Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №7″ г.Мурома Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

рассказать о творчестве П.И.Чайковского. Определить, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создает музыкальный образ.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

CD-проигрыватель, компьютер.

Музыкальный и иллюстративный материал: П.И.Чайковский, «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года»; р.н.п. «Ах, ты зимушка-зима»; презентация; наглядность (плакаты по предмету «Музыка»: средства музыкальной выразительности, форма и т.д.).

Краткое описание: — Урок музыки по теме года «Содержание и форма в музыке».

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему: «Содержание и форма в музыке». Давайте дадим определение этим двум понятиям.

Ответы детей (Содержание – это то, о чем говорится в произведении, форма – это строение музыкального произведения).

Учитель: Какие формы музыки вы знаете?

Ответы детей (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, форма вариации и др.).

Учитель: действительно, композитор не случайно выбирает ту или форму для своего произведения. Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы детей (с содержанием; от того или иного содержания, которое композитор хочет раскрыть в своем произведении будет зависеть и форма).

Учитель: Правильно. На сегодняшнем уроке мы послушаем пьесу русского композитора П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года». С творчеством этого композитора мы знакомимся на протяжении всех лет обучения музыке. Что вы можете сказать о творчестве этого композитора? Какие биографические данные можете привести? Какие произведения П.И.Чайковского можете назвать?

Ответы детей. Дополнения учителя

Учитель: Действительно, П.И.Чайковский – великий русский композитор, написавший огромное количество музыки. Среди его произведений оперы, балеты, симфонии, концерты, романсы, сборник фортепианных пьес для детей «Детский альбом», фортепианный цикл «Времена года».

О создании фортепианного цикла «Времена года» следует сказать следующее: П.И.Чайковский написал этот цикл из двенадцати фортепианных пьес специально для журнала «Нувеллист». Позже они вышли отдельным сборником.

У всех пьес данного цикла два названия. Первое – название месяца, второе – собственно название пьесы. Задание перед слушанием: о чем, как вы думаете, хотел рассказать композитор в этом произведении?

Слушание.

Ответы детей (композитор рассказывает о последнем месяце осени – ноябре, когда уже ощущается приближение зимы, когда уже убраны нивы и открываются широкие бескрайние русские просторы. И как хорошо прокатиться на тройке лошадей по раскинувшимся просторам, послушать цокот копыт, порадоваться морозному дню, полюбоваться красотою родной природы).

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Ответы детей.(мелодию, темп, динамику, регистр и т.д. Отдельно следует сказать о форме пьесы: она написана в 3-х частной форме, где первая и последняя части совершенно одинаковы и рассказывают о красоте русской природы. Вторая часть резко отличается от первой и последней: темп из медленного становится быстрым, мелкие длительности в высоком регистре фортепиано имитируют цокот копыт. Вторая часть описывает собственно прогулку на тройке лошадей).

Учитель:Ребята, какими словами вы бы определили тему нашего сегодняшнего урока?

Ответы детей.

Учитель: Да, тема нашего сегодняшнего урока: «Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского». А что такое музыкальный образ?

Ответы детей (музыкальный образ – это то жизненное содержание, те творческие замыслы, которые хотел воплотить в своем произведении композитор).

Учитель: И продолжая тему приближающейся зимы, я предлагаю вам исполнить уже знакомую нам русскую народную песню «Ах, ты зимушка-зима».

Пение. Работа над выразительностью исполнения.

Итог урока: Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? Какое впечатление произвела на вас прослушанная на уроке музыка?

Д/з: подготовить сообщение об одной из пьес фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Файлы: Жанры фольклора.ppt
Размер файла: 744448 байт.

Рубрики: Искусство Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология