Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Ольга Ивановна

Место работы, должность: —

Учитель в МОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа"

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, развивать навык лирического произведения, воспитывать любовь к своей Родине и к своей природе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2006.
  • Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия. -М, 2003
  • Используемая методическая литература: —

  • Примерная программа МО РФ 2007.
  • Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2005.
  • http://www.sesenin.ru
  • Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе XX века.- М.:ВАКО,2007

  • Используемое оборудование: —

    Компьютер, проектор.

    Используемые ЦОР: —

    Презентация Power Point "Сергей Есенин"

    Краткое описание: —

    На уроке предусмотрены разнообразые формы деятельности на примере биографического и художественного материала. В разработку входит работа с понятиями, хронологией, лирическими стихотворениями.

    «Чувство родины — основное в моем творчестве»

    Есенин — единственный среди русских великих лириков поэте, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.

    Все написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве».

    «Отговорила роща золотая»

    Определите тему стихотворения. (Сожаление о прошедшей юности).

    «Родился в 1895 году 21 сентября, в рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове» (из автобиографии). С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери.

    Работа с раздаточным материалом «Отрывок из автобиографии Есенина С.А. «О себе».

    Стихи Есенин начал писать рано — с 9 лет.

    Сознательное творчество, по словам Есенина, относится к 16-17 годам.

    В 1903 (18 лет) Есенин разослал стихи в различные журналы, но их не печатали. Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты».

    В 1915 уезжает в Петроград: «там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок…когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» (из автобиографии 1925 года). Блок высоко оценил стихи Есенина: «свежие, чистые, голосистые».

    В 1916 году выходит сборник стихов «Радуница», в который вошли стихи, написанные в 16-17 лет. Его восторженно приветствует критика.

    В начале 1918 Есенин переезжает в Москву, с воодушевлением встретив революцию.

    Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.

    Работа с термином в тетради:

    Имажинисты – русская литературная группировка 1920-х годов, утверждала преобладание формы над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

    Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству. Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» — имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

    В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд». В 1924 году выходит сборник «Москва кабацкая».

    Да! Теперь — решено без возврата
    Я покинул родные края,
    Уж не будут листвою крылатой
    Надо мною звенеть тополя.
    Низкий дом мой давно ссутулился,
    Старый пёс мой давно издох,
    На московских изогнутых улицах
    Помереть, знать, судил мне Бог.
    А я люблю этот город вязевый,
    Пусть обрюзг он и пусть одрях.
    Золотая дремотная Азия опочила на куполах.
    А когда ночью светит месяц…
    Когда светит чёрт знает как!
    Я иду, головою свесясь,
    Переулком в знакомый кабак…

    («Да! Теперь — решено без возврата»)

    Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой.

    В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…».

    Работа с раздаточным материалом «Лирика С.Есенина». Ученик читает стихотворение «Письмо к матери».

    Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки.

    Есенин народный поэт, не только потому, что он родился в деревне, но и потому, что каждый человек России хоть однажды переживал те чувства, что и Есенин. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины – рая.

    Мировосприятие поэта складывалось под влиянием русской природы. В ней есть и звуки, и запахи. Природу Есенин ощущал в движении.

    Работа в тетради: заполнение таблицы.

    Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз — в Константиново. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.

    Самостоятельная работа Работа в тетради: Заполнение хронологии с использованием раздаточного материала «С.А.Есенин».

    Итог: мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы

    Домашнее задание:

    1-й вариант: выучить стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»

    2-ой вариант: написать эссе на тему «Мое восприятие природы после прочтения стихотворений С.Есенина»

    Файлы: Есенин С.А.zip
    Размер файла: 6664999 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология