Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузнецова Марина Геннадьевна

Место работы, должность: — КГКП Школа искусств №2 г.Караганды, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное формирование
Уровень образования: — начальное общее формирование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: — дополнительное профессиональное формирование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный главноуправляющий
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 автокласс
Класс(ы): — 2 автокласс
Класс(ы): — 3 автокласс
Класс(ы): — 4 автокласс
Класс(ы): — 5 автокласс

Предмет(ы): — Внеклассная вещь
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литературное прочтение
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель:

ознакомление с языческими обрядами восточных славян, их культурой и традициями.

Задачи:

образовательная — обобщить и закрепить на видеоигровой форме культурологический материал, с которым учащиеся познакомились на ходе изучения пьесы Островского «Снегурочка»;

развивающая — развивать творческие наклонности ребят, сноровка проводить межпредметные параллели;

воспитательная — воспитывать толерантность, уважительное благорасположение к мировому культурному наследию, влечение национальной гордости после свою страну

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 20

Используемая методическая литература: —

Использованные материалы

1. Сб. статей подо ред. Коровиной Т. Сказка на творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2. Уч. институции про 8 класса СШ подо ред. Громова Н.И. Русская литература. — Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.

4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.

6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.

7. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.

8. Плещеев А.Н. Весна. — http://plescheev.lit-info.ru/review/plescheev/002/198.htm

9.Тютчев Ф.И. Зима недаром злится — http://www.chitalnya.ru/work/526993/

10. Русская народная частушка Блины — http://5mp3.org/music/%CF%F0%EE%F9%E0%E9,%20%EC%E0%F1%EB%E5%ED%E8%F6%E0

Используемое оборудование: —

Необходим музыкант про музыкального сопровождения праздника

Краткое описание: — Очень захватывающий и всеобъемлющий сценарий! Включает на себе стихи, пение, загадки, частушки, драматизацию, подвижные игры. Может быть использован и на ДМШ про изучения оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова.

Праздник проходит на улице. Дети на костюмах, родители – вывозят на санках урод Масленицы. Становятся наоборот Масленицы полукругом и, кланяясь ей, приветствуют хором:

«Дорогая наша визитерша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, трехаршинная,

Губки алые, брови чёрные,

Брови чёрные, наведённые.

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапоть частые,

Лапти частые, головастые».

Выходят Зима и Весна.

Зима.Зима недаром злится

Прошла её микропора –

Весна на окнище стучится

И гонит С двора.

Весна. Я — Весна–красна.

Бужу землю от сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.

Зима. Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей на глаза хохочет

И пуще всего только шумит.

Весна. Я — Весна-красна,

Прогоняю с речки лёд.

Светлым делаю восход.

Всюду – на сеево и на лесу –

Людям увеселение я несу.

Учитель. Ребята, издалека, из дальних времен, пришёл к нам настоящий праздник. Больше тысячи лет обратно древние славяне ещё не знали христианства. Они поклонялись силы природы – Солнцу, Дождю, Ветру и др. А на конце зимы патетично провожали Масленицу. Масленица – это морфей Зимы. С ней были связаны холода. На масленой неделе пекли блины, пироги, веселились, ходили наперсник к другу на гости, а на конце недели урод Масленицы, которое делали из соломы, сжигали, давая единица самым дорогу весне и теплу, и кидали его на воду. Последний дней Масленицы – Прощёное воскресенье, когда просили у близких прощения после нанесённые обиды и целовались на капут примирения. Поэтому воскресенье называли «целовальником». А на дальнейшем Масленицы наступал подлинный архистрогий и длинный (7 недель) Великий пост, благодаря чего Масленицу на шутку ругали:

(все хором)«Масленица – блиноеда,

Масленица – жироеда,

Обманула, подвела –

До поста довела,

Дала редьки хвост

На эпохальный пост.

Мы его поели –

Брюха заболели!»

Учитель. А сегодня я научу вас старинной игре «Горелки». Дети попарно становятся наперсник после другом, пред ними на десяти шагах – водящий. Дети хором кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь».

Последняя пара разделяется, детьми бегут заранее и становятся вдоль обе стороны от первой пары. Водящий обязан поймать кого-либо из них, а их теорема – соединиться впереди стоящего. Тот, кого не поймали, занимает скотоместо водящего, и яко играют пред тех пор, до скорого свидания все пары не пробегут.

Дети (девочки). Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько-

С блинами, с караваями,

С варениками.

Дети (мальчики). Наша Масленица годовая,

Она гость дорогая.

Пешком она не ходит,

Всё на конях разъезжает.

Да с единица чтоб кони были вороные,

Да с единица чтоб слуги были молодые.

Учитель. Продолжается наш весёлый праздник. Вот и тройки подоспели, не покататься единица нам? Родители «впрягаются» на саночки и катают своих детей.

Загадки

Родители. Становитесь, дети, на круг, отгадайте наши загадки.

Сидит белоручка на ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Два старших брата бегут впереди,

два младших позади, а догнать не могут. (Колёса)

Я стою на трёх ногах, ноги на чёрных сапогах.

Зубы белые, рычаг Как зовут меня? (Рояль)

На листочке, на странице — яко единица точки, яко единица птички.

Все сидят на лесенке и щебечут песенки (Ноты)

Деревянные подружки пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать пехотинец (барабан)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься — скажу (дневник).

Если ты его отточишь — нарисуешь всё, чего хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это?…(карандаш)

Птица крупная такая

Снова людям помогает.

Кто приносит на хоромина детей?

Догадайся поскорей. (Аист)

Мы на поход его берём,

Вещи все на него кладём.

Он с карманами, большой,

Всю дорогу после спиной. (Рюкзак)

Чтоб имя нота враз назвать,

Ты крокодила обязан знать.

Мне безо труда подскажет Лена,

Что наперсник у Чебурашки -… (Гена)

Он Мальвину яко любил,

Что ей песню посвятил (Пьеро)

Летом сер, зимою бел.

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку (заяц)

Братьев этих словно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья чередой (дни недели).

Скоморохи. А мы родителям частушки подо хромка споём, угу соборно с вами и спляшем. Дети поют подо баян, аккомпанируя себе на деревянных ложках, трещотках, колокольчиках.

Частушки

1-ый ученик:Бегал созвездие вдоль болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

2-ой ученик: На берёзе, на снегу

Укусил коретра блоху.

Сидит созвездие на берёзе,

Умирает С смеху.

3-ий ученик: Мы с милёночком гуляли

Возле нашего пруда.

Нас лягушки напугали,

Не пойдём предпочтительно туда.

4-ый ученик: Побежишь, милый, топиться —

Ты зайди ко нота проститься.

Я пред речки провожу,

Глубже скотоместо укажу.

5-ый ученик: Шла челночница мимоездом рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

Да упала на яму – бух!

Раздавила число мух.

6-ой ученик:Я сидела на окошке,

Ехал славный мои на кошке.

Стал к окошку подъезжать,

Не мог кошку удержать.

7-ой ученик: Было три, было четыре,

Довела пред одного.

Довертелась, докружилась,

Не осталось никого.

8-ой ученик: Приезжали девку сватать

С позолоченной дугой.

Пока пудрилась, румянилась –

Уехали к другой!

Учитель. Что-то мы застоялись, а не поиграть единица нам на «Гуси-лебеди»?

Родители (волки) прячутся на зарослях. Дети (лебеди) должны вдоль команде ведущего пробежать мимоездом них.

Ведущий кричит «гусям» – «Гуси-лебеди, домой!»

Дети – «Серый млекопитающее подо горой, не пускает нас домой!»

Ведущий – «Волк спит, бегите!»

«Гуси» бегут, «волки» ловят их. Так повторяйте пред тех пор, до скорого свидания все «гуси» не будут пойманы.

Учитель. Что, армида Масленица, потешно единица тебе было? Уж мы-то старались вовсю. А теперь, дети, прокатим-ка её напоследях на саночках, угу и будем с ней прощаться.

Дети провозят урод вдоль кругу и возвращаются. Поют, вставши на круг, место из хора «Прощай, Масленица!» Н.А.Римского-Корсакова.

Хор из оперы «Снегурочка» «Прощай, Масленица!»):

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Увезём тебя на вязник подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Сжигают урод Масленицы на костре. Вместе с родителями скандируют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Весна, красна,

Наша Ладушка пришла! (2 раза)

1-ый скоморох: Приходи, весна, Приходи, красна.

2-ой скоморох: Пусть солнца смех достаточно ясна.

3-ий скоморох: Пусть цветы пестреют повсюду.

4-ый скоморох: Подари, весна, мягко честному люду.

Учитель Не забудьте все – взрослые и детьми — на Прощёное воскресенье попросить наперсник у друга прощения.

Песня "Блины" (дети поют хором)

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Хлебом, солью угощаем,

Самовар на конторка несём.

Мы после чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Все: С Масленицей вас поздравляем!

Праздник наш завершаем!

Все угощаются блинами и чаем.

Файлы: Кузнецова Масленица.zip
Размер файла: 56090 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология