и запевали чаем. На сцене выступали разные коллективы с песнями и танцами, для детей проводились забавные игры и фокусы, катание с гор на санках. В завершение праздника сжигали чучело Масленицы и все просили друг у друга прощения и забывали про старые обиды, которые накопились за прошлый год.

В центре города, также весело проводили праздник. Было катание на лошадях, гуляние с плясками, песнями, ряжеными. Самым запоминающим являлся конкурс – лазание на столб и подушечные бои на бревне, после чего было ценное вознаграждение.

— Как вы дома встречаете Масленицу?

Ходим в гости, нас угощают блинами и блинчиками, а также мама печёт блины и мы угощаем тех, кто к нам приходит в гости.

— С чем можно подавать блины?

Со сметаной, яйцами, икрой, маслом, мёдом, грибами, кутьёй, вареньем, творогом и т.д.

— Какие блины вы знаете?

Дрожжевые, манные, яблочные, на соде, с припёком, бездрожжевые, рисовые, гречневые и т.д.

4. Практическая работа: Замес бездрожжевого теста на блины. Показ выпечки блинов.

Деление класса на 2 бригады.

Первая бригада – печёт блины, а в это время другая — проводит игры, которые можно проводить на Масленицу, знакомятся с пословицами и поговорками, частушками о Масленице. Далее бригады меняются работой.

5. Закрепление нового материала:

— Когда празднуют Масленицу?

— Чем отмечал народ Масленицу?

— Какие виды блинов вы знаете и с чем их можно подавать?

— Как назывались дни недели Масленицы?

6. Подведение итогов.

Разгадать слова по теме «Масленица»

1 М . . . .

2 . А .

3 С . . .

4 . . . . Л .

5 . Е . . .

6 . . . Н .

7 . И . . . . .

8 Ц . . . . . . .

9 . А . . . .

1. С чем подают блины? (масло)

2. Горячий напиток. (чай)

3. Катание с гор на …… (сани)

4. Что сжигают на Масленицу? (чучело)

5. Языческий бог плодородия и скотоводства. (Белес)

6. Главное угощение на Масленицу (блины)

7. Вид блина. (рисовые)

8. Кто был затейником в народных гуляньях? (царь Пётр)

9. Название дня недели Масленицы. (разгул)

7. Выводы по учебному материалу:

1. Ознакомились с традициями праздника Масленицы; с русскими частушками, пословицами, обычаями и культурой народа Уфалея.

2. Изучили литературные источники по данной теме.

4. Научились выпеканию блинов.

8. Домашнее задание:

Опросить старое и молодое поколение «Как встречали раньше праздник Масленицу?» и написать

реферат об этом.

Файлы: Основы трудового законодательства Р.Ф.zip
Размер файла: 358838 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология