Автор конспекта:
Автор(ы): — Боголюбова Лариса Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» учитель русского языка и литературы

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели урока:·

  • Помочь учащимся понять внутренний мир С.А.Есенина через сопоставление автобиографии с его лирикой.
  • Совершенствование навыков сознательного чтения, умения определять идею прочитанного, умения работать над средствами образного выражения.
  • Через музыку, поэзию учить видеть красоту окружающего мира, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

компьютерная презентация, представляющая портреты С.А.Есенина, его матери и сестёр, мест, связанных с именем поэта;

аудиозаписи романсов на стихи С.Есенина;

выставка «Из жизни С.А.Есенина…»

Краткое описание: — Урок внеклассног0 чтения построен как урок — экскурсия в мир С.А.Есенина. Это первое серьёзное знакомство с творчеством поэта, позволяющее увидеть Есенина-сына, брата,певца деревенской России.

Стеля стихов злачёные рогожки,

Мне хочется вам нежное сказать…

С.А.Есенин

Iэтап.

Вступительное слово учителя.

Цель: настроить учащихся на серьезное восприятие поэзии С.Есенина и его творческой индивидуальности.

Ненадолго уклоняясь от столь привычной для вас объявления темы урока, хочу сразу обратить ваше внимание на следующие строки Т. Кузовлёвой:

«Кто такой Есенин? Он весь – движенье сердца, единый поэтический образ – пронзительный, нежный до боли, с бездонностью чувства, с глубинной народной мудростью. Всё в нём – наше, русское: и любовь к родине, и любовь к женщине, и мечтания, и метания, и правдоискательство, и вечная вера в жизнь».

«Вечная вера в жизнь…»

А что такое жизнь с точки зрения С.Есенина?

Оказывается, все до смешного просто. Это все, что нас окружает, и это всё живет своей жизнью.

Откроем томик Есенина, читаем:

(читает ученик)

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосет.

(1910)

Всего 4 строчки, одно сложное предложение, а сколько души, человеческого тепла вложено в эти строчки. Мы видим (хотим этого или не хотим) восход солнца, начало нового дня. Капустные грядки окрашены в красные тона от цвета утренней зари, и молоденький кленок (кленёночек), как малыш, прижавшись к своей матери, набирается сил у сильного, высокого дерева-матери – клёна.

Сегодняшний урок – это наше первое, серьёзное знакомство с творчеством С.А.Есенина. Давайте вспомним, какие стихи Сергея Есенина вы учили в предыдущих классах.

(«Белая берёза», «Черёмуха» и др.)

Заучивая перечисленные стихи наизусть, вряд ли кто из вас задумывался, а что представляет собой поэт С.Есенин. Как он жил? Чем он жил?.Кого любил? Кого ненавидел? Над этими вопросами мы задумываемся гораздо позже. И основная цель нашего сегодняшнего урока состоит именно в том, чтобы понять, кто такой Есенин, что такое Поэзия Есенина.

IIэтап.

1.) Цель: через чтение автобиографии поэта помочь учащимся ярче представить себе личность С.А.Есенина.

Разговор о поэте, его творчестве всегда начинается с рассказа о биографии поэта. И это правильно. Очень сложно говорить о поэте, тем более о его творчестве, не зная его как человека, не зная его истоков.

Если рассказывать о судьбе С.Есенина, не хватит и урока, поэтому остановлю ваше внимание на автобиографии поэта. Я вам ее зачитаю.

(«О себе» стр.193,3т.)

Зачитать наизусть после прочтения автобиографии «О себе».

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему всё заживет».

В автобиографиях (а их несколько) Есенин немногословен. Он вообще избегал разговоров о творчестве, о творческих планах. И, особенно, о личной жизни.

2.) Цель: определить с уч-ся значение темы Родины в творчестве С.Есенина.

Но если речь заходила о матери, сестрах, о местах, где он родился, Есенин преображался. Он мог часами рассказывать о своем селе Константинове, о сельчанах, о деде с бабкой. Любил напевать частушки, полюбившиеся с детства. Все это он считал своей Родиной.

Обратимся к одному из стихотворений Есенина.

«Гой ты, Русь, моя родная…»

(чтение 1 уч-ся наизусть)

— Какие строчки, на ваш взгляд, являются самыми сильными, значительными в этом стихотворении? (последние)

— Почему?

— А почему первые строчки не производят подобного впечатления? (Сначала кажется, что поэт рисует картину деревенской жизни. Как песня льётся его стих, и вдруг неожиданный вывод. Почему? Да потому, что ведь всё это – Русь Есенинская, это его Родина, «Малая Родина». Есенину приходилось много путешествовать, он любил и Москву, и Петербург, бывал и за границей. Но его всегда тянуло на ту, свою Родину, которую он называл «страной берёзового ситца».

Сейчас вы сделали вывод, который перекликается с утверждением многих современников поэта, его поклонников. А вся суть в том, что Есенина считали и не перестают считать «крестьянским поэтом», «певцом деревни». И он сам очень гордился этим.

А разве он мог быть другим? Глубинными корнями связан Есение с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова».

«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

(работа со слайдами «По местам Есенина»)

3.) Цель: показать Есенина как любящего сына, его взаимоотношения с матерью.

(слайд «Портрет матери»)

Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и все только диву давались её творческой изобретательности. Есенин был необыкновенно нежен по отношению к своей матери, и эта нежность чувствуется в его стихах.

«Письмо матери» (чтение наизусть)

— Докажите, что Есенин, действительно, необыкновенно нежен к матери.

— Помимо нежности, чем ещё проникнуто стихотворение?

(грустью, тоской по Родине, волнением за старушку – мать.)

Есенин писал матери, может, не так часто, как того бы хотелось, но ответы от самого дорогого ему человека получал всегда.

«Письмо от матери» (1т., стр.351)

— Какую особенность вы отметили в языке стихотворения?

— Что это доказывает?

4.) Цель: проследить с уч-ся отношения Есенина к сестрам, особенно, к самой любимой из сестер, к Саше.

Безумно Есенин любил и своих сестёр: Екатерину и Александру.

(показ слайда «Сестры»)

Со второй он был более дружен, более нежен, наверное, это было связано с тем, что Саша была младшей из детей в семье Есениных. Ей –то он и посвящает множество своих стихотворений.

(прослушивание записи. Читает О.Басилашвили)

«Я красивых таких не видел…»

— В чем особенность этого стихотворения?

— Только ли о любви к сестре рассказывает С.Есенин?

5.) Цель: показать отношение поэта к «братьям нашим меньшим».

Есенин был нежным сыном, заботливым и внимательным братом. Ну и что, скажете вы, таких примеров сколько угодно.

Действительно, этим мало кого удивишь. Любовь к близким тебе людям естественна. А вот похвалиться необыкновенной любовью к «братьям нашим меньшим» может не каждый.

(выразительное чтение стихотворения)

«Песнь о собаке»

— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

— Почему стихотворение не может оставить равнодушным ни одного человека? Чем это достигается?

Давайте сравним его с другим стихотворением С. Есенина.

«Корова»

(чтение наизусть 1 уч-ся)

— Что объединяет эти стихотворения?

— Какие строчки являются наиболее сильными?

— С чьим горем мы можем сравнить горе, пережитое собакой и коровой?

(С горем матери, потерявшей своего ребёнка. Это плач женщины. Настолько живо, проникновенно, с необычной нежностью и горечью мог писать Есенин о таких, на первый взгляд, привычных вещах.)

«…И братьев наших меньших

Никогда не бил по голове…»

6.) Цель: выявление значения есенинской поэзии в современном обществе.

Поэзия Есенина во все времена была и остаётся близка людям. Нет ничего удивительного в том, что стихи поэта перекладывают на музыку.

(Прослушивание аудиозаписи «Клён ты мой опавший»)

(часть записи)

И на современной эстраде мы часто слышим песни на стихи С.Есенина

«Забава» в исп. А.Малинина.

Когда-то говорили, что человек в своей жизни держит пять коней: четырёх дерзких – детство, отрочество, юность, зрелость – и одного послушного – старость. У Сергея Есенина было только четыре коня, пятого – старости – ему не довелось иметь. Он пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия.

Обращение к эпиграфу к теме урока:

«…Стеля стихов злачёные рогожки,

Мне хочется вам нежное сказать…»

— Прокомментируйте эти строки, опираясь на материал, изученный на сегодняшнем уроке.

IIIэтап.

Цель: подвести итог работы, акцентировать внимание на всепоглощающей любви С.Есенина ко всему живому, подчеркнув человеколюбие поэта.

Сегодня весь урок мы говорили о том нежном, святом чувстве, которым переполнено творчество Есенина. Любовь, всепоглощающая любовь к Родине, матери, ко всему живому. Поэзия Есенина учит любить, и любить всё живое, ведь из этого и состоит наша жизнь.

О творчестве Есенина можно говорить много и долго, и всего всё равно не расскажешь. Хочется закончить урок о поэзии поэзией, стихотворением С. Смирнова, посвящённого памяти С.Есенина.

(Чтение наизусть 1 уч-ся стихотворения

«Прибедняться нежному – негоже»)

Прибедняться нежному — — негоже:

Он стелил на гребне той поры

Не «стихов злачёные рогожки»,

А – золототканые ковры.

Не с того ли нынче, не с того ли

В каждом сердце значится всерьёз –

Акварель малинового поля

И печаль есенинских берёз?

Всё худое отдано архивам.

Увяданья не было и нет,

Он идёт застенчиво-красивым –

Избранно-лирический поэт.

Кто родней, чем он,

Полям и кущам –

Уточнять вопроса не берусь.

Всё равно братается с грядущим

Песенно-есенинская Русь.

Без фонарных труб и барабана

Блещет голос русского певца.

Нежность – завоёвывает страны

И навечно

В плен берёт сердца.

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «С чем я ушёл с урока о С.Есенине?»

Файлы: Vasil' Bykov -full.ppt
Размер файла: байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология