Автор конспекта:
Автор(ы): — Корякина Наталья Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №21″ учитель музыки

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария», Глюк «Мелодия», песня « Мама» Ж. Фелистокле, из кинофильма «Волк и семеро козлят», С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся»

Используемое оборудование: —

проектор, компьютер

Краткое описание: — Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. — Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Тема: "Образ матери – великая тема искусства "

Цель: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи:

1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария», Глюк «Мелодия», песня « Мама» Ж. Фелистокле, из кинофильма «Волк и семеро козлят», С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся»

Дополнительный материал: репродукции картин — С. Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А. Дейнека «Мать»; иконы — Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.

ХОД УРОКА.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Встало солнце рано – рано

Ученики: Добрый день!

Учитель: Плещут волны океана

Ученики: Добрый день!

Учитель: Поднимается пшеница и звенят задорно птицы,

Эй, ребята – малышата,

Ученики: Добрый день!

Введение в тему урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.

- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” — слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Слайд № 1, 2

Учитель: Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.

Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери.

Работа по теме урока.

- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” — одна из самых прекрасных картин на земле.

Слайд № 3 “Сикстинская мадонна”

- Внимательно вглядитесь вкартину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Наней изображена прекрасная молодая женщина сребенком наруках, которая легко ступает пооблакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа настрадания имуку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной воимя высшего долга пойти нажертву. Мария— идеал материнства. Художник всвоих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

- Давайте послушаем сочинение австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария!».

(На фоне слайда «Сикстинская мадонна» звучит «Аве Мария», учитель читает):

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

- Ребята, вам понравилась музыка? Обратитесь за помощью к словарям, опишите музыку по характеру. Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки?

- Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. ВЗападной Европе онбыл связан скультом мадонны, анаРуси— сБогородицей.
Одним излучших образов византийской живописи является икона
«Владимирская Богоматерь». Слайд № 4

- Ребята, что вы видите? ( Младенец нежно прижимается личиком кматеринской щеке иобвивает рукой еешею. Детские глаза устремлены кМатери, они словно ищут унее защиты. Наеестрогом лице затаились тревога ипечаль. При всей материнской нежности вееоблике чувствуется сознание неизбежной жертвенности).

Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

- В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Воспетая.

- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.

С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения — слушание.

(На фоне музыки идут слайды)

Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

(Остановиться на слайде № 11)

- Ребята, что вы увидели? (картины, иконы)

- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

Ребята, какой образ запечатлён на всех иконах?

- Русские художники всвоем творчестве также необходили стороной образ женщины — матери. В искусстве XXвека совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие иискренние человеческие чувства. Вечная иемкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа ксвоему будущему.
Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла втворчестве художника
К.С.Петрова-Водкина. Слайд № 12

Накартине «Петроградская Мадонна» молодая женщина сгрудным ребёнком изображена нафоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Неслучайно она повернулась спиной кгороду. Мать иребенок, как символ вечной жизни идобра, царят надо всеми. Несмотря нато,что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она всеже простая петроградская работница. Еёглавная забота— это забота о ребёнке, оего настоящем ибудущем.

- Ребята, какие краски использует художник? Почему?

- Величие ицеломудрие, достоинство иженская гордость ощущаются воблике матери скартины А. А.Дайнеки «Мать». Слайд № 13

- Эта картина выполнена спокойными, постельными тонами.

Слайд № 14 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”

- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

- Так уж устроена наша жизнь, что взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

- Сегодня я хочу познакомить вас с новым литературным произведением. Называется оно «Легенда о матерях», автор – Иван Панькин.

Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.

ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. Слайд №15 (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

–Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

–Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины

–сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

–Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

–Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут — пождут матери – не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.

От его смеха даже волны заходили по морю.

–Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

–Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?

-Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)

- Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)

- Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!

- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

- Ребята, давайте вспомним стихи о маме, прочитаем их с любовью и благодарностью. (Дети читают стихи о маме)

Итог урока.

- Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину этих прекрасных художественных произведений.

- В заключении нашего урока давайте красиво, с чувством, споём песню о маме. Слайд №16

Файлы: Образ матери великая тема в искусстве.ppt
Размер файла: 2766336 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология